Прорыв дамбы на реке Урал в городе Орск Оренбургской области привел к сильному подтоплению в городе. Как сообщают местные жители и журналисты, во многих районах населенного пункта получается передвигаться только на лодках и других плавсредствах, либо на специальной технике высокой проходимости. В этих местах уровень воды настолько высокий, что и речи нет о движении не только пешком, но даже на гражданских авто с высоким клиренсом.
А некоторые жители рассказали, что в домах затоплены первые этажи. Уже вечером 5 апреля, когда еще не было заметно никаких признаков подтопления, специальные спасательные службы уже начали проводить эвакуацию населения Орска. Следовательно, уже тогда было известно о наметившемся или даже произошедшем прорыве дамбы.
Вообще паводки на реке Урал являются достаточно привычным событием. Однако все же на этот раз масштабы разлива оказались гораздо большими, чем обычно. Дело в том, что как правило, в среднем высота подъема воды в реке в период весенних паводков составляет примерно до 5,5 метров.
А на этот раз вода поднялась более чем на 9 метров. Специалисты отмечают, что такое фиксируется обычно раз в 100 лет. Так что в этом плане можно констатировать, что ситуация действительно оказалась неординарной, а потому и последствия имеют некоторое естественное объяснение.
Однако не все так однозначно и роль такого фактора, как внимательность и ответственное отношение к своим обязанностям уполномоченных должностных лиц сейчас проверяется правоохранительными органами. Уже известно о некоторых моментах, которые дают основания делать вывод, что своевременно не были приняты все необходимые меры для надлежащего поддержания гидротехнического сооружения.
Строительство дамбы на реке Урал в Орске началось в 2010 году. Целью ее возведения было как раз избавиться от ежегодных больших паводков в городе. И, похоже, первое время эта задача была решена. Можно отметить, что инженер этой дамбы получила от местной администрации награду.
Однако уже в 2014 году контролирующие органы по финансовым вопросам обнаружили такой момент. Оказалось, что из выделенных на строительство дамбы более 900 миллионов рублей не все деньги были потрачены на эти работы. Федеральная служба финансового надзора выявила, что более 51 миллиона рублей куда-то делось, но эти деньги не были употреблены на строительство дамбы.
Тогда заказчик строительства опротестовал это постановление и судебное решение было вынесено в его пользу. Это был первый звоночек. Гораздо более серьезные обстоятельства, относящиеся уже прямо к нынешнему прорыву, были отмечены сотрудниками Ростехнадзора в 2020 году. Речь идет о выявленных нарушениях в эксплуатации и содержании дамбы.
Администрации города со стороны Ростехнадзора был подан документ с перечислением этих нарушений, которых насчитывалось 38. За это был наложен и административный штраф. Предписывалось в ближайшее время исправить все отмеченные нарушения. Однако неизвестно, было ли это проведено.
Впоследствии Ростехнадзор периодически отправлял письма с предостережениями из-за обнаруженных ранее нарушений в эксплуатации дамбы. Одно из последних было отправлено в феврале этого года. В марте чиновники администрации сообщили, что в период паводка проводится «визуальное наблюдение» за дамбой. Такой ответ крайне не устроил сотрудников Ростехнадзора и они 2 апреля направили повторный запрос.
Требовалось сообщить конкретные сведения о состоянии дамбы до 8 апреля, поскольку угроза потопа в эти дни была очевидной. То есть за три дня до официального объявления катастрофы чиновникам было вынесено очередное "красное предупреждение". Однако прорыв произошел раньше. Также известно, что в последние годы на содержание этого гидротехнического сооружения выделялось 1,5–1,6 миллионов рублей вместо прежних 2,6–2,7 миллионов.
И вот теперь возбуждено уголовное дело сразу по двум статьям, о нарушениях при проведении строительных работ и о халатности чиновников. Пока же население Орска в целом эвакуировано, всего более тысячи человек. Количество жертв за эти дни увеличилось до 4 человек. Местные жители теперь проживают в специальных пунктах.