1. Подготовка к изложению. Найдите упр. 469. Прочитайте статью "Осушение болот". Ответьте на вопросы:
- Как вы думаете, этот текст - художественное произведение или научная статья? (это статья, потому что в ней описывается польза и вред болот, каким способом осушают болота).
- Какой вред приносят болота? (земля пустует, нельзя ездить).
- Как осушают болота? (прорезают каналы, по которым воды стекает в реки).
- Какую пользу приносят болота? (добыча торфа).
- Что люди делают с осушенными болотами? (превращают в луга и огороды).
В выделенных жирным шрифтом словах определим падежи и выделим окончания:
Болота - И.п., на болотах - П.п., по болотам - Д.п., люди - И.п., болот - Р.п., Машины - И.п., каналов - Р.п., по каналам - Д.п., в реки - В.п., болотами - Т.п., фабрик - Р.п., заводов - Р.п., болота - В.п., в луга - В.п, огороды - В.п., овощи - В.п. топи - И.п.
2. Составление плана текста. Прочитаем текст по абзацам и озаглавим каждую часть.
1. Вред болот.
2. Осушение болот.
3. Добыча торфа.
4. Польза болот.
3. Письменное изложение текста. Прочитайте текст еще раз и найдите опорные слова, которые понадобятся для пересказа текста (слова выписываются на доску). Напишите текст по памяти, используя план и опорные слова.
4. Домашнее задание. Упражнение 473. Составить 4 предложения со словами колесо, зеркало, правило, яблоко, изменив их в форму множественного числа родительного падежа.