Бурый медведь не зря национальный российский зверь. Слишком большая часть территории нашей страны пригодна для его обитания. И есть регионы площадью в пол-Европы, где шансы встретить в лесу мишку все еще очень велики.
Понятно, что все рекомендации на этот случай хороши на бумаге – в реальности они обычно улетучиваются из головы напрочь. Но из любого правила бывают исключения. Да и потом – многие из полезных советов такого рода рассказывают не о том, что делать при встрече с мишкой, а о том, как этих встреч не допускать.
Мишки с избытком общительности
В целом среднестатистический медведь сам не особо горит желанием знакомиться с людьми. Так уж сложились у человечества отношения с дикими животными. И так действительно лучше и проще для всех.
Однако из любого правила есть исключения, а в этом их даже довольно много. Человеком интересуются звери повышенной любознательности (в первую очередь молодняк), медведи, по каким-то причинам уже более-менее привычные к нему, а также очень голодные экземпляры – шатуны зимой, больные и старые звери. Может произойти и случайная встреча – мишка хоть и бдителен, но тоже может малиной чрезмерно увлечься...
Соответственно, в первую очередь следует обезопасить себя от самых очевидных вариантов. Голодными медведи с наибольшей вероятностью бывают весной – сразу после выхода из спячки. В этот период нужна особая бдительность.
О появлении медведя с повышенным интересом к людям обычно быстро становится известно. И не помешает перед походом в лес в отдаленном районе расспросить местных – не случалось ли в последнее время чего такого (под «таким» может подразумеваться нападение на скот, выход к охотничьим стоянкам или деревням, и т.д., и т.п.).
В числе прочего, этот нехитрый прием позволит узнать о возможных крайностях – не замечен ли в окрестностях шатун или (упаси судьба!) медведь-людоед. Такие встречаются много реже, чем о них говорят, но они не выдумка. Таким путем нередко идут старые, покалеченные или больные звери, ибо человек – добыча легкая (ни бегать толком, ни сопротивляться!), но притом немаленькая и питательная.
Узнав о чем-то подобном, нужно сделать самую простую и очевидную вещь – не ходить в лес! С агрессивно настроенными медведями, угрожающими людям, начинается немедленная и суровая война на уничтожение. Так что стоит подождать, пока людоеда не найдут и не пристрелят. Шатун может и сам угомониться с потеплением и появлением достаточного количества пищи.
А справиться с медведем, решительно настроенным нас скушать, шансов нет. Ну где у нас былинные богатыри, способные выйти на косолапого с ножом? Вот то-то! Так что лучше такого просто не допускать.
А если вдруг случайно?
Что до просто любопытных или невнимательных медведей, тут однозначно рекомендован шум. Нет, не надо включать в лесу музыку на все децибелы или орать как резаному на постоянной основе. Этот как раз вредно – пугается вообще вся местная живность.
Но сделать все это при возникшем подозрении (мало ли, что там в кустах за поляной ворочается?) и тем более при очевидном контакте со зверем – правильный вариант. Тут уж не до охраны природы, себя бы охранить. Мишки же, выясняя отношения между собой, пользуются, среди прочего, и грозным ревом. И потому склонны уважать того, кто громко кричит, да еще и «на иностранном языке», то есть звуки получаются странные.
Если источник звука будет не один (например, будут орать одновременно человек и его техника), это создаст иллюзию массовости. Одному против компании выступать даже медведю не с лапы.
Шуметь лучше, стоя на бревне или пне, и подняв над головой руки с растянутой на них одеждой (сойдет и какой-нибудь крупный предмет). Дело в том, что медведи склонны демонстрировать силу, поднимаясь на задние лапы – кто выше, тот и страшней. Так что с их точки зрения тот, кто очень высокий и громко орет – серьезный противник. Так что стоит техническими средствами увеличить себе рост.
А вот бросаться предметами не надо. Человек вряд ли сможет убедительно швырнуть что-то достаточно тяжелое для того, чтобы убедить медведя. А всякие мелкие камни и палки он воспримет только как оскорбление.
Опасный детский сад
Худший вариант – когда попадается медведица с маленькими медвежатами (этого года, то есть вероятней всего такая встреча летом). Косолапые – еще те «яжмамки», и не станут разбираться, кто первый начал и что вообще происходит, когда в дело замешаны их бесценные чада.
А медвежата по младости и глупости общительны и любопытны, и запросто суют свои носы туда, куда не следовало бы. И вот заявится такой симпатяга на стоянку или на бережок, просто посмотреть, что да как, да чего еще эти двуногие понавыдумывали – а тут его маманя...
Что делать? Ни в коем случае не идти на контакт с медвежонком! Как можно быстрее отступать (шагом и спиной вперед!), до тех пор, пока вас надежно не разделят кусты и деревья. В зависимости от местности, это может быть и 50, и 100 метров, и даже больше. Далее – бить рекорд скорости на средней дистанции.
Да, маленькие медвежата очень симпатичные и сами по себе почти безопасны! Но их мамаша – ни в коей степени не то и не другое! Если она увидит своих деточек в непосредственной близости от страшной двуногой бяки – очень велики шансы, что она решит эту бяку физически устранить, хотя бы в рамках профилактики. Опасно и просто оставить на медвежатах свой запах – чутье у родительницы хорошее.
Медведица с медвежатами занимает второе место в рейтинге медвежьей опасности после косолапого людоеда, уже распробовавшего вкус двуногих. Она точно не менее опасна, чем самец-шатун зимой. И это надо понимать и всеми силами уклоняться от подобных знакомств.
Только без угощений!
Есть еще одно правило, нередко нарушаемое людьми из лучших побуждений. Нельзя угощать медведя чем-либо из своих запасов!
Нет, понятно, что в случае, когда косолапый просто вышел к стоянке, где шашлык готов – тут не до рассуждений! Любой предпочтет оставить зверю запасы, а не собственную тушку. Речь о сознательном угощении.
Дело в том, что косолапый достаточно умен, чтобы понять – колбаса, тушенка и сгущенка вкусны и питательны! А еще у него достаточно хорошие обоняние и память, чтобы запомнить их запах и вкус.
И что может случиться дальше? Идет себе такой облагодетельствованный потапыч по лесу, и вдруг – божественный аромат! Колбасы. Из рюкзака некоего двуногого, который на деле ни разу не тот самый, что когда-то угостил хозяина тайги вкусненьким.
Возможные итоги понятны? Вот и не надо. Даже остатки пищи надо убирать как можно тщательней. В идеале – сжигать.
В целом же мы, русские, хорошо знаем – медведи с балалайками по городам у нас таки стадами не ходят. Так что все не так страшно.
Но медведи в России живут, и их немало. И их следует уважать хотя бы по банальнейшей причине соотношения весовых категорий. Ну кто в здравом уме попрет против двухметрового головореза? А против Михайлы Потапыча-то мы еще хуже смотримся...
Друзья, поставьте 👍если вам понравилась статья. Спасибо!