Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Работа с близким окружением несовершеннолетнего клиента, оказавшегося в трудной ситуации. Кейсы.

В наше время существует ряд неприятных обстоятельств, которые могут привести несовершеннолетнего трудную жизненную ситуацию. К ним можно отнести и семейные проблемы, насилие, бедность, иные социальные факторы в таких ситуациях естественно, очень важным является работа не только сами несовершеннолетним, но и с его окружением. В данной работе, будут рассмотрены практические случаи работы с окружением детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Но для начала немного теории. За основу в своей работе мы используем восстановительный подход. Он основывается на ряде принципов: Субъектность – ситуация решается в отношении конкретного несовершеннолетнего и его окружения, Активная ответственность - каждый из участников понимает, что выход из ситуации зависит и от него, Партнерство – все участник ситуации обладают равными правами в принятии решения, Поддержка и развитие – выход из ситуации через ментальный рост каждого участников, Социальность – ситуация решается социально одобряемыми методами, Ориентация на личностные ресурсы - участники ситуации должны решать ее полагаясь на собственные ресурсы, иногда их требуется отыскать. Профилактика играет важную роль в нашей, работе так как позволяет не допустить ярко выраженного кризиса.

И вот первый случай:

Женщина, мать, подростка, обращается с запросом о том, что ребенок, почти тринадцати лет «стал не таким», в ходе интервью, выясняются более точные обстоятельства дела, и уточняется запрос. Всем понятно, что мы имеем дело с пубертатным периодом. Это новый жизненный кризис, и, естественно, поведение ребенка очень резко меняется, при том, что для мамы он все так же остается маленьким сыном. В ходе обсуждения сложившийся ситуации, приходим к тому, что, что сын уже не ребенок, что он подросток, что у него новые потребности, новые мотивации, на жизнь он смотрит совершенно иначе. Разбираем, что повлияло на него: школа, друзья, может он сам по себе такой. Разбираем ответственность самих родителей. Следует отметить, что если родители не сумели до 10 - 11 лет, стать для своего ребенка другом, то в подростковый период они будут просто обстоятельством. Цель чтобы, именно мама поняла ситуацию, после этого уже можно разбирать те варианты, действие которые у нее есть. Следует проговорить, где в какие моменты подростку надо дать дополнительную свободу, где дать покоя, а когда дополнительно поддержать. Важно не забывать говорить ребенку о своих чувствах. Любовь в семье — это главный ресурс.

Психологическая помощь играет ключевую роль в поддержке несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию. Психологические консультации и терапия помогают детям справиться со стрессом и эмоциональными трудностями, развить навыки решения проблем и улучшить их самооценку. Кроме того, психологическая помощь способствует восстановлению и укреплению внутренних ресурсов и умений.

Но помимо этого, зачастую, психологическая помощь, нужна и окружению подростка. Какая это может быть помощь? Это то что мы затронули в первом пункте нашего разговора: близкие должны понимать, что в данный момент происходит с несовершеннолетним, какие у него мотивации и что им движет. Как метод могут выступать совместные игры и тренинги (к примеру, поменять несовершеннолетних и взрослых местами, и предложить обсудить некую ситуацию с позиций оппонента), повышающие коммуникацию, и вырабатывающие новые позитивные сценарии взаимоотношений.

Особая ситуация, складывается, когда причиной трудностей несовершеннолетнего являются сами близкие люди (болезни, зависимости, социальное неблагополучие и др.) В таком случае, помимо работы с несовершеннолетним, необходимо сделать акцент на проработку ситуации в близком окружении, но работа это индивидуальна и должна выстраиваться исходя и того, что происходит в окружении несовершеннолетнего.

В этом контексте хотелось бы разобрать еще один кейс из личного опыта. Обращение от мальчика, (это был телефонный разговор) 12 лет со словами: «Что мне делать, мне позвонила мама и сказала, чтоб завтра с утра меня будет избивать брат?» Важно в данной ситуации самому не уйти в эмоции. Сначала задаем вопросы, пытаясь понять, что случилось. Что удалось выяснит: мальчик живет в поселке с дедушкой и бабушкой, так как у него много братьев и сестер (от разных браков) и все вместе с мамой жить они не могут. Отца своего он не знает. В данный момент у мамы сожитель отсутствует, и определённые воспитательные функции берет на себя старший брат. Вечером у него случился в общем то пустяковый конфликт, который привел к тому, что бабушка пожаловалась маме, а мама не став разбираться, решили передать дело его старшему брату. Что делать? Успокоить парня, сказав, что выход есть. Дальше стали совместно вырабатывать концепцию работы, пришли к тому, что стоит извиниться перед бабушкой и дедушкой, объяснить им ситуацию. Ну и говорить о своих чувствах (У нас вообще семьи страдают этой навязанной «алекситимией», когда о чувствах говорить не принято). Перед завершением разговора, ресурсируем парня, найдя за что его похвалить. Парень действительно умный, волевой, в школе хорошо решает конфликты, не дает себя в обиду, это стало хорошим ресурсным подспорьем для него.

По итогам: парень звонил через пару-тройку дней, поблагодарил, сказал, что все хорошо обошлось.

В заключение хочется добавить, что работа с близким окружением несовершеннолетнего, попавшего в трудную жизненную ситуацию, является важным аспектом психологической помощи и поддержки. Профилактика позволяет предотвращать попадание детей в трудные ситуации, а психологическая помощь и поддержка помогают им справиться с эмоциональными трудностями и развить навыки решения проблем. Близкое окружение, такое как семья и школа, играют важную роль в поддержке несовершеннолетних и должны обеспечить стабильность, эмпатию и понимание.

Таким образом, регулярная работа с близким окружением позволяет оказывать эффективную психологическую помощь и поддержку для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Автор: Дорохин Игорь Анатольевич
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru