Найти в Дзене
Мысли юриста

Он квартиры отцу подарил без моего согласия, а я имею на них право, так как мы в браке были тогда. Отмените сделки и выделите мне половину.

- Арина, я за тобой уже год ухаживаю, ты выйдешь за меня замуж? - За этот год мы поссорились несколько раз, расходились на пару месяцев. Артур, я тебя очень люблю, но нам будет трудно. У тебя характер, да и я неуступчивая, упрямая. - Я люблю тебя, и другой мне не надо. Они сыграли шумную и красивую свадьбу. Гости, белое платье, свадебное путешествие - все как полагается. Супружеская жизнь была очень «неравномерной». Скандалили молодые по полной: с битьем тарелок, с уходом из дома. Но самое славное было после скандала – примирение: вот тут они были великолепны. Отец Артура покачал головой, глядя на все это: - Сынок, а когда ты устанешь от такого? Ведь семья – это твое убежище от всего. Место, где ты можешь расслабиться. У тебя же жизнь идет так, словно ты на поле боя. - Папа, зато как мы сладко миримся, ты не представляешь. - Так ведь эйфория рано или поздно закончится, а у вас, как у подопытных животных, выработается привычка: сначала скандал, потом сладкое примирение. Вы же для удовол
очаровательные котята Рины Зенюк
очаровательные котята Рины Зенюк

- Арина, я за тобой уже год ухаживаю, ты выйдешь за меня замуж?

- За этот год мы поссорились несколько раз, расходились на пару месяцев. Артур, я тебя очень люблю, но нам будет трудно. У тебя характер, да и я неуступчивая, упрямая.

- Я люблю тебя, и другой мне не надо.

Они сыграли шумную и красивую свадьбу. Гости, белое платье, свадебное путешествие - все как полагается.

Супружеская жизнь была очень «неравномерной». Скандалили молодые по полной: с битьем тарелок, с уходом из дома. Но самое славное было после скандала – примирение: вот тут они были великолепны.

Отец Артура покачал головой, глядя на все это:

- Сынок, а когда ты устанешь от такого? Ведь семья – это твое убежище от всего. Место, где ты можешь расслабиться. У тебя же жизнь идет так, словно ты на поле боя.

- Папа, зато как мы сладко миримся, ты не представляешь.

- Так ведь эйфория рано или поздно закончится, а у вас, как у подопытных животных, выработается привычка: сначала скандал, потом сладкое примирение. Вы же для удовольствия скандалить начнете.

— Это просто притирка характеров.

- Смотри, сын. Тебе жить. Но представь, что ты - ребенок, приходишь домой, а тут скандалы такие.

- Папа, вы же с мамой не ссоритесь.

— Вот именно, ты жил в покое, рос в нем. А своим детям ты хочешь другое? Чтобы они приходили, и видели родителей, которые кричат, беснуются, бьют посуду, убегают из дома?

- Не хочу, так не должно быть.

— Вот и думай.

Артур, когда Арина начала в очередной раз скандалить, хотел сначала ответить «достойно», а потом вспомнил слова отца и сказал:

- Да, любимая, ты права.

Арина по инерции еще что-то сказал и замолчала:

- В смысле, права.

- В прямом. Раз ты ругаешься, то я недостаточно уделяю тебе внимания. Пойдем в кино?

- Пойдем.

Через полгода, по просьбе родителей они заключили брачный договор.

- Отцу надо приобрести недвижимость. Решили часть на меня, часть на брата. Чтобы мы потом смогли передать ему имущество свободно, не дергая жен, нужен брачный договор.

Арина согласилась, договор подписали, указав, что имущество принадлежит тому, на кого оно записано.

Арине стало откровенно скучно в семейной жизни: ни поругаться, ни поскандалить. Артур всячески уходил от конфликтов и скандалов, и она злилась:

- Ты тряпка, даже мне возразить не можешь.

- Не хочу. А раз ты дошла до оскорблений, то давай разводиться.

Через полтора года после свадьбы они тихо развелись через ЗАГС.

Какое-то время они провели раздельно, и встретились случайно, в августе, спустя месяц после развода.

- О, Аришка, привет. Ты что тут делаешь?

- Да вот, зашла в торговый центр, прикупить новый купальник, на пляж еду. Пока погода радует, надо успевать.

- Одна едешь? А то поехали, отвезу. Ты великолепно выглядишь.

- Еду одна, отвези, не возражаю. Я тоже по тебе соскучилась.

Артур и Арина снова стали встречаться, тихо, без скандалов. Артур поговорил с ней:

- Понимаешь, что мы сами виноваты в расставании. Мы стали строить брак на скандалах и примирениях. Мы перестали разговаривать, делиться. Зачем, если потом это все может обернуться против тебя в очередном скандале. И представь, Арина, ты родила дочку или сына. Малыш доверчиво смотри на нас, как на папу и маму. А они начинают орать, швыряться тарелками, оскорблять друг друга на его глазах.

Арина представила, как пугается ребенок, начинает плакать, и себя – орущую и обзывающую Артура в попытке что-то доказать. Что именно – непонятно, так как на утро причину скандала она и не помнила. И… покраснела.

- Наверное, я не права была, Артур. Ты это быстро понял и пытался мне это сказать, что-то изменить, а я все испортила.

Спустя полгода после развода они вновь расписались. Уже тихо, без помпы и свадьбы.

Вскоре родился ребенок. Жили они относительно спокойно, Арина пыталась срываться, но сама себя останавливала.

Три года они были вместе, ребенок почти дорос до садика, и тут грянул скандал, Арина словно «с цепи сорвалась». Каждый вечер, уложив ребенка и плотно закрыв дверь, она начинала высказывать Артуру какие-то претензии, переходя на крик.

Он отмалчивался, предлагал ей сходить к психологу. Это же ненормально, так психовать. Или врачу показаться. Может, это с организмом что не так, или депрессия какая.

-Ты сам ненормальный, а я нормальная. Я ненавижу тебя,- запиралась она в спальне и рыдала.

Арину было не остановить. Закончилось все повторным разводом. В этот раз в отношениях была поставлена точка, Артур почувствовал какое-то облегчение, что ли. Да, он любил Арину, многое прощал, но устал, просто устал от скандалов.

Деньгами он Арине помогал, но остальное – все, разошлись.

За три года второго брака Артур купил три квартиры, деньги на них выделял отец. Почему так делали? История и судебные решения об этом умалчивают.

Арина, конечно, знала о покупке квартир.

- Ты мне все отдашь, все выделишь.

- Что я выделю?

- Квартиры. Ты купил три квартиры, так что половина моя, в браке покупал.

- Ничего я тебе не должен. И вообще, ты же знаешь, что это отца квартиры.

- Тогда деньги давай, половину от стоимости квартир, и я не буду ничего требовать.

- Арина, мы с тобой в это имущество ни копейки не вложили. Какие деньги?

-У отца возьми. Я знаю, в вашей семье деньги есть.

-Арина, я и так тебе весьма прилично помогаю. Давай жить спокойно.

Арина временно отступила. Но спустя два года узнала - Артур женится, нашел девушку, и скоро свадьба.

Арина разозлилась, и спустя два года она все же решила:

- Артур, я тут подумала, почти три года с момента развода прошло, срок исковой давности для раздела имущества истекает. Давай квартиры поделим.

- У меня нет никаких квартир. Я их еще в 2019 году переоформил на отца, оформил дарение. Деньги его, и квартиры его.

- Ты моего согласия на это не спросил. Давайте мне за половину в денежном эквиваленте.

- Нет, Арина. Я все законно сделал. Если помнишь – у нас был брачный договор. И квартиры покупались на мое имя, считаются моим личным имуществом. Мне твое согласие не надо было на их отчуждение. Вдобавок, есть договор дарения денег от отца – мне.

-Ага, ты сейчас женишься, и деньги давать перестанешь. Давай деньги за квартиры.

-Нет ни денег, ни квартир.

Арина подала иск в суд:

- Прошу признать квартиры – все три – совместно нажитым имуществом и произвести их раздел. Мы с 2017 по 2020 годы состояли в браке. В период брака мы приобрели три квартиры, право собственности на которые было зарегистрировано на моего бывшего мужа Артура. Эти квартиры являются совместно нажитым имуществом, так как приобретены в браке. Спустя два года после развода, в 2022 году, мне стало известно, что Артур подарил квартиры своему отцу еще в 2019 году. Согласие на отчуждение квартир я не давала. Прошу так же признать недействительными договоры дарения квартир, вернуть квартиры, и признать за мной и Артуром по ½ доли собственности на квартиры.

Артур, конечно, возражал.

- Во-первых, у нас был брачный договор, и по нему – все что на меня записано – моим личным имуществом и является. Во-вторых, был договор дарения денег отца мне, для покупки этих квартир. А купленное на личные средства, является личным имуществом.

- Да вы договор дарения денег только перед судом на коленке написали, - кричала Арина. – Требую провести экспертизу.

Но суд почему-то проигнорировали это требование женщины.

Суд первой инстанции Арине в иске отказал.

…спорные квартиры были приобретены за счет денежных средств отца, в связи с чем не являются совместно нажитым имуществом супругов и не подлежат разделу. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о признании оспариваемых сделок недействительными, указав, что о наличии спорных квартир истцу было известно еще в 2019 году.

Апелляционная и кассационная инстанции с этим согласились.

Дело дошло до Верховного суда, который посчитал, что есть нарушения при рассмотрении дела.

- Господа, начнем с того, что суды необоснованно отказали в экспертизе договора дарения денег, тогда как истец считала его подложным, а отказ вообще ничем не обоснован.

Принимая во внимание, что данный вопрос требует специальных познаний, которыми суд не обладает, необходимые сведения для правильного разрешения дела могли быть получены посредством проведения судебной экспертизы в соответствии со статьей 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Так же суды возложили обязанность на Арину доказывать, что Артур знал о ее несогласии на данные сделки. Это неверно.

А теперь «вишенка на торте». Сотрите – когда заключен брачный договор? В 2016 году, в период первого брака, который был расторгнут еще в 2017 году. Так в момент расторжения брака он утратил силу, и не распространяется на новые отношения. Если Артур заново женился на Арине, то и новый брачный договор должен был заключить. Так что квартиры приобретены в браке, и никакого брачного договора, изменяющего режим собственности супругов на имущество – нет.

брачный договор прекратил свое действие в связи с прекращением брака между Артуром и Ариной, и его условия о режиме, приобретаемого супругами в период брака имущества, не распространяются на период последующего брака сторон, зарегистрированного в 2017 году. Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что стороны распространили положения брачного договора на период нового брака, не основан на законе.

Так же суд первой инстанции не определил точно, когда Арине стало известно о дарении квартир. Он не определил этот срок, поэтому, применив срок исковой давности необоснованно.

В общем, дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

P.S. Рассмотрение дела назначено на сегодня, на 8 апреля.

Но это только начало, сейчас стороны будут проводить экспертизу договора дарения денег, устанавливать, является ли имущество – личной собственностью Артура, устанавливать дату, когда Арина узнала о дарении квартир, и применим ли срок исковой давности в данном деле.

Шанс получить половину, долю в этих квартирах у нее есть. Дело положила в закладки. Надеюсь, к осени рассмотрят.

*имена взяты произвольно, совпадения случайны. Юридическая часть взята из:

Определение Верховного суда РФ от 20.02.2024 по делу № 24-КГ23-26-К4

Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.