Вариант 19 сборника ФИПИ-2024 (36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько)
Готовясь к экзамену, важно не только различать публицистику и художественные тексты, но и быть готовым к тому, что художественный текст может оказаться бессюжетным или метафорическим, полным иносказаний, аллегорий, символов...
То, что в баснях Лиса воплощает людскую хитрость, а Левша — это собирательный образ всех русских умельцев, мы знаем со средней школы. Но знать и не растеряться в ситуации экзамена — увы, не одно и то же. На примере текста из сборника ФИПИ мы сегодня обсудим, как быть с иносказаниями и что писать в сочинении.
Готовый вариант сочинения, как и всегда, будет ждать вас в конце статьи!
Приступим. Начнём с внимательного чтения исходного текста:
Предлагаю заполнить схему с краткой характеристикой из текста:
Шаг 1. Вот что у меня получилось:
Шаг 2. Возможные выводы:
Теперь становится видна как на ладони сугубо человеческая ситуация: люди, которые судят о других по внешности, заботятся лишь о внешней красоте, непримиримы к тем, кто чем-то от них отличается...
Можно ли противопоставить Столетник остальным цветам? Можно.
Получится ли сформулировать проблему, которую будет иллюстрировать это противопоставление? Попробуем:
❓Проблема нетерпимости к «странным» людям. (Почему «странные» люди вызывают у многих нетерпимое отношение?)
1) Столетник (внешне неприглядный, отличается своей уродливостью от собратьев в оранжерее, но при этом способен на самоотверженность) — пояснение: добротой могут быть наделены люди, с виду некрасивые.
2) Другие цветы (обладают пышной красотой, однако они не могут принять чужих особенностей) — пояснение: большинство людей стремится следить за внешней привлекательностью, при этом не задумываясь о духовном развитии.
⛓️ Связь между примерами — противопоставление: Столетник уродлив, но наделён внутренней красотой, а другие цветы внешне привлекательны, однако ведут себя безнравственно.
✍️ Авторская позиция: «странные» люди не вписываются в общество, оттого что имеют внешние различия с большинством. К сожалению, многие из нас судят о человеке по внешности, и тот, кто чем-то отличается, обречён на презрение и отчуждение.
Хотя логичнее мне кажется немного другой путь (из-за слова почему напрашивается причина и следствие):
❓Проблема нетерпимости к «странным» людям. (Почему «странные» люди вызывают у многих нетерпимое отношение?)
1) Другие цветы в оранжерее (обладают пышной красотой, однако они не могут принять чужих особенностей) — пояснение: большинство людей стремится следить за внешней привлекательностью, при этом не задумываясь о духовном развитии.
2) Столетник (внешне неприглядный, отличается своей уродливостью от собратьев в оранжерее, но при этом способен на самоотверженность. Становится изгоем, страдает от одиночество) — пояснение: добротой могут быть наделены люди, с виду некрасивые, однако большинство окружающих может этого не заметить, избегать отличающегося от них собрата.
⛓️ Связь между примерами — причинно-следственная: из-за того, что цветы привыкли судить окружающих по их внешности, Столетник не вписался в их общество. Никто не замечает его внутренних качеств за внешней уродливостью.
✍️ Авторская позиция: «странные» люди не вписываются в общество, оттого что имеют внешние различия с большинством. К сожалению, многие из нас судят о человеке по внешности, и тот, кто чем-то отличается, обречён на презрение и отчуждение.
Ещё одна возможная причинно-следственная связка:
❓ Проблема отсутствия человечности. (К чему ведёт отсутствие человечности?)
1) Цветы в оранжерее (обладают пышной красотой, однако они не могут принять чужих особенностей, насмехаются над уродливостью Столетника) — пояснение: большинство людей стремится следить за внешней привлекательностью, при этом не задумываясь о духовном развитии; они отвергают всех, кто от них отличается.
2) Столетник (чувствует отчуждение, страдает, привык к общему презрению) — пояснение: в чём-то непохожий на других человек обречён на одиночество, насмешки со стороны окружающих, хотя никакими поступками не заслужил такого обращения.
⛓️ Связь между примерами — причинно-следственная: из-за того, что цветы привыкли судить окружающих по их внешности и не могут примириться с чужими особенностями, изгой Столетник страдает от одиночества, враждебности всех, кто его окружает.
✍️ Авторская позиция: отсутствие человечности лишает людей дружбы, участия и поддержки, тепла, обрекает на одинокую и мучительную жизнь.
И ещё один вариант противопоставления можно разглядеть в отношении к Столетнику собратьев и людей, работающих в оранжерее:
❓ Проблема определения ценности личности. (Чем определяется ценность личности? Почему за уродливым Столетником ухаживали больше, чем за остальными цветами?)
1) Цветы в оранжерее (обладают пышной красотой, однако они не могут принять чужих особенностей, насмехаются над уродливостью Столетника) — пояснение: большинство людей стремится следить за внешней привлекательностью, при этом не задумываясь о духовном развитии; они отвергают и высмеивают всех, кто от них отличается, судят по внешности.
2) Работники и хозяин оранжереи (знают об истинной ценности Столетника, потому вовсе не замечают его недостатков) — пояснение: наделённые знаниями люди способны разглядеть истинную ценность Столетника.
⛓️ Связь между примерами — противопоставление / сопоставление: в отличие от цветов в оранжерее, способных оценивать лишь внешнюю оболочку, знающие работники понимают всю уникальность странного на вид цветка, трепетно заботятся о нём.
✍️ Авторская позиция: ценность личности определяется её уникальностью.
И последний вариант проблемы:
❓ Проблема выбора предмета поклонения. (Чем определяется выбор предмета поклонения?)
1) Редкая кашемирская роза (была избрана Царицей цветов; внешне красива, но внутренне холодна: никак не ответила на мольбы Столетника, молчаливо поддержала всеобщие насмешки над ним) — пояснение: предметом поклонения все цветы в оранжерее выбрали розу с привлекательной внешностью, не задумываясь о её внутренних качествах.
2) Столетник (во время цветения обладает не меньшей красотой, но остальные об этом не узнают до тех пор, пока он не зацветёт и сразу не погибнет; однако он готов посвятить всю свою жизнь возлюбленной) — пояснение: отвергнутый розой и остальными цветами Столетник обладает и духовным богатством, но оно остаётся незамеченным.
⛓️ Связь между примерами — противопоставление: предметом поклонения, Царицей выбрана красавица-роза, гордая и безответная к чужим мольбам, а не добрый и самоотверженный Столетник.
✍️ Авторская позиция: Выбор предмета поклонения нередко определяется внешней эффектностью, привлекательностью. Внутренняя сущность избранника или избранницы часто никого не интересует.
Готовое сочинение
Пожалуй, каждый из нас поддавался мимолётным впечатлениям о других людях, судил о них по внешности, не стараясь для начала разглядеть их истинные качества. В тексте А.И. Куприна звучит вопрос: чем же определяется истинная ценность личности? Попробуем найти на него ответы.
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор описывает мир цветов, живущих «непонятной для людей жизнью». Большинство из них наделено редкой внешней привлекательностью: они «наполняли воздух оранжереи своими ароматами» и «отличались пышною красотою». Цветы выбрали Царицей редкую кашемирскую розу за её необычайную внешность; но ни она, ни другие обитатели оранжереи не могут принять отличающегося от них Столетника. И роза, и остальные насмехаются над «уродом», не желают даже выслушать его и рассмотреть истинную суть «странного» собрата. Увы, и большинство людей стремится следить за внешней привлекательностью, при этом не задумываясь о духовном развитии. Подобные личности ценят лишь оболочку, не считают нужным рассмотреть истинную суть другого.
Однако работники и хозяин оранжереи по-иному относятся к необычному Столетнику. Они знают о его чудесном свойстве — редком цветении, отличающемуся невероятной красотой. Люди ухаживают за Столетником гораздо больше, чем за остальными цветами, «точно это какое-нибудь сокровище», а владелец оранжереи с нетерпением ожидал момента, когда причудливое растение расцветёт. Никто из них вовсе не замечает «уродства» странного цветка. Итак, наделённые знаниями люди способны разглядеть истинную ценность Столетника. Они судят о нём и о прочих цветах, опираясь на представления об их истинной ценности и уникальности.
Примеры связаны с помощью сопоставления: в отличие от цветов в оранжерее, способных оценивать лишь внешнюю оболочку, знающие работники понимают всю уникальность странного на вид цветка, трепетно заботятся о нём.
Александр Иванович убеждён: ценность личности определяется её уникальностью. Порой её бывает непросто разглядеть за внешней непривлекательностью.
Я полностью разделяю мнение автора. Нужно замечать в других людях их нравственные достоинства, а не поддаваться оценке, основанной на внешности. Эту мысль можно найти в коротком рассказе И.А. Бунина «Красавица». Девушка, чьей красотой восхищались все вокруг, удачно выходит замуж за вдовца-чиновника. Его сын, маленький мальчик, становится жертвой красавицы, сославшей его спать на полу, настроившей всю прислугу и самого чиновника против ребёнка. Жестокость к неродному сыну меняет наше отношение к красавице-героине: вся внешняя привлекательность сводится на нет после подобных поступков.
Таким образом, чтобы разглядеть истинную ценность личности, нужно оценивать поступки, а не внешнюю красоту, стараться разглядеть за оболочкой духовное содержание.
Другие возможные литературные аргументы:
📗 Короткий рассказ Ф.М. Достоевского «Мужик Марей»: за грубой внешностью скрывается нежность и доброта
📗 Рассказ А.И. Куприна «Блаженный»: слабоумный юноша Степан оказывается отзывчивым человеком, не жалеющим отдать всё, что у него есть, чтобы помочь другу
📗 Рассказ А.П. Платонова «Юшка» (куда же без него)
📗 Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого — Платон Каратаев
📕 Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н. Толстого — Элен Курагина
📗📕 Роман в стихах «Евгений Онегин» — сопоставление Татьяны и Ольги Лариных
📝 Чтобы не пропустить новые сочинения и полезные материалы, не забудьте подписаться на канал — впереди много интересного!