Найти в Дзене
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Сочинение по метафорическому тексту: А.И. Куприн «Это происходило в большой оранжерее...»

Вариант 19 сборника ФИПИ-2024 (36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько)

Готовясь к экзамену, важно не только различать публицистику и художественные тексты, но и быть готовым к тому, что художественный текст может оказаться бессюжетным или метафорическим, полным иносказаний, аллегорий, символов...

То, что в баснях Лиса воплощает людскую хитрость, а Левша — это собирательный образ всех русских умельцев, мы знаем со средней школы. Но знать и не растеряться в ситуации экзамена — увы, не одно и то же. На примере текста из сборника ФИПИ мы сегодня обсудим, как быть с иносказаниями и что писать в сочинении.

Готовый вариант сочинения, как и всегда, будет ждать вас в конце статьи!

Приступим. Начнём с внимательного чтения исходного текста:

Выделим цветом различные смысловые части
Выделим цветом различные смысловые части
Подчёркиванием выделены слова-маркёры, которые помогут найти связь между примерами
Подчёркиванием выделены слова-маркёры, которые помогут найти связь между примерами
-3

Предлагаю заполнить схему с краткой характеристикой из текста:

Сначала — конкретные цитаты, затем — вывод об их значении
Сначала — конкретные цитаты, затем — вывод об их значении

Шаг 1. Вот что у меня получилось:

-5

Шаг 2. Возможные выводы:

-6

Теперь становится видна как на ладони сугубо человеческая ситуация: люди, которые судят о других по внешности, заботятся лишь о внешней красоте, непримиримы к тем, кто чем-то от них отличается...

Можно ли противопоставить Столетник остальным цветам? Можно.

Получится ли сформулировать проблему, которую будет иллюстрировать это противопоставление? Попробуем:

❓Проблема нетерпимости к «странным» людям. (Почему «странные» люди вызывают у многих нетерпимое отношение?)

1) Столетник (внешне неприглядный, отличается своей уродливостью от собратьев в оранжерее, но при этом способен на самоотверженность) — пояснение: добротой могут быть наделены люди, с виду некрасивые.

2) Другие цветы (обладают пышной красотой, однако они не могут принять чужих особенностей) — пояснение: большинство людей стремится следить за внешней привлекательностью, при этом не задумываясь о духовном развитии.

⛓️ Связь между примерами — противопоставление: Столетник уродлив, но наделён внутренней красотой, а другие цветы внешне привлекательны, однако ведут себя безнравственно.

✍️ Авторская позиция: «странные» люди не вписываются в общество, оттого что имеют внешние различия с большинством. К сожалению, многие из нас судят о человеке по внешности, и тот, кто чем-то отличается, обречён на презрение и отчуждение.

Хотя логичнее мне кажется немного другой путь (из-за слова почему напрашивается причина и следствие):

❓Проблема нетерпимости к «странным» людям. (Почему «странные» люди вызывают у многих нетерпимое отношение?)

1) Другие цветы в оранжерее (обладают пышной красотой, однако они не могут принять чужих особенностей) — пояснение: большинство людей стремится следить за внешней привлекательностью, при этом не задумываясь о духовном развитии.

2) Столетник (внешне неприглядный, отличается своей уродливостью от собратьев в оранжерее, но при этом способен на самоотверженность. Становится изгоем, страдает от одиночество) — пояснение: добротой могут быть наделены люди, с виду некрасивые, однако большинство окружающих может этого не заметить, избегать отличающегося от них собрата.

⛓️ Связь между примерами — причинно-следственная: из-за того, что цветы привыкли судить окружающих по их внешности, Столетник не вписался в их общество. Никто не замечает его внутренних качеств за внешней уродливостью.

✍️ Авторская позиция: «странные» люди не вписываются в общество, оттого что имеют внешние различия с большинством. К сожалению, многие из нас судят о человеке по внешности, и тот, кто чем-то отличается, обречён на презрение и отчуждение.

Петербургский Ботанический сад в 1912 году. Источник: https://library.spbu.ru/ru/novosti/349-istoriya-botanicheskogo-sada-sankt-peterburgskogo-universiteta.html
Петербургский Ботанический сад в 1912 году. Источник: https://library.spbu.ru/ru/novosti/349-istoriya-botanicheskogo-sada-sankt-peterburgskogo-universiteta.html

Ещё одна возможная причинно-следственная связка:

❓ Проблема отсутствия человечности. (К чему ведёт отсутствие человечности?)

1) Цветы в оранжерее (обладают пышной красотой, однако они не могут принять чужих особенностей, насмехаются над уродливостью Столетника) — пояснение: большинство людей стремится следить за внешней привлекательностью, при этом не задумываясь о духовном развитии; они отвергают всех, кто от них отличается.

2) Столетник (чувствует отчуждение, страдает, привык к общему презрению) — пояснение: в чём-то непохожий на других человек обречён на одиночество, насмешки со стороны окружающих, хотя никакими поступками не заслужил такого обращения.

⛓️ Связь между примерами — причинно-следственная: из-за того, что цветы привыкли судить окружающих по их внешности и не могут примириться с чужими особенностями, изгой Столетник страдает от одиночества, враждебности всех, кто его окружает.

✍️ Авторская позиция: отсутствие человечности лишает людей дружбы, участия и поддержки, тепла, обрекает на одинокую и мучительную жизнь.

И ещё один вариант противопоставления можно разглядеть в отношении к Столетнику собратьев и людей, работающих в оранжерее:

-8

❓ Проблема определения ценности личности. (Чем определяется ценность личности? Почему за уродливым Столетником ухаживали больше, чем за остальными цветами?)

1) Цветы в оранжерее (обладают пышной красотой, однако они не могут принять чужих особенностей, насмехаются над уродливостью Столетника) — пояснение: большинство людей стремится следить за внешней привлекательностью, при этом не задумываясь о духовном развитии; они отвергают и высмеивают всех, кто от них отличается, судят по внешности.

2) Работники и хозяин оранжереи (знают об истинной ценности Столетника, потому вовсе не замечают его недостатков) — пояснение: наделённые знаниями люди способны разглядеть истинную ценность Столетника.

⛓️ Связь между примерами — противопоставление / сопоставление: в отличие от цветов в оранжерее, способных оценивать лишь внешнюю оболочку, знающие работники понимают всю уникальность странного на вид цветка, трепетно заботятся о нём.

✍️ Авторская позиция: ценность личности определяется её уникальностью.

И последний вариант проблемы:

❓ Проблема выбора предмета поклонения. (Чем определяется выбор предмета поклонения?)

1) Редкая кашемирская роза (была избрана Царицей цветов; внешне красива, но внутренне холодна: никак не ответила на мольбы Столетника, молчаливо поддержала всеобщие насмешки над ним) — пояснение: предметом поклонения все цветы в оранжерее выбрали розу с привлекательной внешностью, не задумываясь о её внутренних качествах.

2) Столетник (во время цветения обладает не меньшей красотой, но остальные об этом не узнают до тех пор, пока он не зацветёт и сразу не погибнет; однако он готов посвятить всю свою жизнь возлюбленной) — пояснение: отвергнутый розой и остальными цветами Столетник обладает и духовным богатством, но оно остаётся незамеченным.

⛓️ Связь между примерами — противопоставление: предметом поклонения, Царицей выбрана красавица-роза, гордая и безответная к чужим мольбам, а не добрый и самоотверженный Столетник.

✍️ Авторская позиция: Выбор предмета поклонения нередко определяется внешней эффектностью, привлекательностью. Внутренняя сущность избранника или избранницы часто никого не интересует.

Э. П. Гау «Зимний сад»
Э. П. Гау «Зимний сад»

Готовое сочинение

Пожалуй, каждый из нас поддавался мимолётным впечатлениям о других людях, судил о них по внешности, не стараясь для начала разглядеть их истинные качества. В тексте А.И. Куприна звучит вопрос: чем же определяется истинная ценность личности? Попробуем найти на него ответы.

Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор описывает мир цветов, живущих «непонятной для людей жизнью». Большинство из них наделено редкой внешней привлекательностью: они «наполняли воздух оранжереи своими ароматами» и «отличались пышною красотою». Цветы выбрали Царицей редкую кашемирскую розу за её необычайную внешность; но ни она, ни другие обитатели оранжереи не могут принять отличающегося от них Столетника. И роза, и остальные насмехаются над «уродом», не желают даже выслушать его и рассмотреть истинную суть «странного» собрата. Увы, и большинство людей стремится следить за внешней привлекательностью, при этом не задумываясь о духовном развитии. Подобные личности ценят лишь оболочку, не считают нужным рассмотреть истинную суть другого.

Однако работники и хозяин оранжереи по-иному относятся к необычному Столетнику. Они знают о его чудесном свойстве — редком цветении, отличающемуся невероятной красотой. Люди ухаживают за Столетником гораздо больше, чем за остальными цветами, «точно это какое-нибудь сокровище», а владелец оранжереи с нетерпением ожидал момента, когда причудливое растение расцветёт. Никто из них вовсе не замечает «уродства» странного цветка. Итак, наделённые знаниями люди способны разглядеть истинную ценность Столетника. Они судят о нём и о прочих цветах, опираясь на представления об их истинной ценности и уникальности.

Примеры связаны с помощью сопоставления: в отличие от цветов в оранжерее, способных оценивать лишь внешнюю оболочку, знающие работники понимают всю уникальность странного на вид цветка, трепетно заботятся о нём.

Александр Иванович убеждён: ценность личности определяется её уникальностью. Порой её бывает непросто разглядеть за внешней непривлекательностью.

Я полностью разделяю мнение автора. Нужно замечать в других людях их нравственные достоинства, а не поддаваться оценке, основанной на внешности. Эту мысль можно найти в коротком рассказе И.А. Бунина «Красавица». Девушка, чьей красотой восхищались все вокруг, удачно выходит замуж за вдовца-чиновника. Его сын, маленький мальчик, становится жертвой красавицы, сославшей его спать на полу, настроившей всю прислугу и самого чиновника против ребёнка. Жестокость к неродному сыну меняет наше отношение к красавице-героине: вся внешняя привлекательность сводится на нет после подобных поступков.

Таким образом, чтобы разглядеть истинную ценность личности, нужно оценивать поступки, а не внешнюю красоту, стараться разглядеть за оболочкой духовное содержание.

Другие возможные литературные аргументы:

📗 Короткий рассказ Ф.М. Достоевского «Мужик Марей»: за грубой внешностью скрывается нежность и доброта

📗 Рассказ А.И. Куприна «Блаженный»: слабоумный юноша Степан оказывается отзывчивым человеком, не жалеющим отдать всё, что у него есть, чтобы помочь другу

📗 Рассказ А.П. Платонова «Юшка» (куда же без него)

📗 Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого — Платон Каратаев

📕 Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого — Элен Курагина

📗📕 Роман в стихах «Евгений Онегин» — сопоставление Татьяны и Ольги Лариных

📝 Чтобы не пропустить новые сочинения и полезные материалы, не забудьте подписаться на канал — впереди много интересного!