Добрый день, друзья-книголюбы!
Небольшой сборник рассказов Юкио Мисимы «Смерть в середине лета» я читала на удивление долго. В основном потому, что приходилось то и дело отвлекаться на другие задачи. Но не в последнюю очередь потому, что именно в этом сборнике скомпилированы рассказы на тему любви.
Это довольно трудная для меня тема, я считаю её слишком интимной, и обычно про чужие чувства, описанные в литературе, мне читать трудно или скучно. Пожалуй, сборник «Фонтаны под дождём», в котором сквозной темой я определила бы тему чести, дался мне легче. Кстати, отзыв на него здесь.
Но вернёмся к сборнику «Смерть в середине лета».
В заглавном рассказе сборника «Смерть в середине лета» молодая мать Томоко с тремя маленькими детьми, старшему из которых шесть лет, приезжает на морской курорт в разгар летнего сезона. Девушку сопровождает золовка Ясуэ, старая дева, неоценимая в качестве бесплатной няни. В один из жарких полдней Томоко ложится отдохнуть в гостиничном номере, а Ясуэ с детьми отправляются на пляж.
Трагедия постигает семью нежданно: двух старших малышей, мальчика и девочку, практически на глазах Ясуэ уносит в море, а у самой золовки случается сердечный приступ со смертельным исходом. Томоко и её мужу Масару, преуспевающему служащему в представительстве иностранной корпорации, теперь нужно пережить эту тройную смерть.
И Томоко, и Масару мучительно размышляют об этой утрате. И, собственно, из этих размышлений и состоит рассказ. Особый интерес у автора явно вызывают душевные колебания самой молодой матери Томоко. Мисима живописует её страдания, к которым примешивается и доля эгоизма: мол, я так страдаю, а моей утрате сочувствуют явно недостаточно. Затем Томоко охватывает неудержимая жажда удовольствий: её хочется посещать выставки и концерты, бывать в обществе, наряжаться, принимать гостей. Словом, чувствовать себя живой.
Но, предаваясь этому, женщина неизбежно испытывает угрызения совести, и вновь именно эти душевные волнения живо интересуют автора. И, наконец, он приводит читателя к неожиданному в рамках этой истории финалу: Томоко снова рожает ребёнка. Трагедия вроде бы забылась (причём очень быстро), жизнь продолжается, но меня как читателя не отпускало ощущение, что автор пристально наблюдает за героиней и осуждает её за то, что двигалась по жизни слишком быстро, что такая страшная утрата её, по сути, не поколебала.
Необыкновенной показалась мне и маленькая новелла «Любовь святого старца их храма Сига». Рассказчик повествует о временах Древней Японии. Монах-отшельник, приверженец секты Чистой Земли, всю жизнь прожил в уединении и молитве, постигая суть Будды. Он уже очень стар и, казалось бы, на пороге смерти уже ничто не может замутнить его веру. Однако по воле случая старец влюбляется в придворную красавицу – саму Императорскую Наложницу.
В этой истории Мисиму снова интересует не сама ситуация, а то, что́ о ситуации думают сами герои. Старец убеждён, что через преодоление грешной любви приблизится к раю - той самой Чистой Земле, где царит изобилие, цветут гигантские лотосы и неумолчно играет сладкозвучная музыка. Правда, для преодоления любви нужно с красавицей встретиться, и монах отправляется во дворец прекрасной дамы. Пресыщенная дама, в свою очередь, прослышав о любви монаха, вначале загорается тщеславием (как же, смогла покорить даже святого отшельника), а потом проникается благоговением, поскольку сама является страстной поклонницей секты Чистой Земли и понимает, что ради мгновения любви к женщине в этой жизни монах жертвует бессмертием в жизни грядущей. Как Мисима разрешает эту ситуацию, читайте в сборнике.
И, конечно, не могу не сказать хоть нескольких слов о новелле «Патриотизм». Это одно из самых известных произведений японского классика. Меня новелл повергла в состояние шока. Но феномен Мисимы в том, что даже от самых тягостных страниц невозможно оторваться.
В «Патриотизме» описаны события, связанные со знаменитой попыткой государственного переворота 26 февраля 1936 года. Несколько офицеров, убеждённые в том, что госаппарат прогнил, погряз в коррупции и нуждается в замене, захватили центр Токио и Парламент. Были убиты несколько министров, но император не пострадал. Мятеж был подавлен, но навсегда остался жить в новелле Юкио Мисимы.
Молодой поручик Синдзи Такэяма всего лишь полгода как женился на красавице Рэйко. Супруги живут душа в душу в небольшом особнячке в Токио. Но день 26 февраля меняет всё. Синдзи приказано привести в исполнение приказ о казни мятежников, но среди них есть его друзья. Не в силах нарушить приказ, но точно так же не в силах выполнить его, поручик решает совершить ритуальное самоубийство - харакири. У такого действия по устоявшейся традиции должен быть свидетель, и поручик просит жену взять на себя эту роль. В ответ Рэйко сообщает, что приняла решение последовать за мужем.
Вся новелла посвящена последним часам жизни супругов, обдуманным и спокойным приготовлениям. Последняя горячая ванна, последняя страстная ночь вместе.
А потом Мисима оглушает читателя весьма детальной сценой собственно ритуала. Читать это невозможно, но очень трудно не читать. «Патриотизм» - из числа тех немногих произведений, которые оставляют впечатление на всю жизнь.
В сборнике «Смерть в середине лета», выпущенном «Азбукой» в феврале 2024 года, помещены 10 новелл: «Смерть в середине лета», «Печенье на миллион», «Термос», «Любовь святого старца из храма Сига», «Во исполнение желаний», «Патриотизм», «Додзёдзи», «Его женские роли», «Жемчужина» и «Газета». Обо всех текстах нет смысла рассказывать, но Юкио Мисима – безусловно, тот автор, которого стоит читать и иметь в личной библиотеке, если вам интересна подлинно большая, возможно, даже великая, литература. Я обязательно продолжу собирать Мисиму дальше.
Ваша Ариаднина нить.