Найти в Дзене

Писательский дом. Здесь жили Светлов и Олеша

Оглавление

Семиэтажный дом в стиле конструктивизм (Камергерский переулок, №2) стоит не в ряд с другими — отступив метров на десять вглубь квартала. Строили согласно плану 1920-х: собирались проложить Кузнецкое полукольцо, дублер Бульварного. К счастью, полукольцо осталось на бумаге, иначе и Кузнецкий Мост, и Камергерский переулок, как и многое другое осталось бы в твердой памяти. Как минимум одна из их сторон была бы уничтожена.

Фасад дома РЖСКТ «Крестьянская газета» им. Л.Б. Красина — вровень с Центральным телеграфом по другую сторону Тверской — фиксировал красную линию магистрали. К сносу наметили все, что выходит за эту линию.

Фотография Wayne Pease, 1992. «Уступ» Камергерского переулка, где несколько лет спустя появится памятник Чехову. Справа — наш дом.
Фотография Wayne Pease, 1992. «Уступ» Камергерского переулка, где несколько лет спустя появится памятник Чехову. Справа — наш дом.

Двуликий дом

РЖСКТ расшифровывается как рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество. Несмотря на гордые слова «рабочий» и «крестьянский», престижный дом наискосок от МХАТа предназначался для бойцов литературного фронта. Здание возвели в 1929-30 годах по проекту архитектора Сергея Чернышева и заселили еще через год. Жилыми этажами стали четыре верхних, с окнами обычного размера и балконами, а за витринами трех нижних находились конторские помещения.

Фотография автора
Фотография автора

Здание имеет форму буквы «Г». Чтобы взглянуть на дворовую часть, нужно обогнуть дом справа и пройти через арку. Дворовый комплекс, в восемь этажей, построили как полностью жилой, и у каждой квартиры есть балкон на запад. Теперь с этих балконов можно лицезреть лишь сталинское здание-сосед, а тогда — открывался сверху вид на застроенную невысокими домами улицу Тверская.

Дворовая часть здания. Панорама Яндекса
Дворовая часть здания. Панорама Яндекса

Дворовый корпус занимают четырехкомнатные квартиры для литературных генералов, с большими кухнями и ваннами. Фасадный, в жилой части, состоял небольших из двухкомнатных квартир, там запланировали только кухоньки без окон и никаких ванн (жильцы установили ванны позже). Эта часть дома, вероятно, называлась «общежитием», о котором в 1935 году писала «Правда».

Скандалы и расстрелы

В общежитии повздорили двое нетрезвых поэтов: Павел Васильев и Джек Алтаузен. Джек Моисеевич высказался неуважительно о казаках и тут же был избит. Отреагировал сам Максим Горький, заявивший, что расстояние от хулиганства до фашизма «короче воробьиного носа». Васильева за хулиганство посадили на полтора года, а позже, в 1937-м, расстреляли за «политику».

В годы большого террора в 58-квартирном доме расстреляли девять человек, среди которых семеро были работники печати, в том числе известный писатель Бруно Ясенский и скандально известный поэт Владимир Кириллов («Во имя нашего Завтра — сожжём Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы»).

Лестница писательского дома. Фотография elvik-foto.ru
Лестница писательского дома. Фотография elvik-foto.ru

Имена

Что же касается других жильцов, вот только некоторые имена:

  • Андрей Платонов;
  • Юрий Олеша;
  • Михаил Светлов;
  • Лев Кассиль;
  • Вера Инбер;
  • Мариетта Шагинян
  • Николай Асеев;
  • Эдуард Багрицкий;
  • Семен Кирсанов;
  • Лидия Сейфуллина;
  • Алексей Гастев;
  • Всеволод Вишневский;
  • Новелла Матвеева;
  • Станислав Радзинский (отец современного литератора).

Жильцом этого дома мог бы стать и Маяковский, состоявший в жилтовариществе. Но получить квартиру в Камергерском переулке пролетарский классик не успел.

В 1938 году здесь останавливался Мандельштам, а в 1935-м, в квартире Лидии Сейфуллиной — Ахматова.

Ахматова

Анна Ахматова. Портрет работы Ольги Кардовской, 1914 год
Анна Ахматова. Портрет работы Ольги Кардовской, 1914 год

Анна Андреевна примчалась из Ленинграда, пытаясь спасти арестованного сына и мужа. В руках у нее было письмо Сталину. Помогли Ахматовой Булгаков (посоветовал сделать беловую копию от руки) Пастернак (написал собственное послание вождю) и главное, хозяйка квартиры, которая приняла меры, чтобы письмо дошло до адресата.

Тем временем Льва Гумилева и Николая Пунина уже заставили признаться в «террористических настроениях»: дело запахло расстрелом. Вдруг на ахматовском письме появилась резолюция:

«т. Ягода. Освободить из под ареста и Пунина, и Гумилева и сообщить об исполнении. И. Сталин».

Впрочем, позднее Пунин умрет в лагере, а будущий автор «Этногенеза» дважды отсидит. Что же касается Сейфуллиной, то у нее через два года расстреляют мужа.

Автор «Гренады»

Одна из мемориальных таблиц на стене сообщает: здесь жил Михаил Светлов.

Мемориальная доска, фотография с Викимапии
Мемориальная доска, фотография с Викимапии

Лучше стихов помнят теперь его непобедимый юмор. Текст на памятную доску самому себе сочинил тоже Михаил Аркадьевич. Правда, там было «в этом доме жил и НЕ работал Михаил Светлов». Конечно, это «не» вырезали — получилась безличная надпись, каких сотни. Девиз нашего официоза: «не надо, как лучше, надо, как положено»…

Даже в больнице, получив только что смертный приговор, Михаил Аркадьевич себе не изменил и позвонил приятельнице:

– Старуха, привези пива!
– Пива?!
– Да. Рак у меня уже, кажется, есть.
Михаил Светлов в молодости, автошарж
Михаил Светлов в молодости, автошарж

Автор «Зависти»

Соседом и товарищем Светлова был не отмеченный никакой надписью блистательный Олеша, В глухую полночь пьяный автор «Зависти» шел в Камергерский из своей вечерней резиденции в буфете «Националя». Юрий Карлович страшно возмутился, видя в окнах дома №2 лишь черноту: ни к одному «совпису» в эту ночь не прилетела муза! все творят по расписанию.

Юрий Олеша, фотография 1933 года
Юрий Олеша, фотография 1933 года

Конторы

В писательских квартирах и сейчас живут — правда, по большей части, уже люди, далекие от литературы.

Что же касается «конторских» этажей с окнами-витринами, сначала там находились редакции, потом объединение «Технопромимпорт», а с 1967 года и до конца советского периода — Министерство медицинской промышленности СССР.

Теперь здесь пиццерия и архитектурный факультет Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (см. Юшков дом).

Термометр

На торце здания, лицом к Тверской, над профилями Асеева и Светлова, висел пятнадцатиметровый «Царь-градусник». Прохожие недоумевали: почему термометр висит на солнечной стороне? Можно ль этой шкале верить?

Фотография Miyajima Yasuhiko, 1987
Фотография Miyajima Yasuhiko, 1987

Однако аппарат не врал, потому что не был термометром. Собственно инструмент висел в затененном дворе, передавая данные на уличную стену. «Царь-градусник» являлся только световой шкалой с автоматически зажигающимися лампочками.

Прибор был изготовлен в 1970 году на московском заводе «Газосвет» и провисел до начала 90-х, став московской достопримечательностью… после чего «Царь-градусник» демонтировали и сдали в утиль.

Памятник

С противоположной стороны здания, у торца бывшей гостиницы «Шевалье» (№4), скромно стоит в углу бронзовый Чехов (1998 год, скульптор Михаил Аникушин, архитекторы Михаил Посохин и М. Фельдман). Памятник был открыт в столетний юбилей МХАТа, почти напротив входа в театр.

Фотография автора
Фотография автора

Пишут, что угол для Антона Павловича, избрал мэр в кепке. Вспыхнул скандал: протестовал и академик Лихачев, и вдова скульптора. Дело в том, что на месте памятника Чехову долгое время стоял общественный туалет.