Найти в Дзене
Нуарный Ангел

Можно ли называть видеоигры искусством? Часть 1

Оглавление

Это наверное больше вопрос Полишинеля — ответ на него итак все знают. Если спросите меня, считаю ли я так, я отвечу, что являюсь приверженцем теории, что игры это на данный момент верхушка эволюции мирового творчества.

Наскальные рисунки, первые колотушки и погремушки (что-то вроде самых первых музыкальных инструментов) и летописи на глиняных табличках. Всё это, с чего началось искусство и привело нас с компьютерным и не только игрулечкам.

Я предлагаю слегка препарировать игровую индустрию и разобрать по составляющим. Из чего складывается качественная игра и что именно превращает её в искусство.

Я разделил текст на 2 части. Это первая.

Сюжет

Сначала была литература, потом появился кинематограф.

Позволю себе дать маленькую историческую справку. Просто 30 секунд или 1 минуту.

Повествование в них очень схоже, но все равно строится на разном. Нельзя одними и теми же приемами влюбить зрителя или читателя в сюжет и там и там. У вас не получится полностью передать книжный нарратив в кино и наоборот. Если раньше это были всего 2 пересекающихся круга Эйлера, то сейчас у нас

Всё то, что еще пару десятков лет назад было не более чем нажиманием кнопок, чтобы кучка пикселей двигалась и отскакивала от края экрана, стало развиваться и эволюционировать. Сначала оно обрастало новыми механиками, кучки пикселей приобретали форму, стали играться так, что покоряло сердца людей и поднимало их соревновательный дух.

-2

Такие игры так и оставались бы низкосортным развлечением сугубо для компании подростков, если бы несколько энтузиастов не добавили в такие игры сюжет. Сначала это были простенькие истории скорее для общего антуража, чтобы придать какой-то смысл происходящему на экране. Но потом произошло что-то невероятное.

Сейчас же мы имеем такие миры, такие сюжеты, которые современному кинематографу даже и близко не снятся. Вспомните последние фильмы, сравните их сюжеты с драматическим Heavy Rain, обеими частями The Last of Us или взрывающей мозг NieR: Automata.

-3

Теперь литературная составляющая вышла на такой уровень, что при должном подходе сюжеты игр могут соревноваться с книжными. Причем это работает на разных уровнях. Где-то мы видим блокбастерную простую историю, подающуюся через разговоры, кат-сцены по ходу всей игры. В других играх он подается обрывками, записками, мимолетом, так, что вы легко можете не узнать и половины.

В отличии от кинематографа и литературы, игровая индустрия предлагает нам нелинейное повествование. Недавно вышедшая Baldur's gate 3 имеет 13 основных концовок и тысячи вариантов прохождения. Еще в сиквеле Ведьмака от вашего выбора зависело то, по какому сюжету и в какой локации будет игра в третьей главе. Да, там от одного выбора игра жет полностью измениться.

Что насчет глубоко проработанного сюжета, помимо названных, у нас есть Red Dead Redemption 2, Ведьмак 3, Death Stranding, Assassin’s Creed со второй по Black flag. Этот список можно продолжать часами и растянуть на месяцы и годы, почему каждая из них заслуживает внимания.

Персонажи

Ни один великий сюжет не строится без персонажей. Герои Шекспира, Достоевского, мифические, супергерои комиксов, да даже колобок. Это не простые декорации, вокруг которых завязан сюжет. Хороший писатель заставляет нас поверить в то, что это не он придумывает сюжет, а герои произведения сами являются его двигателями. У них есть характер, свои переживания, причины, по которым они совершают те или иные поступки. Плохие, хорошие, ни те и ни другие, вызывающие гордость, отвращение или влюбляют нас.

Сейчас у нас появилась возможность не только следить за действующими лицами. Мы можем быть ими. Мы — главные герои или злодеи. Мы можем влиять на судьбы людей, городов и стран. В Fallout 3 мы можем взорвать ядерную бомбу в центре города, тем самым, оставить на его месте кратер. В Ведьмак 3 у нас есть возможность убить короля и повлиять на смену власти, приведя страну к абсолютно другому политическому строю и повлияв на ход войны.

Но персонажи в играх не только играбельные. Кто помнит всеобщий ажиотаж вокруг Леди Димитреску из Resident Evil Village, мемы с Ваасом, момент предательства генерала Шепарда? Это лишь маленькая часть тех, кого бы я хотел назвать. Персонажи иногда настолько хорошо и детально прописаны, что их знают люди, далекие от игровой индустрии.

Игры заставляют нас проникнуться к персонажам не хуже, чем к книжным. Они могут остаться в наших сердцах и мыслях на десятки лет.

Что вы думаете об этом? Делитесь мнением, быть может из него выйдет новый пост.