Древние ассирийцы верили, что если человека не похоронили должным образом или если он пережил травматическую или насильственную смерть, его призрак может вернуться из загробной жизни. Призрак мог преследовать и овладевать живыми людьми, творить козни, запугивать людей и даже причинять серьёзный вред, вплоть до убийства другого человека.
Чтобы изгнать или прогнать злобных призраков, жрецам и врачам приходилось проводить сложные ритуалы.
Древние ассирийцы, как и представители других месопотамских культур, верили, что после смерти человек становится призраком, известным на шумерском как гидим (gidim 𒄇) или этемму на аккадском, который отправляется жить в подземный мир.
Подземный мир Месопотамии часто изображают как мрачное место, которое никто не может покинуть. Управляла им богиня Эрешкигаль, владычица подземного царства, и её муж Нергал, бог войны, мора и мёртвых.
Еда в подземном мире. согласно представлением ассирийцев, была немногим лучше грязи, а воду можно достать только из мутных луж. Несмотря на то, что умершие будут жить вечно в подземном мире, считалось, что им всё равно нужна еда и вода, чтобы чувствовать себя комфортно. Пища «передавалась» усопшим в виде погребальных подношений живых родственников. Если родственники умерших не делали эти погребальные подношения, покойные были обречены на вечную жажду и голод.
Хотя призраки обычно никогда не покидали подземный мир, бывали обстоятельства, при которых духам мёртвых разрешалось временно вернуться в царство живых. Например, если умерший человек не был похоронен должным образом или если в его смерти произошла какая-то несправедливость (например, убийство), ему разрешалось вернуться в царство живых в виде призраков, чтобы решить проблему и исправить ситуацию. Как только задача выполнялась, призрак возвращался в подземный мир.
Поскольку призраки обычно были мстительными духами, возвращающимися из-за того, что с ними плохо обращались во время или после смерти, встреча с ними редко считалась у ассирийцев приятной. Они преследовали и овладевали друзьями, родственниками или знакомыми, также могли приходить и к своим врагам. Покойники могли являться живым как в виде привидений, так и посредством одержимости. Призраки овладевали живыми людьми, проникая в голову через уши, так что, если человек начинал испытывать боль или звон в ушах, древние врачи часто объясняли это посещением пациента призраком.
Традиционным способом избавиться от призрака было исправить всё, что было совершено «виновником». Врачи, обученные ритуалам экзорцизма, всегда просили своих пациентов честно рассказывать о любых преступлениях, которые они могли совершить против умершего или богов, которые могли спровоцировать появление призраков.
Ассирийский экзорцизм включал магические ритуалы, заклинания и обращение к божествам, таким как бог Ша́маш. Шамаш – месопотамским бог солнца, а также бог справедливости. Считалось, что он посещал подземный мир каждую ночь после заката, чтобы судить мёртвых. Его часто призывали в молитвах или магических ритуалах, надеясь, что он сможет решить проблему, усмирив неспокойного духа.
Хотя призраками обычно были люди, с которыми поступили несправедливо, или посланные исправить ошибку, существуют истории о том, как призраки каким-то образом обманули богов подземного мира, сбежали в царство живых, причинили неприятности живым и беспокоили их без всякой причины.
Призраки последнего типа при поимке наказывались отправкой обратно в подземный мир и лишением любых почестей и подношений, которые они получали от своих живых родственников. Их подношения передавались тем усопшим, у которых не было детей и родственников.
Ассирийские истории о привидениях и экзорцизме имеют общие черты с историями других культур мира. Представление о призраках как о духах с незавершёнными делами также встречается в древнем Китае и Греции. В традиционных культурах также распространено объяснение болезни как одержимостью духами, призраками или демонами, которых необходимо изгонять.
В древнем мире не было соцобеспечения, поэтому часто единственным способом выживания пожилых людей было наличие у них детей. Месопотамская вера в то, что умершие будут голодать, если о них не позаботятся родственники, могла отражать реальность для ещё живых пожилых людей. Возможно, истории о призраках, пришедших наказать небрежных родственников, не похоронивших их должным образом, также помогли укрепить веру в необходимость заботиться о ещё живых пожилых членах семьи.
ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДПИШИСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ!
Узнайте также:
Больше материалов о кладах и сокровищах в подборке: