«Лохи – не мамонты. Они не вымирают!»
Некогда, в тучные нулевые, когда олигархам некуда было девать непосильно нажитым трудом ассигнации, некоторые из них решались вкладывать капиталы в амбициозные проекты.
Не стал исключением и известный российский предприниматель Мельниченко Андрей Игоревич, решив запустить в действие грандиозный калийный проект в Волгоградской области. Предполагаемый к строительству рудник по добыче калийного сырья, расположенный неподалеку от станции Гремячая, должен был быть введен в работу в 2013 г. Проектная мощность которого изначально составляла 2,3 млн. тонн сырья в год.
Часть I
По проекту вскрытие поля рудника планировалось двумя вертикальными стволами глубиной более 1100 м. А в связи с тем, что проходка вскрывающих выработок должна была проходить в особых природных условиях (наличие мощных водоносных горизонтов) было принято решение проходить стволы при помощи специальных способов.
Скиповой ствол планировалось проходить при помощи предварительной заморозки горных пород. Для проходки клетевого ствола предполагалась комбинированная схема, включающая в себя бурение выработки большим диаметром, с опускной крепью с применением принудительного задавливания домкратами до глубины 130 м. Водоносные горизонты предстояло проходить с помощью тампонажа горных пород. Остальные части ствола – обычным способом.
В 2009 году началась проходка стволов.
Курирование работ по проходке скипового ствола производилось специалистами немецкой компании Тиссен Шахтбау Гмбх, клетевого ствола, специалистами компании из южноафриканской республики Шафт Синкерс.
И уж если проходка скипового ствола шла ни шатко, ни валко, то при проходке клетевого ствола выявилась значимая проблема. На 55-м метре глубины проходки, врубовое кольцо опускной крепи приобрело овальный вид, что исключало дальнейшее ведение работ. Более того, использование тампонажа для закрепления плывуна за крепью не давало эффективного результата.
Химическая компания возложила ответственность за применение заведомо неэффективной технологии и срыв сроков проекта на подрядчика и изначально требовала более 900 млн $ неустойки. В конечном счете, спор разрешился, но, виноват ли был подрядчик, строго действуя положениям проекта?
Поверхностный безнапорный водоносный горизонт (плывун) располагается до глубины 130 метров. Проектом предусмотрена опускная крепь до вышеуказанной глубины. Но! Вот всегда в нашей жизни появляется это многозначительное «но».
Пункт 2.3 Общесоюзных норм технологического проектирования стволов подземных рудников по добыче калийной и каменной соли (ВНТП 5-82) гласит:
Исходя из вышесказанного, Проектировщик нарушил нормы проектирования при разработке документации на проходку клетевого ствола. Но действовал он исходя из предоставленного ему технического задания. А при получении готового проекта Заказчик проект не проверял и не указывал на недостатки. Следовательно, возникает вопрос: «Кому это нужно?».
И не в ту сторону копал Следственный комитет.
На этом первый этап эпопеи опытного комбинированного способа прохождения клетевого ствола был завершен.
Вместе с тем, было завершено и руководство Управлением строительства рудника (далее – УСР) его начальником, ежемесячный оклад которого составлял 280 тысяч рублей (без бонусов соответственно). Его место занял главный инженер этого же Управления. И вспомнишь невзначай: «А вы друзья как ни садитесь, всё…». Ну в смысле блатного жаргона ещё все впереди, а вот в контексте басни Крылова как-то неплохо увязывается с будущими действиями руководителей.
Первая ласточка для ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» прилетела, но выводов сделано не было. Потрачено время, а соответственно и сроки запуска проекта были перенесены на более поздние сроки.
Часть II
Вспоминается призказка: «Украинец живет на Украине, а хохол где лучше».
Нет необходимости вдаваться в тонкие подробности, но руководящий персонал Управления строительства рудника принимал непосредственное участие в строительстве рудника «Мир» в г. Мирный. О том, что с рудником стало впоследствии известно многим. И потом горняки, количественным составом перекочевали из северного региона на вновь строящийся рудник.
Прошло время. Проектировщик откорректировал проект в соответствующими действующими нормами и правилами, применив метод искусственного замораживания горных пород. Но устроило ли это представителей Заказчика? Интрига.
Положения нового проекта предусматривали определенные условия производства работ, а именно:
Заметьте, длина шпуров не более 1,5 м. Следовательно, данное оборудование не может быть использовано до глубины 820 м (зона завершения действия заморозки пород).
Госэкспертиза подтверждает правильность проекта в выборе технологии.
Руководство УСР по указанию свыше, на основании откорректированного проекта, продолжило проходку клетевого ствола собственными силами. Но для проведения работ, необходимо было приобрести соответствующее горно-шахтное оборудование.
Горно-шахтное оборудование было приобретено сотрудниками ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» по техническому заданию ответственных за закупку сотрудников рудника у китайских производителей до корректировки проекта. Критерием отбора оборудования была величина отката представителю Заказчика и составляла порядка 125 тысяч рублей за единицу оборудования. Необходимо заметить, что в проекте указана китайская буровая установка XFJD6 10 с глубиной бурения до 4 м. Забегая вперед отмечу, что данное оборудование не соответствует технологии указанной выше, в том числе и по техническим параметрам. Породопогрузочные комплексы для производства работ в стволах прошедшие капитальный ремонт, приобретались как новые на территории ЛНР по соответствующей завышенной цене. Чтобы скрыть нецелевую закупку, проектировщика попросили внести данное оборудование в откорректированный проект. Что и было сделано.
Дальше больше.
Чтобы легализовать данное буровое оборудование ЗАО «Гипропромтрансстрой» направляется техническое задание на разработку типового проекта производства буровзрывных работ.
Создается расчетный паспорт БВР №1, который не соответствует ни проекту, ни заключению Госэкспертизы и действующим на тот момент правилам безопасности.
В дополнение, приказом легитимируется данный Типовой проект № 279/14-02-ПВР для подчиненных сотрудников.
Ну а теперь пошагово почему и как утопили клетевой ствол.
Часть III
«Чем дольше мы проходим ствол, тем дольше платят нам высокую зарплату».(Главный механик управления строительства рудника.)
Далее следует монотонный пересказ действий работников, приведших к затопление клетевого (воздуховыдающего ствола), который имеет весомое значение в создании очередного лоха и очевидно будет неинтересен многим не посвященным в дело читателям.
Но в начале повествования – матчасть.
"Правила безопасности при проходке стволов шахт специальными способами"
(утв. Госгортехнадзором РСФСР 20.03.1964, Госгортехнадзором УССР 24.03.1964, Госгортехнадзором КазССР 07.04.1964).
Глава III. Проходка стволов шахт с предварительным замораживанием пород.
§ 48. Шпуры надлежит бурить на расстоянии не менее 300 мм от стенки ствола в проходке. Остающаяся часть невзорванной породы у периферии ствола должна быть отбита отбойными молотками.
В зоне замороженных неустойчивых пород производство взрывных работ запрещается.
§ 53. Отставание постоянной крепи от забоя ствола определяется проектом.
Отставание временной крепи от забоя не должно превышать 2 м. В пластичных породах (глине, мергелях), склонных к вспучиванию, и на контакте их со скальными породами ствол шахты следует углублять малыми заходками высотой 1,5 - 2,0 м.
Пройденная часть немедленно должна быть закреплена постоянной крепью.
§ 56. При появлении воды в стволах, проходимых по слабым, неустойчивым и замороженным породам, работы в стволе, за исключением ремонтных, должны быть остановлены, возобновление их разрешается после дополнительного замораживания и проверки результатов замораживания пробной откачкой. Ремонтные работы должны вестись по проекту, утвержденному главным инженером треста.
Применение водоотлива при проходке по таким замороженным породам запрещается.
Все четко и по делу.
В период перестройки, взамен вышеуказанных правил, в 1988 г. силу вступили новые правила, в которых указывалось лишь то, что отставание постоянной крепи от забоя ствола и величина заходки в пластичных, склонных к пучению породах определяется проектом. Отставание временной крепи от забоя не должно превышать 2 м.
Вот и все.
Теперь к практике.
Для наглядности графические материалы расположены ниже.
Хронология работ.
19.08.2015г.
Работы производятся в районе контакта скальных пород с пластичными (глина, мергель) на отметке -808-809 м. Глубина шпуров 3,0-3,3 м. вместо 1,5м. (проект). Соответственно величина заряда в 2-2,8 раза превышает нормативную. После взрывных работ глина превращается в мелкодисперсную массу, не позволяющую подсыпать вышестоящую крепь для навески тюбинговых колец и приёмки бетона. Нарушается целостность ледопородного ограждения посредством появления трещин. Отставание от забоя 3,5 м вместо 2 м.
20.08.15г.
Производится уборка горной массы. Производятся буровзрывные работы. К двум ранее установленным тюбинговым №№496,497 добавляется №498. Незакрепленное пространство бетоном составляет 5 м. Принимается бетон за тюбинговые кольца.
21-22.08.2015г.
Производится уборка горной массы. Устанавливаются тюбинговые кольца №№499,500. Производится прием бетона. Начинается бурение забоя. Обурено 146 шпуров глубиной 3м.
23.08.15г.
В районе 7,8 тюбингов (замораживающая скважина обурена на 809 м вместо проектной отметки 820 м) из обуренного забоя появляется водоприток. Вместо остановки работ и понижения температуры замораживания, в забое устанавливается насосы и откачивается вода, тем самым расширяя окно в ледопородном ограждении. Где тонко, там и рвется.
24.08.15г.
При отсутствии положительного результата, принимается решение установить бетонную подушку в забое ствола из бетона в количестве 292 м³, что окончательно растепляет ледопородный массив и в забой ствола затапливается.
Все звезды сошлись. Невежество, незнание, алчность, нарушение правил, отсутствие соответствующего образования и пр. – причина. А олигарху сообщили, что виноваты во всем природные горно-геологические условия.
Далее цельный год выкачивали воду из ствола, тем самым понизив уровень Цимлянского водохранилища.
В 2016 г. откачку воды прекратили, ствол затопили до статического уровня в районе глубины 90м. Грамотные работники предложили решить проблему в течение двух месяцев. Но куда там, они ведь холопы, а мы руководятелы. Умнее нас никто быть не должон.
Дальнейший рассказ о мучениях при проходке ствола история отдельная.
Вот таким образом полтора миллиона рублей прибыли хохлов из откатов за ненужное оборудование, превратились в более 100 млрд рублей убытка владельцу. Поэтому ствол не пройден до сих пор.
Иногда халдеи не брезговали и иными приработками. Составляли заказ на проектную документацию индивидуального оборудования или конструкций. Чертежи оборудования в техническое задание не вносили. При приемке изделий требовали, чтобы проектант предоставлял им чертежи изделий и присваивали их себе (редко кто отказывал, ссылаясь на отсутствие условия предоставления графической документации в техзадании). В дальнейших командировочных поездках, на заводах предлагали чертежи изготовителям из расчета 50-50 от прибыли. Потому и частая смена дорогостоящих авто и прочие прелести жизни.
Последствия.
Воздухообмен подземных горных выработок происходит по имеющимся в работе двум скиповым стволам. Объемы воздуха не соответствуют проектным. Соответственно, температура в некоторых местах превышает 40ºС (по правилам безопасности не более 26ºС, температура свыше 30ºС является опасными условиями труда). Содержание кислорода в поступающей воздушной струе 17-19% вместо не менее 20%.
Причина бездействия всех надзорных органов очевидна. Мзду никто не отменял. Вот потому-то и за державу обидно.
И когда я задаю вопрос: «Олигарх лох?». Получаю ответ:
Копии документов, использованных в очерке, не относятся к категориям «Секретно», ДСП и прочим ограничениям. Могут быть использованы соответствующими органами для проверки.
Спасибо что прочитали до конца.