«Голого раздеть и десяти силачам не удастся»
Апулей
1.О романе, который существует более 19 веков
Спрашиваю студентов:
–Назовите самый ранний роман, который вы читали.
Редко, но называют романы «Гаргантюа и Пантагрюэль»(1533) об обжорах, и еще "Дон Кихот"(1605) о благородном рыцаре. Но разговор дальше не клеится. Какой роман был ранним: Да какая разница? – говорят студенты.
А между тем авантюрный роман с философской развязкой «Метаморфозы» или «Золото́й осёл» был написан древнеримским писателем Апулеем во II веке нашей эры, и почти целиком сохранился до наших дней. Ведь даже гениальный «Сатирикон» Петрония уцелел в отрывках.
2.Кем был Апулей?
Апулей из тех римлян, которые смогли своей речью защитить себя в суде от обвинений в колдовстве.
Он из тех, кто мог выгодно жениться на овдовевшей женщине, намного старше себя.
Он из тех, кто понял, что Великая философия последовательно исчерпала себя в умах людей, и ее место заняла риторика греко-римских ораторов.
Он одним из первых в истории человечества написал роман.
На склоне лет он стал жрецом.
Будучи сыном чиновника, после смерти отца он с братом унаследовал небольшое состояние. Учился много, в разных городах. Участвовал в разных сектах, увлекался философией, литературой, геометрией, медициной, музыкой. Разделял философию Платона. Совершенствовал навыки в риторике. Согласно источникам, Апулей также занимался написанием речей для судебных процессов.
Апулей умер сравнительно молодым, скорее всего не дожив до 50 лет. Но многое рано поняв, за роман взялся уже в молодом возрасте.
Но зачем он написал роман нарочито вычурным языком, зачем использовал слова, устаревшие даже на момент написания «Метаморфоз»?
Здесь несколько версий. Хотя если собрать все воедино, – победит одна. «Метаморфозы» в большей части литературно обработанная биография самого Апулея. Как и главный герой, он увлекался мистическими учениями и его судили за колдовство. Поэтому за героем скрывал себя, но жизнь своего героя подверг сатирическому осмыслению, в том числе и жизненный уклад Рима.
О том: как глубоко укоренились пороки можно увидеть по этой ироничной фразе из романа:
Значит, и среди умерших процветает корыстолюбие: даже такой бог, как Харон, сборщик податей у Дита, ничего не делает даром.
Заметим, романистов ценили даже в древности. Карфаген дважды устанавливал статуи Апулею.
3.О чем древний роман?
Беспутный, с точки зрения автора, знатный римский юноша Луций, увлечён женщинами и колдовством. Но заметим, об этом рассказывает он сам: ибо повествование ведётся от его лица.
На родине магии Фассалии, где жили известные ведьмы, он решил испытать на себе местное чародейство. Тем более, Памфила, жена хозяина дома, в котором он квартирует, — ведьма. Наш герой вступает в сговор со служанкой Фотидой, та прячет его на чердаке, и на его глазах Памфила с помощью волшебных мазей обращается в сову и улетает на свидание к возлюбленному. Фотида достаёт ему мазь, которая должна обратить его в птицу, но путает баночки, и вместо того, чтобы стать птицей, Луций превращается в осла.
Луция ждут тяжелый труд и унижения от разных хозяев, даже он становится жертвой домогательств одной знатной дамы и всюду наблюдает падение нравов.
Пройдя путь осла, доведённый до отчаяния Луций, взывает о помощи богов, –богиня Исида не смогла устоять. Оказывается, стоит Луцию съесть цветущие розы, как он снова превращается в человека. Он другой. Он отрекся от прежних пороков, он проходит обряд посвящения. Теперь прежний осел становится пастофором (жрецом Осириса и Исиды).
Жизнь дала ему урок, что служить надо Богу, тогда ты
Поскольку герой романа из Мадавры – небольшого города в Северной Африке (ныне Мдаруш в Алжире), родине Апулея, то с большой вероятностью можно сказать, что Апулей говорит теперь о себе самом.
"Ты же, заткнув уши и заупрямившись, отвергаешь то, что может быть истинной правдой. Клянусь Геркулесом, ты даже понятия не имеешь, что только предвзятые мнения заставляют нас считать ложным то, что ново слуху, или зрению непривычно, или кажется превышающим наше понимание; если же посмотреть повнимательнее, то обнаружишь, что это все не только для соображения очевидно, но и для исполнения легко".
Автор смог в завуалированном эзотерическом произведении проследить деградацию личности, которой владеют низменные страсти и ее возвышение, когда она приобщена к божественному.