- Ольга Александровна, вы деньги сдали? – задыхаясь спрашивает Мария Петровна у коллеги, догнав её на пороге колледжа.
Мария Петровна давно уже на пенсии, но продолжает работать, хотя и на полставки. Кроме того выполняет общественные поручения, в основном связанные со сбором денег на различные нужды.
Сложно ей догнать Ольгу Александровну, которая моложе нее лет на 25 и стройнее прмерно на такое же порядок цифр.
- Доброе утро, Мария Петровна. Сдала вчера пятьсот рублей на подарок директору, -ответила Ольга Александровна, преподаватель английского языка. Коллеги уже зашли в холл четырехэтажного здания. Ольга попыталась рвануть вверх по лестнице в свой кабинет на четвертый этаж.
- Это я помню, мы сегодня собираем на подарки администрации к Новому Году, - продолжила Мария Петровна.
Ольга Александровна скинула капюшон своей бежевой куртки. Тряхнула головой, чтобы короткая стрижка приняла приличную форму, обернулась и посмотрела на коллегу округлившимися карими глазами. Потом достала красную бумажку из кошелька и отдала коллеге. Та взяла деньги и осталась стоять в холле, чтобы отдышаться, прежде чем подняться на тот же четвертый этаж.
Ольга бегом поднялась в свой кабинет на четвёртый этаж, здороваясь со студентами.
До звонка ещё пятнадцать минут. Она заходит в кабинет к коллеге, которая приезжает всегда намного раньше. Ей утром удобнее добираться на электричке. Она отправляеся в семь часов утра и через пять минут уже останавливается рядом с колледжем.
- Свет, привет.
- Привет, Оля Александровна, - улыбается коллега. Ее большие голубые глаза слегка прищуриваются и она продолжает, - хочешь обрадую?
- Давай! – отвечает Ольга. Они со Светланой примерно одного возраста. А вот по характеру сильно отличаются, - Ольга спокойная и малоразговорчивая, а Светлана улыбчивая болтушка. Несмотря на разницу в характерах, а может и благодаря ей, они всегда находят общий язык.
- Нам сегодня надо провести контрольные работы во всех группах, проверить, посчитать процент успеваемости и сдать методисту.
- Может завтра?
- Нельзя, сказали, что сделать надо было неделю назад, первое подразделение про нас забыло.
Такое случалось частенько. Ольга и Светлана договариваются, что одна делает тест для первого курса, а другая для второго.
Ольга открывает свой кабинет. Вялые, не совсем проснувшиеся студенты медленно заходят и рассаживаются по местам.
- Ольга Александровна, а можно я вам завтра домашку сдам, вчера не успел сделать? – спрашивает Артем.
Это тоже обычное дело, - у студентов находится тысяча причин не делать домашнее задание.
Но у Ольги Александровны всё четко, - всё равно надо сдать все темы. Она помечает в тетради, что за Артёмом долг. И договаривается с ним о сроках сдачи задолженности.
Вызывает к доске Павла. Паша выходит, морщит лоб, но ответить получается только « ну это, как его».
- Почему не выучил, - спрашивает преподаватель.
- Я учил.
- Я не спрашиваю, учил ты или нет. Я спрашиваю, почему не выучил.
Пашка молчит. В это время на электронную почту приходит письмо от Светы с тестом для второго курса.
- Садись, всё с вами ясно. Сейчас тест будем писать.
- Какой тест, вы же не предупреждали! – загудела группа.
- Это внезапная проверка знаний. Не переживайте, он не трудный, - по пройденному материалу.
Ольга Александровна включает проектор, выводит тест на экран.
- А где писать, в тетрадях? – спрашивает Лена.
- Возьмите листочки, подпишите номер группы и фамилию.
- У меня нет листочка, - раздалось несколько голосов.
Ольга Александровна достает тетрадь из стола, вырывает листочки и раскладывает по партам.
Наступает тишина. Преподаватель открывает папку с заданиями, находит подходящие для первого курса, составляет контрольную и отправляет коллеге по почте.
До конца урока еще остается немного времени. Она открывает чат в месседжере и пишет старосте своей группы.
«Доброе утро, сколько вас на паре?» Та отвечает, - «нас семь человек, пятеро отсутствуют».
«Кто?» - спрашивает куратор. Староста перчисляет фамилии.
Ольга Александровна начинает писать каждому отсутствующему сообщение, - «ты где, почему не на паре?»
Ответы получает разнообразные - «еду», «проспала, приеду к третьей паре», «я плохо себя чувствую, приду завтра». Всё как обычно. Только ответ Алины встревожил, - её ночью забрали в больницу из-за болей в животе.
«Алина, выздоравливай!» - написала Ольга Александровна.
«Спасибо, постараюсь»
« Напиши мне, пожалуйста, в какой ты больнице, какой диагноз, и во сколько тебя забрала скорая», - продолжает переписку куратор.
« А зачем вам это?» - вопрошает больная.
« В отдел образования передать, они требуют»
«Хорошо, сейчас врач меня осмотрит, и я вам напишу»
Урок подходит к концу, остается несколько минут. Студенты потянулись по одному к учительскому столу сдавать работы.
Пашка увидел, что преподаватель переписывается в интернете.
- Ага, нам не разрешаете в телефоне сидеть, а сами развлекаетесь во время урока! – злорадно говорит он, возвращаясь на свое место.
- Паша, подойди сюда, - ласково говорит Ольга Александровна.
Студент замирает на месте, пытаясь понять в чём подвох.
- Иди, иди сюда, - продолжает преподаватель.
Пашка медленно боком приближается к учительскому столу.
- Смотри, как я развлекаюсь, - говорит Ольга Александровна и открывает ему переписку со своими студентами.
- Аааа, - разочарованно протянул Паша.
Звенит звонок, студенты выходят из кабинета.
Звучит громкоговоритель, - «уважаемые кураторы, не забудьте до конца недели сдать отчеты за этот месяц по внекассной работе, по пропускам и по посещению студентами столовой», - это предупреждает Елена Николаевна, заместитель директора по воспитательной части.
Ольга Александровна уже сделала эти отчёты - закончила вчера поздно вечером, осталось только отправить. Не хватает фотоотчетов по экскурсии и классным часам. Фото делала староста. Надо написать ей, чтобы сразу отправляла Елене Николаевне.
Заходит следующая группа.
- А у нас что, сегодня тест будет? – спрашивают хором Катя с Юлей, отличницы.
- Да, девочки, будет, но вы не переживайте, он не сложный.
- А можно будет перписать, если что? - волнуется Катя.
- Можно, но я уверена, что вы напишите хорошо.
Девчонки хватают учебники и лихорадочно начинают что-то повторять, пока преподаватель отмечает в журнале отсутствующих и выводит тест на экран.
Пока студенты пишут, есть время составить отчет для завуча по проведённым часам.
Сосредоточиться не получается, она сбивается со счёта, когда кто-то задаёт вопрос или пытается открыть учебник в парте. Она видит это боковым зрением и делает замечание. Студенты никогда не понимают как она это делает и часто спрашивают, - как вы это замечаете? Вы же смотрите в другую сторону!
«Значит сегодня опять сидеть до двенадцати с отчетом», - обречённо думает она и откладыает его в сторону.
После второй пары большая перемена – двадцать минут. Ольга хватает свою чашку и бутерброды и мчится в кабинет к Светлане, у которой в лаборантской есть чайник и место пообедать.
Света всё ещё обсуждает что-то со студентами. Ольга включает чайник, он закипает, она делает себе кофе. Заходит коллега, они угощают друг друга бутербродами, помешивая кофе, чтобы остыл. К тому моменту, когда звенит звонок, созывающий всех на третью пару, успевают съесть по одному бутерброду. Кофе остыть не успевает.
Ольга берёт чашку с напитком и возвращается к себе в кабинет. Пока студенты заходят и рассаживаются, она пытается допить кофе.
- Приятного аппетита, - кричат несколько человек.
- Спасибо, - отвечает она, - но я не ем, я пью. Для лектора это нормально, - добавляет она, чтобы не дай бог никто не сказал, что она ест во время урока.
После третьей пары она выводит группу на первый этаж - у них это последнее занятие, поэтому преподаватель должен довести их до раздевалки, подождать пока они оденутся и сказать охраннику, чтобы он их выпустил.
Все оделись, вышли. Она бегом поднимается к себе в кабинет на четвертый этаж. У кабинета её ждут не только студенты, пришедшие на занятие, но и Дима, студент из её группы.
- Ольга Александровна, мне к врачу надо к пяти часам, после четвертой пары я не успеваю. Выведите меня, пожалуйста, а то охранник меня не пропускает.
- Дима, я только что с первого этажа, это во-первых. А во-вторых, у меня урок начинается.
- Я вам звонил, а вы трубку не брали, - канючит Дима.
- Не брала, - телефон в кабинете был, пока я по лестницам бегала.
- А ты незаметненько так просочись, - ехидно советует один из студентов.
Диме незаметненько просочиться сложно, - он очень крупный, и к тому же весь покрытый татуировками.
- Дима, спускайся вниз. Позвони мне и дай трубку охраннику. Я ему скажу, чтобы тебя выпустили, - говорит куратор.
Дима уходит, а студенты развеселились.
- Это ваш такой? – спрашивают у преподавателя.
- Мой, - отвечает она. Студенты изумлённо крутят головами.
Дима действительно выглядит необычно, скорее даже вызывающе. Она пыталась его отговорить накалывать такое количество рисунков на свое тело, но у неё не получилось. Он считает, что это «круто».
Мало того, он несколько раз зимой приходил на занятия в шортах, что по правилам колледжа запрещено даже летом. Однажды его в колледж не впустили и он отправился домой по морозу с голыми ногами.
Но, как любой куратор или классный руководитель, она все равно любит студентов своей группы, какими бы они не были. Поэтому шутки на его счет ей неприятны.
- Хватит улыбаться! – строго говорит она и начинает урок. Ребята притихли и начали писать контрольную работу. Через пятьдесят минут начали сдавать первые написавшие. Еще через десять сдали все.
Новую тему начинать было уже бесполезно, - слишком мало осталось времени. Ольга Александровна дала им упражнения, которые предназначались для домашней работы, чтобы в этот день сильно не перегружать.
- А может вы нас пораньше отпустите, а задание мы дома сделаем? - спросил кто-то робко.
- Нет.
- Ну мы же все сделали. Мы устали, - четвертая пара идет, - добавляет другой.
- Я знаю, что устали и что всё сделали. Но и вы знаете, что я не могу вас отпустить раньше.
- А мы тихонько, - начинают озвучивать разные предложения студенты.
- А вы скажите, что мы сами сбежали, - добавляет кто-то.
Ольга Александровна мысленно усмехается, Да уж, хороший преподаватель, у которого студенты сбегают посередине пары. Но говорит серьезно, - я так поступить не могу, - сама отпущу, а накажут вас.
До конца пары дает им кроссворды по теме, - ребята повеселели. Это интереснее, чем делать упражнения. Преподаватель тоже доволен, – повторили тему в игровой форме.
За минуту до звонка, она разрешает им собрать вещи и перевернуть стулья. Они все сделали и выстроились гуськом у двери.А звонок, почему-то задерживают. Минуты на две.
Вдруг одновременно звенит звонок и открывается дверь. Руководитель подразделения со свитой из своего заместителя и завуча заходит с проверкой.
- Это что такое? Ольга Александровна, вы почему их раньше отпускаете?
- Звонок задержали, - закричали студенты и бросились по коридору к лестнице. После четвёртой пары сопровождать их вниз не нужно - всех выпускают.
- Это больше не повторится, - говорит Ольга Александровна, не понимая, собственно, чем так уж «нагрешила». И быстро начинает собираться домой.
После четвертой пары голова уже работает с трудом. Ольга и Светлана вместе выходят из колледжа и медленно направляются к остановке. Даже не очень хочется разговаривать – общения со студентами за день хватило с лихвой. Хотелось бы спросить Свету про дочку, но, наверное, лучше завтра с утра. Конечно, если опять не будет аврала.
На лицо падают мелкие снежинки. Лёгкий ветерок заметает их вихрем вдоль дороги. Включилась новогодняя иллюминация и сразу вспоминается, что через десять дней Новый год. Настроение улучшается. Они ещё немного постояли на остановке, чтобы подышать свежим воздухом, попрощались и разъезъехались в разные стороны.
Но мысли о работе не оставляют, - еще так много надо всего сделать. Кабинет украсить к Новому году. Алину в больнице навестить. Оценки выставить. Отчеты все сдать. Мысли прерывает телефонный звонок. Звонит сын-студент, который учится в другом городе.
- Мам, ты как?
- Хорошо, солнышко, а ты?
- Да я-то норм, что мне сделается. У тебя голос какой-то грустный. Как ты себя чувствуешь?
- Всё хорошо, устала просто.
- Может тебе уволиться с твоей сумасшедшей работы?
- Ну что ты, сейчас отдохну немного и всё будет в порядке. Как же я останусь без своей любимой, «классной» работы?