В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Сформированность коммуникативной деятельности характеризует уровень возможностей ребёнка по овладению достижениями социума. Поэтому учитель-дефектолог специальной группы для детей с нарушением слуха должен находиться в поиске методов и приёмов работы с детьми по формированию коммуникативных навыков.
Глухие дети, безусловно, отличаются от сверстников с нормальным слухом, они более замкнуты и обидчивы. У детей с нарушенным слухом происходит отставание в развитии познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления.)
У таких детей понижена инициатива общения с окружающим миром. Однако любой человек имеет врождённую потребность общаться. И задача специалистов — активизировать коммуникативную деятельность, научить понимать обращённую речь и общаться посредством устной речи через создание полноценной слухо-речевой среды, предполагающей активное общение между детьми на любом этапе их развития. Речевой материал не заучивается, благодаря частому повторению его употребление становится автоматическим. Используется игровая форма обучения.
В своей работе использую элементы Орф-педагогики, основной принцип которой является связь музыки, движения и речи. Трудно переоценить возможности этих упражнений для развития детей — это формирование чувства единства, сплочённости, навыков взаимодействия и сотрудничества; развитие позитивного самоощущения собственного эмоционального благополучия, положительной самооценки; воспитание чувства эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональной выразительности невербальных средств общения; развитие всех компонентов устной речи, слухового восприятия, психических процессов.
Данные игровые упражнения имеют свои особенности: большая двигательная активность, нет предварительного обучения, разный уровень участников, роль ведущего по кругу по очереди.
Игра «Придумай свой ритм»
Взрослый и дети сидят на полу, у каждого ребёнка свой музыкальный инструмент или предмет, из которого можно издать звук (счёты, шумовые баночки, палочки, коробки, трубки и т. д.). Взрослый задаёт определённую пульсацию с помощью инструмента, дети по цепочке выполняют свой ритм, который должен соответствовать заданной пульсации. В результате все дети одновременно выполняют свой ритм, при этом не нарушая целостности общей картины звучания.
Игра «Назови слово в ритме»
У взрослого и у каждого ребёнка, сидящего по кругу на полу по две, три предметной двусложной картинке с ударением на первый слог (возможны другие варианты по аналогии). Взрослый отхлопывает или отстукивает одно слово по слогам с проговариванием и продолжает хлопать в том же темпе дальше, в этот момент подхватывает ритм хлопками ребёнок с проговариванием своего слова, и далее этот же ребёнок продолжает хлопки со взрослым одновременно, и снова подхватывает ритм следующий ребёнок, и т. д. Роль ведущего может переходить к любому участнику. Вместо предметных картинок можно использовать картинки действия, т. е. фразы, только уже на каждый хлопок проговаривать не слог, а фразу. (Например: «Лиса идёт. Коза поёт.).
Игра «Дружные палочки»
Дети сидят, на полу, на коленях, по кругу, у каждого по две деревянные палочки в каждой руке. Под аккорды фортепиано дети стучат в ритме то по своей палочке, то по палочке соседа по разу с произношением слов: «Я, ты». Движение происходит по кругу, то в одном направлении, то в другом. Когда звучание аккордов прекращается, дети прячут руки за спину, а потом совместно из палочек на полу выкладывают фигуру по предложению взрослого (звезда, цветок, дом, круг, забор и т. д.) Дети могут придумывать фигуры самостоятельно.
Игра «Передай предмет по кругу»
Дети сидят по кругу, на полу, на коленях возле каждого стоит большой кубик (стаканчик, игрушка). По сигналу дети берут свой кубик правой рукой и одновременно передают соседу, сидящему справа. Снова по сигналу останавливаются, прячут кубик у себя за спиной и опять по сигналу выполняют аналогичные действия, но уже в левую сторону, при этом проговаривают: «Беру, отдаю». Как усложнение, можно в перерывах между передачей кубика выполнять одинаковый ритм с помощью хлопков.
Как вариант игры можно крутить обруч по сигналу с перехватом правой и левой руки, проговаривая: «Левая, правая». По сигналу руки прятать за спину и вновь менять направление и темп то ускорять, то замедлять.
Игра «Следи за дорожкой»
Дети сидят на полу в ряд, перед ними на полу лежит цепочка из звуков-символов (краткий звук-круг, длительный звук-полоска). У каждого ребёнка его звук-символ обозначен определённым цветом. На каждый звук-символ ребёнок выполняет соответствующее движение с произнесением звука, слога, слова по цепочке, в той последовательности, какая была заданна изначально, после последовательность можно изменять. Дети отслеживают цепочку символов и в нужный момент выполняют свою партию звукоряда. Упражнение выполняется под аккорды фортепиано или другого музыкального инструмента. Изначально можно передвигать игрушку по дорожке, чтобы упростить задачу. Возможны варианты, когда звуки-символы изображаются в виде больших и малых кругов (громкий и тихий звук), а так же в виде печатных слогов на цветной бумаге.
Игра «По одному и вместе»
Дети сидят на полу по кругу, у каждого по шумовой коробочке в каждой руке. Под аккорды фортепиано дети быстро трясут коробочкам, а потом взрослый спрашивает: «Кто будет начинать?». Все дети пальцем указывают на одного ребёнка, у которого на руке браслет, и называют его хором по имени: «Ира!». После этого данный ребёнок поочерёдно, сначала левой, потом правой рукой по одному разу потряхивает коробочкой, и поёт слог под музыкальное сопровождение и следующий ребёнок, находящийся справа продолжает действие, поёт слог, звучит аккорд перед ведущим. Дети снова все вместе трясут коробочками и следующего ребёнка, который будет начинать, дети указывают по цепочке. Игра окончена, когда каждый ребёнок побыл в роли ведущего.
Важным фактором в стимулировании игровой активности у детей с нарушением слуха, является поисковая активность, проявляющаяся в стремлении к новизне и потребностью общаться независимо от средств коммуникации. Эти факторы стали мотивацией в изготовлении мной игр для детей данной категории. Это игры достаточно всем известные, но учитывая особенности детей с ОПФР, они были изготовлены из бросового материала и представлены в виде напольных игр, что расширяет возможности для развития детей (повышение двигательной и умственной активности, имеют более реалистичную направленность, эмоционально насыщены, создают условия для эффективной коммуникации).
Игра «Украсим ковёр»
В основе игры — квадрат Воскобовича, который я увеличила в несколько раз. Четверо детей садятся на полу по углам квадрата и взрослый даёт задание: «Будем украшать ковёр по очереди». Назначается ведущий ребёнок, который берёт 2 одинаковые фигурки (цветочки, полоски. бабочки, листочки и т. д.) и выкладывает на свой сектор симметрично, дети по очереди выкладывают фигурки, повторяя за ведущим, и проговаривая свои действия. Игра закончена, когда все дети повторили по цепочке действия за ведущим. Так же квадрат может использоваться как: складывание фигур по замыслу, перестроение детей на ковре в последовательности, конструирование на квадрате с учётом секторов, уточнение математических категории (цвет, форма. величина и т. д.).
Игра «Ходилка»
На пол выкладывается полотно (1.5 м — 4 м), на котором по периметру расположены цветные клеточки, размером с лист, формата А4. Обозначена клетка — СТАРТ и ФИНИШ, стрелки из толстой пряжи, карточки с цифрами и знаком «+» и «=», большой тканевый кубик (20 см — 20 см), на сторонах которого имеются разное количество кружков, игрушки небольшого размера. Дети становятся перед клеткой «Старт» друг за другом и по очереди бросают кубик. После отсчитывают шагами нужное число и становятся на соответствующую клетку. По необходимости осуществляют переход на другую клетку по стрелкам, и прибавляют и отнимают шаги в соответствии с цифрой на карточке. По ходу игры дети могут по клеткам собирать в корзинку игрушки. Игра имеет много вариантов (выкладывание предметов в последовательности, разные способы передвижения, выполнение инструкций и т. д.).
Игра «Чудеса из верёвки»
На пол выкладывается плотное, чёрное полотно. Из разноцветных верёвок (10-20м) на полотне выкладываем дорожки, фигуры, лабиринты, картины, рассказы, сказки, цветовые решения, животные, растения, создаем пейзажи, натюрморты, явления природы, изображаем портреты, пишем буквы и цифры и т. д.).
Игра «Брат-квадрат»
На пол выкладывается квадрат (1.5 м — 1.5 м), разделённый на 16 равных квадратов, 4 сектора по 4 квадрата. Четверо детей становятся возле каждого сектора и по очереди обмениваются геометрическими фигурами (у каждого свой цвет), либо собирают предметы по родовому признаку, либо определяют 4-ый лишний предмет, передвигают предметы по инструкции (поменять местами, убрать, добавить и т. д.). Ребёнок может выкладывать в каждую клетку стрелку и оговаривать, в каком направлении он идет к игрушке, либо задавать направление другому ребёнку.
Игра «Слоги»
На полу выкладывается полотно(1.5 м — 1.5 м) с прозрачными карманами, в которые вставляются слоги. Дети шагают, прыгают на слоги по цепочке с произношением открытых, закрытых слогов, слов, читают в заданной последовательности, находят слоги по инструкции, составляют слова и т. д.;
Игра «Цветок»
На пол выкладывается цветок из 16 лепестков, один из них отличается по цвету. Дети шагают по лепесткам друг за другом, когда музыка останавливается, ребёнок, который оказался на выделенном лепестке, становится на середину цветка. Игра закончена, когда один ребёнок остаётся на лепестке. При этом создаются условия ограниченного пространства, где дети вынуждены уступать друг другу место. Игра вариативна (подсчёт шагов, выкладывание предметов и картинок на лепестки в логической последовательности, определение направления движения, выполнение инструкций, разного рода чередование);
В своей педагогической практике так же широко использую составление диалогических текстов, с дальнейшим проигрыванием режиссёрских игр, как средством воспитания коммуникативных навыков. Исходя из собственного опыта, выделяю требования к созданию диалогического текста:
— слова и фразы понятные ребёнку;
— отсутствие развёрнутого повествования;
— минимум грамматических форм, ограниченный словарный запас;
— возможность обыграть ситуацию;
— эмоциональная насыщенность;
— учёт индивидуальных особенностей ребёнка (личный опыт, уровень слухового восприятия, произносительные навыки, поведенческие особенности, и т. д.).
Мяч.
(Материал для обыгрывания: заяц, мишка, мяч, стул)
Заяц идёт. Мишка идёт.
— Привет! — говорит Заяц.
— Привет! — говорит Мишка.
(У Мишки мяч.)
— Что это? — спрашивает Заяц.
— Это мяч, — говорит Мишка.
— Давай играть! — говорит Заяц.
— Давай, — говорит Мишка.
— Заяц, лови! — говорит Мишка.
— Мишка, лови! — говорит Заяц.
(Повторяют много раз.)
Заяц упал.
— Ой! Ой! Ой! Больно! — говорит Заяц.
— Сядь сюда, — говорит Мишка.
(Показывает на стул.)
— Спасибо, — говорит Заяц.
Мишка, молодец!
Благодаря использованию в своей педагогической деятельности данных игр и упражнений у детей с нарушением слуха наблюдается значительное улучшение показателей, относящихся к формированию коммуникативных навыков: произвольность высказываний, умение следить за логикой изложения, овладение значений различных вопросов, грамматическое оформление высказывания, навыки взаимодействия и сотрудничества. Всё это подтверждает эффективность данного педагогического воздействия.