— У моего молодого человека есть дурацкая привычка спрашивать: “О чем ты сейчас думаешь?” Вот идем нормально по улице, я задумалась, а он такой: “О чем?” Да какая блин тебе разница, это мои мысли, почему я должна с ним делиться?! Миллион раз ему объясняла про личные границы – все без толку…
Моя собеседница постепенно закипает, как чайник. Я ее понимаю. Но на самом деле такая ситуация – чаще всего не покушение на личные границы, а… внимание! элементарная потребность человека в процессуальной обратной связи.
Хотя бы иллюзорной.
Проще всего это представить на примере общения с компьютером. Вот вы, например, начинаете копировать файл с диска в облако. Что делает умная машинка? Она показывает вам полоску, отражающую, какая часть файла скопирована. Полоска растет, то быстрее, то медленнее. Иногда замирает, потом опять движется. Под ней написано: “Осталось 5… 4… 2 минуты”.
Есть ли у этих цифр какой-то физический смысл? По сути, конечно, нет. Мы прекрасно понимаем, что верить им нельзя. 5 минут могут превратиться в 15 или 25 – все зависит от скорости передачи, а она постоянно меняется.
То есть реально мы понимаем, что эти цифры – неправда.
Но у этого процесса есть очень важный п с и х о л о г и ч е с к и й смысл. Цифры нас успокаивают, потому что создают иллюзию контроля. Представляете, что происходило бы, если бы таблички не было? Закинул файл в облако и сидишь ждешь. Минуту, две, три… Начинаешь дергаться. Психуешь. Останавливаешь процесс, начинаешь по новой. Психуешь еще сильнее…
Потребность в иллюзии контроля – один из самых сильных мотивов человека, и многие конструкторы современной техники ее учитывают. Как-то я столкнулся с исследованием очередных “британских ученых”, которые подсчитали, что только 30-40 процентов светофоров ускоряют включение зеленого света, когда человек нажимает на кнопку “переход”. Остальные включают зеленый свет по своей схеме, независимо от действий пешехода. Но психологическое значение этой кнопки очень важно: ты нажал на кнопку, загорелось слово “ждите” – все типа под контролем. Ждём.
Многие продавцы активно работают с иллюзией контроля. Одна моя знакомая купила себе щенка. Ну как купила… Нашла в интернете по фото, связалась с заводчицей, заплатила половину суммы и начала ждать, пока собаку можно будет забрать. Сразу нельзя – надо купировать уши и хвост, сделать все прививки… То есть по сути заплатила пока немаленькую сумму за воздух. За пикселы на экране айфона. Может, и нет там никакого щена вовсе? Однако умная заводчица, понимая потребность клиентки в иллюзии контроля, сложа руки не сидит. Она бомбардирует ее видосиками о том, как растет ее крошка, какая она миленькая, как активно кушает и играет с сестрами и братиком…
По сути, это и есть часть предоставляемой услуги. Знакомая покупает не просто собаку, а еще и иллюзию контроля.
Отсюда и цена.
В личных отношениях иллюзия контроля важна не меньше. Люди делятся мыслями, планами, чувствами и реакциями на действия партнера. И, хотя это контроль иллюзорен, он – важный элемент психологического комфорта и надежный “клей”, связывающий участников процесса.
“Как у тебя на работе?”
“Что пишут родители?”
И, как вишенка на торте: “О чем ты сейчас думаешь?”
И ответ “прости, но это мое дело и мои границы” вызывает такую же реакцию тревоги, как отсутствие плашки с процентами при копировании файла.