Найти тему

Спектакль «В ожидании Годо». Опыт «идеального читателя»

- Ну что, идeм?

- Идeм.

Они не двигаются.

С. Беккет «В ожидании Годо»

Хоть мы и учимся на одном курсе, посещаем одни и те же репетиции, процесс создания спектакля «В ожидании Годо» держался от нас в секрете. Мы не видели этюдов и не знали концепцию режиссёра Михаила Быкова, но мы, например, видели костюмы. Ирина Ивановна упомянула о том, что Владимир и Эстрагон не носят котелков, как это написано в ремарках у Беккета. Я тоже обратила на это внимание на премьере спектакля, но данный ход я считала как то, что Диди и Гого (так герои называют друг друга) уже давно перестали относить себя к какому-либо социальному классу. Они «разбазарили» не только свои права, но и шляпы.

Также зритель сразу же обращает внимание на мизансцену спектакля. Пространство закрыто платформами, создаётся ощущение камерности и невозможности выйти за пределы сцены. А на самих платформах разные рисунки. Например, рисунок дерева, а рядом соседствует надпись «А+Е», что наводит на мысль о райском саде. Их тоже двое, они, как Адам и Ева, сидят у дерева, чего-то ждут и ничего не происходит. Но на самом деле происходит – во втором акте, внимательный зритель заметит, что на сцене появляются лианы – символ того, что дерево зацвело, а это значит, что время неминуемо бежит и бежит вперёд, подчёркивая трагедию спектакля – ничего не происходит в жизни двух главных героев пьесы, они часами, а может уже и годами ждут Годо на одном и том же месте.

Пластика героев, на мой взгляд, тоже выполняет важную роль. Мы, как актёры, должны простроить линию нашего персонажа, вплоть до взгляда и походки. Я считаю, что актёры нашего курса выполнили задачу, за каждым героем было интересно наблюдать. Эстрагон (Никита Малахов) неспокоен, его движения суматошны, он хочет уйти, но не может, неуверенность выражается в его взгляде на Владимира, он будто бы ждёт разрешения или приказа от него. Владимир же наполнен задумчивостью. Исполнитель этой роли, Максим Коновалов, говорит все свои речи, смотря в небо, не опуская глаз в зал, это создает его персонажу образ мыслителя. Между Диди и Гого чувствуется невероятное тепло, особенно в некоторых сценах. Дуэт Лакки-Поццо успевает создать театр в театре. Поццо (Григорий Жуков) ведёт себя как цирковой Шпрехшталмейстер (в переводе с немецкого «разговорный мастер»), его чрезмерная энергичность задаёт совершенно иной темп спектаклю. И, конечно, Лакки в исполнении Александра Кирсанова заслуживает отдельной похвалы. Александр удивляет не только трюками с чемоданами, но и своей гибкостью! Танец «Тенёта», который исполняет его герой, имеет очень важную роль в спектакле. «Ему кажется, что он запутался в сетях» – говорит Поццо, описывая движения Лакки. Вот и очередной символ – сети, из которых нельзя выпутаться и место, из которого нельзя выбраться. Поэтому не случайно в определённый момент спектакля мы видим «Тенёту» в исполнении всех героев.

Удивительно, но ребята даже смогли сделать очень удачную аллюзию на кинематограф. Второй акт начинается с саундтрека из фильма «Интерстеллар», в основе которого идея несоответствия временных величин. Так и в этой сцене. Владимир и Эстрагон, не двигаясь, сидят в ожидании, вокруг них, как планеты бегают Поццо и Лакки, а лидер в этой сцене –вращающийся луч света, похожий на уходящее и приходящее вновь Солнце. Таким способом решён персонаж Мальчика в исполнении Екатерины Поволоцкой, появляющийся в спектакле вспышками света, как образ высших сил.

-2

Мне, не только как актёру этой мастерской, но и как зрителю, было интересно наблюдать за происходящим. От каждой сцены у меня оставался шлейф мыслей, новых идей и совершенно другого прочтения Беккета. И, на мой взгляд, режиссура спектакля позволяет понимать и воспринимать текст «В ожидании Годо» по-разному и по-своему. 13 апреля состоится ещё один показ спектакля, и я предлагаю каждому читающему самому почувствовать этот опыт и открыть для себя ещё одно «Ожидание Годо».

Евгения Деордиева

студентка 4 курса направления "Артист драматического театра и кино"

Института культуры и искусств МГПУ