Предисловие
-Для чего и зачем эта статья?
-Смотрим вступление:
" О канале... "
" Человек... "
" Мышление... "
——————————————
Предисловие. Небольшой мазок на холст картины маслом.
Отношение. Оно в жизни везде и во всём.
Потому что так видит мозг - отношением. А за ним и наше сознание.
Мозг как физическая основа , сознание как абстрактное образование в мозгу. Нард и софт ПК.
И так. Отношение во всём и везде: между объектами, людьми, понятиями, событиями
Сам по себе объект не важен. Значение имеет его отношение с другим объектом. На основе отношения делаются сравнения, сопоставления и выводы. Отсюда получается и хорошо и плохо, прав или не прав, друг или враг. Сам по себе объект абсолютен, ну никакой.
Всё зависит для чего его использовать. Как мы к нему отнесемся. Вот , пример огонь и нож, вода и земля. Ножиком можно колбаску нарезать, а можно и... Всё зависит от человека. От его отношения к "ножику". Сам предмет-то не причем. И так далее... Почему отношение основа мышления? Потому что это функция мозга.
Мы так устроены.
Это основной базовый кирпич нашего мышления и... отношения к жизни. Более того, не только отношение внешних предметов, различает мозг, но и на основе этого управляет нами. Туда едем не туда. Смотрит насколько мы отклонились от серединной линии. Еще он соотносит нас самих с кем-то или с чем-то. К примеру. С кем мы себя соотносим : с королем или нищим. От этого соотношения так себя и ведём: захлёбываясь в гордыне или скорбим в унижении и обиде.
Вот такая штука - отношения. Какая нам
практическая польза от этого знания.
Если что-то не так. внимание на свое отношение
Сразу смотрим - откуда это мы смотрим, с точки Я, до сэбе, или ... или ...
Теперь немного "теории" об отношении.
Мышление это некая способность человека оперировать (думать, вращать в голове) разные "вещи" (образы, представления, воображения , мысли)
Структура мышления (правила мышления ), сверху вниз:
идея, связь, объект.
Немного пояснения. Идея - это некое представление, не оформленное ещё в мыслях, посредством слов-понятий. Каждое понятие имеет свое обозначение словом или многими словами. Каждое слово отображает понятие. Поэтому пишу :
"слово-понятие.
"Если что-то не так, не соответствует Вашим представлениям о сознании, понятиях, определениях не огорчайтесь - Ваши знания останутся при Вас. Моё изложение не помешает Вашему пониманию.
Каждое понятие определяется через другое понятие. Соотносится с ним.
Пример.
"Что "это"? ,- спросите Вы.
"Это есть то",- отвечу.
И тогда становится все понятно про "это".
Между этими понятиями мы установили отношения. Одно понятие относится к другому.
И только через это отношение мы понимаем про первое понятие. Вот поэтому нас будет интересовать
Отношение.
Начнём с простых "вещей". Их нужно осознать и понять.
Это базовые понятия без которых сложно будет понять как мы думаем.
Аналогом применения этих элементарных "вещей" может служить таблица умножения в математике. Без нее не возможны никакие расчеты и вычисления, не только в математике, но и в обычной жизни. Сколько нужно потратить денег чтобы сэкономить? Сколько метров крипдышина уйдёт на пошив или сколько рулонов рубероида нужно на крышу дома. Сколько осталось до получки и сколько он мне должен. На все эти непростые вопросы помогает нам ответить знание таблицы умножения. Она - база, для наших вычислений и поэтому ее нужно знать наизусть. Так и с нашими простыми "вещами" в мышлении.
Основа, первоэлемент, кирпичик, то из чего формируется мышление.
Это Отношение.
Связь, соотношение между понятиями. При помощи отношения мы соотносим понятия между собой.
Все определения всего даются через установку соотношения одного понятия к другому.
По сути , определение это соотношение одного к другому.
Чтобы понять что-то непонятное, мы берем понятное и соотносим с непонятным.
Это понятно?
Берём известный эталон и соотносим с неизвестным. Сравниваем, находим совпадения и различия. Делаем вывод о похожести и непохожести.
Это и есть один из элементов мышления.
Элемент мышления. Сравнение двух понятий посредством соотношения одного с другим.
Определяем одно , которое нам непонятно, через то, что нам понятно и известно.
Сейчас поподробнее.
Мы сравниваем не только понятия, а все́ что "под руку' попадётся в нашей жизни (предметы, вещи, свойства, качества и т.п.) Сравниваем это значит устанавливаем отношения одного с другим.
К примеру. Эталоном для сравнения может служить сам человек (его вес - тяжёлый, легкий; рост - маленький, большой) или его внутренние критерии и ценности (это плохо, потому что вот это хорошо). "Человек есть мера всему".
Все наше мышление построено на сравнении, на анализе отношения одного к другому, на анализе отклонения от эталона или критерия.
Примеры житейские.
Ведем автомобиль по дороге, постоянно оценивая насколько мы отклонились от прямой. Видим отклонение и подруливаем. Отклонение это по сути отношение между прямой и куда повернули. Уменьшаем отклонение и приближаемся снова к прямой линии на дороге. И так во всем.
Что бы что-то понять . нужно сравнить, установить отношение.
Это применимо не только к материальным вещам, но и ко абстрактным понятиям, которые использует человек. Это возможно потому что понятие - это символическое обозначение ( при помощи слова) объекта (предмета, процесса, функции, свойства, качества).
Человек, его мозг, мыслит, думает понятиями , которые он сам себе определил и отношениями между ними.
Если Вас интересует официальное, общепринятое понимание того что есть понятие, то , пожалуйста, посмотрите в Инете
Дать определение -:это значит установить соотношение одного понятия с другим.
Почему так долго, нудно и с повторами?
Две причины. Потому что эта связь между понятиями зачастую ускользает от внимания. Акцент в основном делается на само понятие. Однако, отношение, как раз. и вносит ясность, отвечая на вопрос " кто это? что это? ". Это раз. Второе.
Физико-биологические процессы в мозгу , которые порождают наше мышление есть процессы отношений.
Важно здесь отметить
Что отношение это не вымышленное абстрактное логическое представление , а реально протекающий физико-биологический процесс, который работает в нашем мозгу. Это не абстрактное нами выдуманное представление, а реально существующее движение химических элементов в нашем организме.
Достаточно посмотреть на самоё себя и мы обнаружим, что у нас одна голова, но два глаза (воспринимают свет, видят, смотрят куда идти) , два уха (воспринимают звук), две руки (это действия), ноги (действия). Это парные органы. Они нужны, чтобы ориентироваться в пространстве на основе отношений (отклонений от эталона или критерия.
Структура и строение нашего организма отражается в нашем
Важно понять, что отношение, как представление в мозгу, имеет реальную физическую основу.
Ремарочка
Отношение - слово одно, но применяю к двум ипостасям : абстрактному мышлению и физическому процессу.
Отношение также устанавливает связь - материального и абстрактного
Почему столько внимания "физическому" аспекту отношения?
Потому что
наш мозг "думает" (воспринимает, анализирует, управляет) отношением.
Эта "структура" обуславливает наше мышление. Мы воспринимаем мир через отношения, сравнения. Иначе мозг не может и не приспособлен. Как подтверждение этому - у него два глаза, два уха, два полушария. Он воспринимает мир, а значит и мыслит через отношения. Это его ограничение и возможность. Ограничение в том, что он единый мир воспринимает через противоречия, сравнивая одно с другим. И чтобы получить максимальную информацию он сравнивает противоречивые аспекты любого явления или события. И отражает это сравнение в противоречивых понятиях. Это противоречивое представление излагает в противоречивых мыслях. Иными словами, мозг видит мир в дихотомном представлении, в дуализме.
По другому он не может!
Потому что так устроен:
Единый мир, мозг рассматривает дуально.
Он не способен взглянуть на мир целостно. У него внутри нет такой возможности.
Он предназначен для восприятия мира как противопоставления. Для этого у него есть специальный инструмент - ум.
Ум. Это некая осознаваемая мозгом система правил, по которым формируется, анализируется воспринимающая из вне информация.
Мозг думает умом на основе отношений.
Это его физическое неотъемлемое свойство.
И в этом вся засада.
Нам приходится думать мозгом и воспринимать мир таким как воспринимает его наша физическая основа.
Важно. "Физическая основа" мозга обуславливает восприятие нами мира, а не наши выдумки и задумки. Чтобы мы себе не измышляли, мы всегда будем мыслить отношением (дуально, дихотомично, противоречиво), и излагать свои мысли также противоречиво.
А сейчас резюмируем:
Основа, (базовый кирпичик) мышления - Отношение.
Следующий уровень мышления - сознание.
Сознание формируется на основе отношения.
Структура сознания - это некая динамическая совокупность взаимосвязанных понятий.
Простыми словами можно сказать так: система, состоящая из понятий и установленных между ними отношений. Понятия и отношения образуют динамическую структуру (нейросеть). Эта структура существует, живет в нашем мозгу как некое образование, которое сформировалось в результате рождения, воспитания, обучения и применения.
И отношение в этой структуре мышления является базовым элементом.
Вот так как-то небольшими мазками рассказали о составляющих мышления.
Теперь сам процесс мышления.
В общем случае.
На вход, в мозг, поступает "информация" от органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, волнения и переживания) на "фильтр" образов (эталонных представлений ) , сравнивается с тем "что знаем" (образы, понятия,критерии) , находим "отклонения" (хорошо, плохо, морально, аморально, нужно мне, не нужно) делаем вывод и действуем (дарим, отбираем, наступаем, убегаем). Всё.
Примечание.
Согласно нашей
Общей модели
Мозг - Сознание, ум
Сердце - Чувства, ощущения
Живот - действия, поступки.
В данной модели акцент поставлен на Сознание (мозг). Он рулит. Рассчитывает и управляет животом (ногами и руками).
Мышление осуществляется сознанием и умом. Голова всему голова.
Забегая вперёд, скажем что это не единственный способ мышления. Есть ещё мышление сердцем. Чувствознание. Об этом дальше.