На допросе в НКВД Михаил Булгаков показал, что он не просто писатель, а писатель-мистик. Да-да, это определение своего кредо было внесено в протокол. Можно сказать, что писатель был один из основателей ныне очень популярного жанра «Попаданцы». Булгаков хотел гротескно подчеркнуть характеры и поступки людей в непривычных для них условиях. Причем, непривычные условия, это условия либо глубокой старины, либо далёкого будущего. В этих условиях беспощадно бичуются мещанские пережитки и привычки.
Вот диалог:
«Ну, ну! Кто там еще?
С о с е д к а (войдя). Софья Петровна! А Софья Петр... ах, нету ее? Товарищ Рейн, скажите вашей супруге. что в нашем кооперативе по второму талон селедки дают. Чтоб скорее шла. Сегодня последний день.
Р ей н. Ничего не могу ей сказать, потому что она еще вчера вечером ушла.
С о с с д к а. А куда ж она пошла?
Р е й н. К любовнику.
С о с е д к а. Вот так так! Как же это вы говорите, к любовнику? Это к какому же любовнику?
Р с й н. Кто его знает? Петр Иванович или Илья Петрович, я не помню. Знаю только, что он в серой шляпе и беспартийный.
С о с е д к а. Вот так так! Оригинальный вы человек какой! Такого у нас в доме еще даже и не было!
Р с й н. Простите, я очень занят.
С о с е д к а. Так что ж, селедки теперь пропадут, что ли?
Р е ii 11. Я очень занят.
С о с е д к а. А она когда придет от этого, беспартийного-то?
Ре й н. Никогда. Она совсем к нему ушла.
С о с е д к а. И вы что же, страдаете?
Р с й н. Послушайте, я очень занят.
С о с е д к а. Ну, ну. .. Вот дела? Пока. (Скрывается.)»
Многие узнают этот диалог, вспомнят фильм «Иван Васильевич меняет профессию» и… ошибутся. Это булгаковский сценарий спектакля «Блаженство или Сон инженера Рейна». Булгаков писал этот сценарий с 1929 по 1934 год. Но ни один театр пьесу не взял. По оценкам критиков, пьеса была скучна и размыта. Но обратите внимание, пьеса называется «Блаженство». Это то место, куда попадают герои из Москвы 1929 года. А разве коммунистическая Москва не является блаженством наяву?
На что намекает товарищ Булгаков? Или он нам вовсе не товарищ? Интересно и то, каким видит автор 2222 год. Показывает нам далёкое коммунистическое общество. Его возглавляет народный комиссар изобретений Радаманов. «Восточная» фамилия, тонко намекает на Сталина. В пьесе парадийно трансформирован запечатленный в гомеровской «Одиссее» древнегреческий миф о златовласом Радаманфе, сыне бога Зевса и судье в царстве мертвых. Радаманфу подвластен Элизиум (Елисейские поля), блаженное царство, «где пробегают светло беспечальные дни человека». Ирония в пьесе «Блаженство» заключается в том, что коммунистическое общество оказывается, по сути, царством мертвых. Идеологическая монополия в Блаженстве принадлежит Институту Гармонии. Такой явный намек на Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков).
Но человеческие пороки, воровство, интриги никуда не ушли. И опять-таки, как можно такое писать про будущих советских людей!? Уточню, что в «Блаженство» герои пьесы попадают при помощи машины времени. Причем, первая проба машины заканчивается открытием царских палат, в квартиру Рейна прибегает насмерть перепуганный Иван Грозный и скрывается на чердаке. И лишь в конце пьесы его ловят, отодвигают стенку и снова запихивают в свои палаты, своей эпохи.
Пьеса, на мой взгляд, несколько сумбурна. Там и стычки с домуправом Буншей-Корецким, там и любовная линия, там и Иван Грозный и далекое будущее, названное блаженством.
Первоначально, пьеса писалась для Ленинградского Мюзик-Холла, но договор был расторгнут. 23 марта 1934 года театр Сатиры заключил договор на постановку «Блаженства». В ходе репетиций пьеса всем разонравилась, запахло провальной постановкой и репетиции прекратили. А что же Булгаков? Ему порекомендовали написать фантастическую повесть об эпохе Ивана Грозного. Или переделать «Блаженство», ограничиваясь сегодняшнем временем и временами Ивана Грозного. Тем более, в «Блаженстве» уже был сюжет с Иваном Грозным. Вот только для чего, он там был, сложно понять.
Михаил Булгаков переделал сценарий спектакля «Блаженство или Сон инженера Рейна». Так возникла пьеса «Иван Васильевич». Был убраны полёт в будущее, любовная линия. Инженер Рейн стал изобретателем Тимофеевым. Были добавлены фееричные приключения Ивана Грозного в квартире изобретателя Тимофеева. 1 ноября 1935 года Михаил Булгаков читал «Ивана Васильевича» в театре Сатиры. Успех был грандиозный. Было решено её ставить.
Из дневника Елены Булгаковой:
«17 октября 1935. Пять человек в Реперткоме читали пьесу, всё искали, нет ли в ней чего подозрительного? Ничего не нашли. Замечательная фраза: «А нельзя ли, чтобы Иван Грозный сказал, что теперь лучше, чем тогда.»
Весной 1936 года состоялась генеральная репетиция спектакля в присутствии партийных руководителей СССР. И… разразился грандиознейший скандал. Пьесу обвинили в ярой антисоветчине, стремлении опорочить самих Сталина и Ленина, в неверии идеалам коммунизма. Помните:
«Милославский. Кто я такой буду, вы говорите? Я дожившись моего друга Шпака.
Б у н ш а. А как же вы дожидаетесь, когда дверь снаружи на замок закрыта?М и л о с л а в с к и й. Как вы говорите? Замок? Ах да... он за «Известиями» пошел на угол, купить, а меня... это... запер. ..
Т и м о фее в. Да ну вас к черту! Что за пошлые вопросы! (Мtилославскому.) Понимаете, я пронзил время! Я добился своего!. .
М и л о с л а в с к и й. Скажите, это, стало быть, любую стенку можно так убрать? Вашему изобретению цены нет, гражданин! Поздравляю вас! (Бунше.) А что вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут.»
Дело в том, что выражение отец родной носило в те годы сакральный характер. Этим выражением характеризовался только один человек, товарищ Сталин! А тут, вдруг такие слова произносит весьма сомнительный субъект по отношению к такому же сомнительному изобретателю, который, якобы, научился пронзать время. Кто у нас мог пронзать мыслью и делами века? Только товарищ Сталин. А тут такое! И как прикажете это понимать?!
Надо сказать, что в середине 30-х годов прошлого столетия в любой фразе, рисунке, узоре искался скрытый намек. Это было время всеобщей паранойи. Очень хорошо в своих воспоминаниях написал Г.К.Жуков. Он писал, что подозрительность была возведена в такой ранг, что люди, порой, боялись разговаривать. За любым неосторожным словом следовал донос. И следующий диалог, словно, подтверждает это:
«Т и м о фее в. Это Иоанн Грозный! Куда вы?. . Стойте!. . Боже мой, его увидят!. . Держите его! (Убегает вслед за Иоанном.)
Б у н ш а бросается к телефону.
М и л о с л а в с к и й. Ты куда звонить собрался?!
Б у н ш а. В милицию!
М и л о с л а в с кий. Положь трубку, я тебе руки обобью! Не может жить без милиции ни одной секунды!
Тут явный намёк, чуть что, донос в милицию. Кстати, гениальнейший кинорежиссер Леонид Гайдай в своём фильме «Иван Васильевич меняет профессию» убрал фразу «Не может жить без милиции ни одной секунды! » из реплики вора Милославского. Партийные товарищи отметили, что в описании домоуправа Бунши можно увидеть сходные черты с Лениным. Что работа домоуправа описана, как ерундовая.
«Б у н ш а. Неимоверные усилия я затрачиваю на то, чтобы вносить культуру в наш дом. Я его радиофицировал, но они упорно не пользуются радио. (Тычет вилкой в штепсель, но аппарат молчит.) Антракт. (Стучит в дверь Тимофеева.)
Т и м о фее в. А, кто там, войдите. .. чтоб вам провалиться!. .Бун ша входит. Этого не хватало!. .
Б у н ш а. Это я, Николай Иванович.
Т и м о фее в. Я вижу, Иван Васильевич. Удивляюсь я вам, Иван Васильевич! В ваши годы вам бы дома сидеть, внуков нянчить, а вы целый день бродите no дому с засаленной книгой... Я занят, Иван Васильевич, простите.
Б у н ш а. Это домовая книга. У меня нет внуков. И если я перестану ходить, то произойдет ужас.
Т и м о ф е е в. Государство рухнет?
Б у н ша. Рухнет, если за квартиру не будут платить. У нас в доме думают, что можно не платить, а на самом деле нельзя. Вообще, наш дом удивительный. Я по двору прохожу и содрогаюсь. Все окна раскрыты, все на подоконниках лежат и рассказывают такую ерунду, которую рассказывать неудобно.
Т и м о фее в. Ей-богу, я ничего не понимаю! Вам лечиться надо, князь!
Б у н ш а. Николай Иванович, вы не называйте меня князем, я уж доказал путем представления документов, что за год до моего рождения мой папа уехал за границу, и таким образом очевидно, что я сын нашего кучера Пантелея. Я и похож на Пантелея.
Т и м о фее в. Ну, если вы сын кучера, тем лучше. Но у меня нет денег, Иван Пантелеевич.
Б у н ша. Нет, вы меня называйте согласно документам - Иваном Васильевичем.
Т и м о ф е с в. Хорошо, хорошо.
Б у н ша. Заклинаю вас, заплатите за квартиру.
Т и м о ф е с в. Я вам говорю, нет сейчас денег. .. Меня жена бросила, а вы меня истязаете.
Б у н ш а. Позвольте, что же вы мне не заявили?
Тимофеев. А вам-то что задело.
Б у н ш а. Такое дело, что я должен ее немедленно выписать.
Т и м о ф е е в. Она просила не выписывать.
Б у н ша. Все равно, я должен отметить в книге это событие. (Отмечает в книге.) Я присяду.
Т и м о ф е е в. Да незачем вам присаживаться. Как вам объяснить, что меня нельзя тревожить во время этой работы?
Б у н ша. Нет, вы объясните. Я передовой человек. Вчера была лекция для управдомов, и я колоссальную пользу получил. Почти все понял. Про стратосферу. Вообще наша жизнь очень интересная и полезная, но у нас в доме этого не понимают.
Т и м о ф е е в. Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите!»
Т.е., это означает, что советские люди занимаются или ерундой, или бесконтрольно непонятными изобретениями? Такого не может быть в принципе. Потому, что это советские люди. Они ерундой не могут заниматься. Или:
«Колокольный звон. Входит П а т р и а р х.
П а т р и ар х. Здравствуй, государь, нынешний год и впредь идущие лета! Вострубим, братие, в златокованые трубы! Царь и великий князь яви нам зрак и образ красен! Царь, в руцах демонов побывавший, возвращается к нам. Подай же тебе, господи, самсонову силу, александрову храбрость, соломонову мудрость и кротость давидову! Да тя славят все страны и всякое дыхание человече и ныне и присно и во веки веков!
М и л о с л а в с кий (аплодируя). Браво! Аминь! Ничего не в силах прибавить к вашему блестящему докладу, кроме одного слова -аминь!
Хор запел мноrолстис. Мипославский отдаёт честь, поет что-то весёлое, современное.
(Бунше.) Видишь, как тебя приветствуют! А ты хныкал! .. (Патриарху.) Воистину воскресе, батюшка! (Обнимает Патриарха, причем у того с груди пропадает панагия.) Еще раз благодарю вас, батюшка, от царского имени и от своего также благодарю, а затем вернитесь в собор, к вашим угодникам. Вы совершенно и абсолютно свободны, в хоре надобности тоже нет. А в случае чего-нибудь экстренного мы вас кликнем. (Провожает Патриарха до дверей, отдавая ему честь.) Патриарх уходит с Дьяком.
Д ь я к Тотчас обегает в смятении обратно.Чего еще случилось?
Д ь я к. Ох, поношение! У патриарха панагию с груди. ..М и л о с л а в с к и й. Неужто сперли?
Д ь я к. Сперли!
М и л о с л а в с к и й. Ну уж, это мистика какая-то! Что же это у вас делается, ась?
Д ь я к. Панагия - золота на четыре угла, яхонт лазоревый, два изумруда. ..
М и л о с л а в с к и й. Это безобразие?
Д ь я к. Что делать при кажешь, князь? Уж мы воров и за ребра вешаем, а все извести их не можем.
М и л о с л а в с кий. Ну зачем же за ребра вешать? Уж тут я прямо скажу, что я против. Это типичный перегиб. С ворами, Федя, если хочешь знать, надо обращаться мягко. Ты ступай к патриарху и как-нибудь так поласковее с ним. .. утешь его. .. Что он, очень расстроился?
Д ь я к. Столбом стоит.»
Иными словами, советские люди, став атеистами, и вовсе всякую совесть потеряли. Да как же это можно-то?! Короче, партийные представители орали так, что, казалось, от их ора лампочки мигали. Это было нечто! Пьесу запретили, как вредную, разлагающую и осмеивающую весь советский строй. Сделали ошеломляющий вывод, что Булгаков ненавидит советскую власть. В кругу знакомых, Михаил Булгаков недоуменно спрашивал, а за что её можно любить? Даже слова Ивана Грозного о том, что ключница водку делала, расценили как поклёп на советских производителей водки. Дескать, в советской стране даже водку делать не умеют.
Пьеса М.Булгакова никогда не была напечатана. Но в 1973 году гениальный комедийный режиссёр Леонид Гайдай создал фантастическую комедию под названием «Иван Васильевич меняет профессию». В этом же году лента стала лидером советского кинопроката. Уже и Советского Союза давно нет, а зрители с удовольствием её смотрят. Каждый Новый год центральные телеканалы показывают эту комедию, которая задает настрой нашему новогоднему веселью.
Леонид Гайдай очень трепетно подошел к пьесе Михаила Булгакова. Практически все диалоги сохранены в булгаковской трактовке. Изобретатель Тимофеев превратился у Гайдая в Шурика. В пьесе царь крестит входную дверь изобретателя Тимофеева, куда ломится Бунша, а в фильме Иван Грозный крестит дверь лифта. Естественно, показывать, как обокрали Патриарха всея Руси, кинорежиссер не стал по этическим причинам. Полностью выдуман Леонидом Гайдаем эпизод допроса Ивана Грозного в милиции. Помните: «Казань брал, Ревель брал, Шпака не брал.» И все бы ничего, но не брал Грозный Ревель. Во-первых, города с таким названием не было, ибо это немецкое название г. Таллинна в петровские времена. Во времена Ивана грозного это был город Колывань. Во-вторых, Колывань выдержала осаду Ивана Грозного и не покорилась ему. Но это ведь такие мелочи.
И всё же настоятельно рекомендую прочесть пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Вы ощутите неповторимую атмосферу Москвы 30-х годов, неповторимую глупость советского быта. Кинокомедия гениальна, но что-то осталось за кадром. Это что-то незримо присутствует в пьесе, словно это – сам булгаковский дух, лёгкий и мистический.
А в кинокомедии не всё понравилось идеологам советского времени. Особенно крик опричника: «А царь-то, ненастоящий!!!»
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал