Категория подросткового кино интересна тем, что открывает своего рода промежуточный мир ещё не до конца сформировавшегося сознания.
Сформировавшегося — значит стабильного, нашедшего место в конкретной социокультурной и экономической иерархии.
Подросток же представляет собой блуждающую фигуру, чьи искания разрываются в попытках понять и принять предложенные правила игры. Эта стадия, полная противоречий и конфликтов, как внешних, так и внутренних, привлекла кинематографистов сравнительно недавно. Пока сценарист и режиссёр Джон Хьюз не обратил внимание на то, что жизнь подростка отличается не менее интенсивным и глубоким психологизмом, чем жизнь взрослого, на экранах находили весьма стереотипные и предвзятые воплощения подросткового возраста, который, в сущности, воспринимался как продолжение счастливого и беззаботного детства. В таких же картинах, как «Клуб «Завтрак», зрители увидели иную грань проблемы: подростки тоже личности, их бунт мотивирован вопросами, почему мир устроен именно так. Межа, делящая отцов и детей, оказалась пропастью глобального непонимания.
Комедия граничит с драмой.
Ребяческое озорство не что иное, как стремление младшего поколения достучаться до сердца поколения старшего.
Но всё это философия, мешающая критическому анализу.
Что же с фильмом?
«Возможности карьеры» снят по сценарию Хьюза и рассказывает о судьбоносной встрече Джима и Джози.
Джим — повеса, разгильдяй, герой без «героического» нутра, фактически, пародия на художественный характер. Он фантазёр, откровенный лгун, но парень неплохой, просто не понимает, чего хочет от жизни. Окружающий Джима быт — это потоки требований найти нормальную работу, обеспечить себя, выйти в люди, зажить, наконец, самостоятельной жизнью, что, в сущности, пугает парня, заставляя того выдумывать одну невероятную историю за другой, тем самым превращая рассказы в некий заслон против закостеневшей, инертной реальности, в пределах которой Джим чувствует себя крайне неуютно.
В этом смысле Джози — полная противоположность Джима. Она из состоятельной семьи. Живёт на всём готовом. Девушке совершенно не обязательно задаваться вопросами о карьере, потому что её жизненный путь расписан наперёд. И если Джим — персонаж-пустышка, «заполняющий» себя почёрпнутыми из массовой культуры байками, то Джози, напротив, героиня заранее подготовленного сценария, что, тем не менее, серьёзно волнует девушку, желающую жить своей жизнью. И здесь, в одной на двоих потерянности перед чужим миром взрослых, герои находят друг друга.
Основная тема фильма нисходит к извечной конфронтации поколений и трансформируется в причудливый концепт. Хьюз не выстраивает классический нарратив о воспитании и понимании, как важно сделать выбор на перепутье между молодостью и зрелостью, ведь в таком случае мы получили бы опостылевший и дешёвый, дидактический рассказ о недоросле. Отнюдь. Сценарист играет в куда более широком диапазоне, затрагивая самые принципы драматургического повествования.
Джим — не герой. И авторское сознание как бы смыкается с сознанием персонажа. В открывающей сцене Джим говорит напрямую со зрителем, ломая художественный канон: персонаж прорывается сквозь условную границу, отсекающую публику от происходящего в фильме, фантазирует на ходу увлекательную историю, которая в отдельных аспектах повторится в картине — будут и приключения, и прекрасная дама, и злодеи, и, что главное, герой-спаситель. Но ведь Джим не герой? Верно. Он трафарет, нулевая степень персонажа. Сценарный талант Хьюза проявляется в создании асимметричной диспозиции персонажа и среды: Джим везде не к месту, его гонят то с одной, то с другой работы, словно миру невыносима такая пустота. Джим — это герой, который не может себя создать. Он имеет номинальный психологический портрет, но и только. Джим не встраивается в историю, а истории как бы и нет — просто жизнь как она есть. И эту жизнь пытается осмыслить Джим, не в силах стать в ней главным героем.
Особое значение в подобной перспективе приобретает место действия. Супермаркет не случайная локация и не просто фон. Джим и Джози, персонажи, мучимые выбором, когда никакой выбор не приводит к счастью, тусуются там, где люди исчезают в безграничном пространстве альтернатив. Мир — это супермаркет. Неважно, что ты выберешь, сам процесс выбора — камень преткновения. Модель потребления, возведённая в превосходную степень, обесценивает важность единичного выбора как такового, при этом перегружая едва ли не сакральным смыслом процедуру выбора. Варианты фиктивны. Поэтому картина резвящихся в пустом магазине парня и девушки прочитывается на дополнительном уровне: люди, ищущие свободу посредством отрицания какого бы то ни было выбора, превращают торговые залы и стеллажи в игровую площадку, снижая пафос культа потребления. В пространстве, где каждая пядь обусловлена обязанностью постоянно пребывать в состоянии выбора, персонажи раскрепощаются, найдя наконец «транзитную зону», которую давно искали. Запертый на ночь супермаркет — это опровержение мира порядка, «слепое пятно» для иерархически слепленной среды, чуждой как Джиму, так и Джози. Иронично, что внутренняя драма персонажей развивается с полярных позиций: если Джима гложет внутренняя пустота, неспособность встать в отлаженный социальный механизм, то Джози, наоборот, снедает железная предопределённость её судьбы. Две крайности пересекаются в белоснежном царстве товарного изобилия.
«Возможности карьеры» нельзя назвать обычной подростковой комедией. Обладая типичными стилистическими и жанровыми чертами, нарратив без зазрения совести водит зрителя за нос. Да, на первый взгляд это «припудренная» история о любви, приключении и победе. Но лишь формально. Ловко манипулируя драматургическими приёмами, Хьюз намеренно создаёт простое, если не банальное, повествование, на базе которого воздвигается неординарный метакомментарий, касающийся героя как нарративной фигуры.
Персонаж ищет себя в плеяде собственных же выдумок. Находит ли?
Поделитесь в комментариях, как Вам фильм:) Интересно узнать Ваше мнение)
Подписывайтесь, ставьте лайки:)
Также заходите на наш канал на ютубе, там много интересного!