Найти тему
В море книг

Так партийные орали, в зале лампочки мигали

На допросе в НКВД Михаил Булгаков показал, что он не просто писатель, а писатель-мистик. Да-да, это определение своего кредо было внесено в протокол. Можно сказать, что писатель был один из основателей ныне очень популярного жанра «Попаданцы». Булгаков хотел гротескно подчеркнуть характеры и поступки людей в непривычных для них условиях. Причем, непривычные условия, это условия либо глубокой старины, либо далёкого будущего. В этих условиях беспощадно бичуются мещанские пережитки и привычки.

Вот диалог:
«Ну, ну! Кто там еще?
С о с е д к а (войдя). Софья Петровна! А Софья Петр... ах, нету ее? Товарищ Рейн, скажите вашей супруге. что в нашем кооперативе по второму талон селедки дают. Чтоб скорее шла. Сегодня последний день.
Р ей н. Ничего не могу ей сказать, потому что она еще вчера вечером ушла.
С о с с д к а. А куда ж она пошла?
Р е й н. К любовнику.
С о с е д к а. Вот так так! Как же это вы говорите, к любовнику? Это к какому же любовнику?
Р с й н. Кто его знает? Петр Иванович или Илья Петрович, я не помню. Знаю только, что он в серой шляпе и беспартийный.
С о с е д к а. Вот так так! Оригинальный вы человек какой! Такого у нас в доме еще даже и не было!
Р с й н. Простите, я очень занят.
С о с е д к а. Так что ж, селедки теперь пропадут, что ли?
Р е ii 11. Я очень занят.
С о с е д к а. А она когда придет от этого, беспартийного-то?
Ре й н. Никогда. Она совсем к нему ушла.
С о с е д к а. И вы что же, страдаете?
Р с й н. Послушайте, я очень занят.
С о с е д к а. Ну, ну. .. Вот дела? Пока. (Скрывается.)»

Многие узнают этот диалог, вспомнят фильм «Иван Васильевич меняет профессию» и… ошибутся. Это булгаковский сценарий спектакля «Блаженство или Сон инженера Рейна». Булгаков писал этот сценарий с 1929 по 1934 год. Но ни один театр пьесу не взял. По оценкам критиков, пьеса была скучна и размыта. Но обратите внимание, пьеса называется «Блаженство». Это то место, куда попадают герои из Москвы 1929 года. А разве коммунистическая Москва не является блаженством наяву?

Михаил Булгаков
Михаил Булгаков

На что намекает товарищ Булгаков? Или он нам вовсе не товарищ? Интересно и то, каким видит автор 2222 год. Показывает нам далёкое коммунистическое общество. Его возглавляет народный комиссар изобретений Радаманов. «Восточная» фамилия, тонко намекает на Сталина. В пьесе парадийно трансформирован запечатленный в гомеровской «Одиссее» древнегреческий миф о златовласом Радаманфе, сыне бога Зевса и судье в царстве мертвых. Радаманфу подвластен Элизиум (Елисейские поля), блаженное царство, «где пробегают светло беспечальные дни человека». Ирония в пьесе «Блаженство» заключается в том, что коммунистическое общество оказывается, по сути, царством мертвых. Идеологическая монополия в Блаженстве принадлежит Институту Гармонии. Такой явный намек на Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков).

Но человеческие пороки, воровство, интриги никуда не ушли. И опять-таки, как можно такое писать про будущих советских людей!? Уточню, что в «Блаженство» герои пьесы попадают при помощи машины времени. Причем, первая проба машины заканчивается открытием царских палат, в квартиру Рейна прибегает насмерть перепуганный Иван Грозный и скрывается на чердаке. И лишь в конце пьесы его ловят, отодвигают стенку и снова запихивают в свои палаты, своей эпохи.

Пьеса, на мой взгляд, несколько сумбурна. Там и стычки с домуправом Буншей-Корецким, там и любовная линия, там и Иван Грозный и далекое будущее, названное блаженством.

Театр Сатиры (бывш. Цирк братьев Никитиных)
Театр Сатиры (бывш. Цирк братьев Никитиных)

Первоначально, пьеса писалась для Ленинградского Мюзик-Холла, но договор был расторгнут. 23 марта 1934 года театр Сатиры заключил договор на постановку «Блаженства». В ходе репетиций пьеса всем разонравилась, запахло провальной постановкой и репетиции прекратили. А что же Булгаков? Ему порекомендовали написать фантастическую повесть об эпохе Ивана Грозного. Или переделать «Блаженство», ограничиваясь сегодняшнем временем и временами Ивана Грозного. Тем более, в «Блаженстве» уже был сюжет с Иваном Грозным. Вот только для чего, он там был, сложно понять.

Михаил Булгаков переделал сценарий спектакля «Блаженство или Сон инженера Рейна». Так возникла пьеса «Иван Васильевич». Был убраны полёт в будущее, любовная линия. Инженер Рейн стал изобретателем Тимофеевым. Были добавлены фееричные приключения Ивана Грозного в квартире изобретателя Тимофеева. 1 ноября 1935 года Михаил Булгаков читал «Ивана Васильевича» в театре Сатиры. Успех был грандиозный. Было решено её ставить.
Из дневника Елены Булгаковой:

«17 октября 1935. Пять человек в Реперткоме читали пьесу, всё искали, нет ли в ней чего подозрительного? Ничего не нашли. Замечательная фраза: «А нельзя ли, чтобы Иван Грозный сказал, что теперь лучше, чем тогда.»

Весной 1936 года состоялась генеральная репетиция спектакля в присутствии партийных руководителей СССР. И… разразился грандиознейший скандал. Пьесу обвинили в ярой антисоветчине, стремлении опорочить самих Сталина и Ленина, в неверии идеалам коммунизма. Помните:

Вор Милославский и домуправ Бунша. Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Вор Милославский и домуправ Бунша. Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
«Милославский. Кто я такой буду, вы говорите? Я дожившись моего друга Шпака.
Б у н ш а. А как же вы дожидаетесь, когда дверь снаружи на замок закрыта?М и л о с л а в с к и й. Как вы говорите? Замок? Ах да... он за «Известиями» пошел на угол, купить, а меня... это... запер. ..
Т и м о фее в. Да ну вас к черту! Что за пошлые вопросы! (Мtилославскому.) Понимаете, я пронзил время! Я добился своего!. .
М и л о с л а в с к и й. Скажите, это, стало быть, любую стенку можно так убрать? Вашему изобретению цены нет, гражданин! Поздравляю вас! (Бунше.) А что вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут.»

Дело в том, что выражение отец родной носило в те годы сакральный характер. Этим выражением характеризовался только один человек, товарищ Сталин! А тут, вдруг такие слова произносит весьма сомнительный субъект по отношению к такому же сомнительному изобретателю, который, якобы, научился пронзать время. Кто у нас мог пронзать мыслью и делами века? Только товарищ Сталин. А тут такое! И как прикажете это понимать?!

-5

Надо сказать, что в середине 30-х годов прошлого столетия в любой фразе, рисунке, узоре искался скрытый намек. Это было время всеобщей паранойи. Очень хорошо в своих воспоминаниях написал Г.К.Жуков. Он писал, что подозрительность была возведена в такой ранг, что люди, порой, боялись разговаривать. За любым неосторожным словом следовал донос. И следующий диалог, словно, подтверждает это:

«Т и м о фее в. Это Иоанн Грозный! Куда вы?. . Стойте!. . Боже мой, его увидят!. . Держите его! (Убегает вслед за Иоанном.)
Б у н ш а бросается к телефону.
М и л о с л а в с к и й. Ты куда звонить собрался?!
Б у н ш а. В милицию!
М и л о с л а в с кий. Положь трубку, я тебе руки обобью! Не может жить без милиции ни одной секунды!

Тут явный намёк, чуть что, донос в милицию. Кстати, гениальнейший кинорежиссер Леонид Гайдай в своём фильме «Иван Васильевич меняет профессию» убрал фразу «Не может жить без милиции ни одной секунды! » из реплики вора Милославского. Партийные товарищи отметили, что в описании домоуправа Бунши можно увидеть сходные черты с Лениным. Что работа домоуправа описана, как ерундовая.

Актёр Юрий Якрвлев в роли домуправа Бунши к\ф "Иван Васильевич меняет профессию"
Актёр Юрий Якрвлев в роли домуправа Бунши к\ф "Иван Васильевич меняет профессию"
«Б у н ш а. Неимоверные усилия я затрачиваю на то, чтобы вносить культуру в наш дом. Я его радиофицировал, но они упорно не пользуются радио. (Тычет вилкой в штепсель, но аппарат молчит.) Антракт. (Стучит в дверь Тимофеева.)
Т и м о фее в. А, кто там, войдите. .. чтоб вам провалиться!. .Бун ша входит. Этого не хватало!. .
Б у н ш а. Это я, Николай Иванович.
Т и м о фее в. Я вижу, Иван Васильевич. Удивляюсь я вам, Иван Васильевич! В ваши годы вам бы дома сидеть, внуков нянчить, а вы целый день бродите no дому с засаленной книгой... Я занят, Иван Васильевич, простите.
Б у н ш а. Это домовая книга. У меня нет внуков. И если я перестану ходить, то произойдет ужас.
Т и м о ф е е в. Государство рухнет?
Б у н ша. Рухнет, если за квартиру не будут платить. У нас в доме думают, что можно не платить, а на самом деле нельзя. Вообще, наш дом удивительный. Я по двору прохожу и содрогаюсь. Все окна раскрыты, все на подоконниках лежат и рассказывают такую ерунду, которую рассказывать неудобно.
Т и м о фее в. Ей-богу, я ничего не понимаю! Вам лечиться надо, князь!
Б у н ш а. Николай Иванович, вы не называйте меня князем, я уж доказал путем представления документов, что за год до моего рождения мой папа уехал за границу, и таким образом очевидно, что я сын нашего кучера Пантелея. Я и похож на Пантелея.
Т и м о фее в. Ну, если вы сын кучера, тем лучше. Но у меня нет денег, Иван Пантелеевич.
Б у н ша. Нет, вы меня называйте согласно документам - Иваном Васильевичем.
Т и м о ф е с в. Хорошо, хорошо.
Б у н ша. Заклинаю вас, заплатите за квартиру.
Т и м о ф е с в. Я вам говорю, нет сейчас денег. .. Меня жена бросила, а вы меня истязаете.
Б у н ш а. Позвольте, что же вы мне не заявили?
Тимофеев. А вам-то что задело.
Б у н ш а. Такое дело, что я должен ее немедленно выписать.
Т и м о ф е е в. Она просила не выписывать.
Б у н ша. Все равно, я должен отметить в книге это событие. (Отмечает в книге.) Я присяду.
Т и м о ф е е в. Да незачем вам присаживаться. Как вам объяснить, что меня нельзя тревожить во время этой работы?
Б у н ша. Нет, вы объясните. Я передовой человек. Вчера была лекция для управдомов, и я колоссальную пользу получил. Почти все понял. Про стратосферу. Вообще наша жизнь очень интересная и полезная, но у нас в доме этого не понимают.
Т и м о ф е е в. Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите!»
 Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите!»
Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите!»

Т.е., это означает, что советские люди занимаются или ерундой, или бесконтрольно непонятными изобретениями? Такого не может быть в принципе. Потому, что это советские люди. Они ерундой не могут заниматься. Или:

«Колокольный звон. Входит П а т р и а р х.
П а т р и ар х. Здравствуй, государь, нынешний год и впредь идущие лета! Вострубим, братие, в златокованые трубы! Царь и великий князь яви нам зрак и образ красен! Царь, в руцах демонов побывавший, возвращается к нам. Подай же тебе, господи, самсонову силу, александрову храбрость, соломонову мудрость и кротость давидову! Да тя славят все страны и всякое дыхание человече и ныне и присно и во веки веков!
М и л о с л а в с кий (аплодируя). Браво! Аминь! Ничего не в силах прибавить к вашему блестящему докладу, кроме одного слова -аминь!
Хор запел мноrолстис. Мипославский отдаёт честь, поет что-то весёлое, современное.
(Бунше.) Видишь, как тебя приветствуют! А ты хныкал! .. (Патриарху.) Воистину воскресе, батюшка! (Обнимает Патриарха, причем у того с груди пропадает панагия.) Еще раз благодарю вас, батюшка, от царского имени и от своего также благодарю, а затем вернитесь в собор, к вашим угодникам. Вы совершенно и абсолютно свободны, в хоре надобности тоже нет. А в случае чего-нибудь экстренного мы вас кликнем. (Провожает Патриарха до дверей, отдавая ему честь.) Патриарх уходит с Дьяком.
Д ь я к Тотчас обегает в смятении обратно.Чего еще случилось?
Д ь я к. Ох, поношение! У патриарха панагию с груди. ..М и л о с л а в с к и й. Неужто сперли?
Д ь я к. Сперли!
М и л о с л а в с к и й. Ну уж, это мистика какая-то! Что же это у вас делается, ась?
Д ь я к. Панагия - золота на четыре угла, яхонт лазоревый, два изумруда. ..
М и л о с л а в с к и й. Это безобразие?
Д ь я к. Что делать при кажешь, князь? Уж мы воров и за ребра вешаем, а все извести их не можем.
М и л о с л а в с кий. Ну зачем же за ребра вешать? Уж тут я прямо скажу, что я против. Это типичный перегиб. С ворами, Федя, если хочешь знать, надо обращаться мягко. Ты ступай к патриарху и как-нибудь так поласковее с ним. .. утешь его. .. Что он, очень расстроился?
Д ь я к. Столбом стоит.»
Милославский готовится умыкнуть орден у посла
Милославский готовится умыкнуть орден у посла

Иными словами, советские люди, став атеистами, и вовсе всякую совесть потеряли. Да как же это можно-то?! Короче, партийные представители орали так, что, казалось, от их ора лампочки мигали. Это было нечто! Пьесу запретили, как вредную, разлагающую и осмеивающую весь советский строй. Сделали ошеломляющий вывод, что Булгаков ненавидит советскую власть. В кругу знакомых, Михаил Булгаков недоуменно спрашивал, а за что её можно любить? Даже слова Ивана Грозного о том, что ключница водку делала, расценили как поклёп на советских производителей водки. Дескать, в советской стране даже водку делать не умеют.

Пьеса М.Булгакова никогда не была напечатана. Но в 1973 году гениальный комедийный режиссёр Леонид Гайдай создал фантастическую комедию под названием «Иван Васильевич меняет профессию». В этом же году лента стала лидером советского кинопроката. Уже и Советского Союза давно нет, а зрители с удовольствием её смотрят. Каждый Новый год центральные телеканалы показывают эту комедию, которая задает настрой нашему новогоднему веселью.

Советский кинорежиссер Леонид Иович Гайдай
Советский кинорежиссер Леонид Иович Гайдай

Леонид Гайдай очень трепетно подошел к пьесе Михаила Булгакова. Практически все диалоги сохранены в булгаковской трактовке. Изобретатель Тимофеев превратился у Гайдая в Шурика. В пьесе царь крестит входную дверь изобретателя Тимофеева, куда ломится Бунша, а в фильме Иван Грозный крестит дверь лифта. Естественно, показывать, как обокрали Патриарха всея Руси, кинорежиссер не стал по этическим причинам. Полностью выдуман Леонидом Гайдаем эпизод допроса Ивана Грозного в милиции. Помните: «Казань брал, Ревель брал, Шпака не брал.» И все бы ничего, но не брал Грозный Ревель. Во-первых, города с таким названием не было, ибо это немецкое название г. Таллинна в петровские времена. Во времена Ивана грозного это был город Колывань. Во-вторых, Колывань выдержала осаду Ивана Грозного и не покорилась ему. Но это ведь такие мелочи.

И всё же настоятельно рекомендую прочесть пьесу Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Вы ощутите неповторимую атмосферу Москвы 30-х годов, неповторимую глупость советского быта. Кинокомедия гениальна, но что-то осталось за кадром. Это что-то незримо присутствует в пьесе, словно это – сам булгаковский дух, лёгкий и мистический.

А в кинокомедии не всё понравилось идеологам советского времени. Особенно крик опричника: «А царь-то, ненастоящий!!!»

-10

Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал

-11