Марья Егоровна прожила целую жизнь. Она понимала, что ей осталось совсем немного. Может год, или два, а возможно, несколько месяцев или даже недель.
Ноги уже не слушались, колени не гнулись. Она еле-еле передвигалась по дому. А на улицу редко выходила. Ступеньки с третьего этажа были ей не под силу.
Все чаще Марья Егоровна задумывалась над прожитой жизнью.
Всякое бывало: и хорошее, и плохое. Кто без греха проживёт свою жизнь? Нет таких.
Старушка вспоминала, кого она обидела, а кто обидел ее. Со временем обиды забывались, но с этими людьми она больше не общалась. Неприятный осадок остался. Хотелось бы перед смертью прощения попросить, но где же теперь найдёшь всех. Она поделилась с соседкой своими мыслями, а та предложила сходить в церковь, покаяться.
- Да как же я пойду? Ноги не слушаются. Да и не выстоять мне в церкви.
- Витька мой довезёт тебя. А в храме лавки возле стены стоят для таких, как ты. Главное - желание. Подумай хорошо.
После этого разговора Марья Егоровна потеряла сон. Она понимала, что Анна Петровна права. Надо идти на исповедь. Днями и ночами старушка вспоминала свою жизнь. Вспомнила все свои грехи, которые совершила вольно или невольно. Понимала, что надо успеть. Но почему-то боялась идти. Уже и Анна несколько раз предлагала. А Марья Егоровна тянула.
И вот однажды ей приснился сон. Ангел показал ей ад, а потом рай. Марья проснулась вся в холодному поту и приняла решение, что больше тянуть не стоит. Пора очиститься от грехов.
С утра она пришла к соседке и попросила отвезти ее в церковь.
И вот она в храме. От волнения у нее подкашивались ноги и кружилась голова. Она присела на лавку и закрыла глаза.
Какая-то девушка потрогала ее за плечо и спросила:
- Вам плохо, бабушка?
Марья Егоровна приоткрыла глаза и прошептала:
- Чувствую, что помру я скоро. Мне бы исповедоваться. Помоги, внучка. Позови батюшку.
И Марья Егоровна прислонилась к стене. Казалось, что силы покидают ее. Она не могла и слова вымолвить. Ни о какой исповеди и речи не могло быть.
Но, видимо, не просто так ей приснился сегодня ангел. Она приехала в церковь в будний день. Людей было мало и служба закончилась.
Тут она услышала голос: Ты хотела исповедоваться?
Марья Егоровна хотела ответить, но только, как рыба открывала рот. Не могла вымолвить ни слова. Бабушка в ужасе осознала, что не может говорить. Она со страхом смотрела на батюшку, и слезы текли по её щекам. Старушка с мольбой и отчаянием схватила священника за руку. Тот понял всё.
Он сказал, что будет ей задавать наводящие вопросы. А она может кивать в ответ или качать головой.
И священник начал свою работу. Он спросил: первая ли это исповедь. Старушка кивнула. Затем батюшка стал спрашивать про те грехи, которые люди могли совершить за свою жизнь.
Старушка кивала или мотала головой, а слезы текли по ее лицу. У нее даже сил не было их вытереть.
Казалось, что исповедь длилась вечно. Марье Егоровне было очень плохо.
Наконец, священник сказал: Я отпускаю тебе твои грехи. Иди с миром.
Старушка перекрестилась, с радостью посмотрела на священника и тяжело вздохнула.
Этот был ее последний вздох.
- Хвала Господу! Она успела!
Марья Егоровна умерла прямо в церкви. В своих последних мыслях она раскаивалась и искренне сожалела о своих грехах. В этот момент Бог забрал ее к себе.
Это ли ни чудо!