Найти в Дзене

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Оглавление

Событие праздника

Когда настало время Сыну Божию соделаться человеком, в целом мире не было святее и достойнее Девы Марии «бесплотного воплоти Бога и послужити таинству спасения нашего». Живя в обители храма Иерусалимского до совершеннолетия и непрестанно упражняясь в Богомыслии, молитве и чтении книг Божественных, Святая Дева, по сказанию отцов Церкви, знала о приближавшемся времени пришествия обетованного Мессии не только из пророчеств, но и по непосредственному откровению от Бога, благоволившего предвозвестить Ее о воплощении от Нее Сына Божия еще во время пребывания Ее во храме Иерусалимском.

-2

Незадолго до Благовещения (по преданию — около четырех месяцев) Святая Дева обручена была праведному Иосифу, чтобы он был защитником и свидетелем ее целомудрия и чтобы ее священное девство не казалось осуждением брака. По обручении она жила в доме Иосифа в галилейском городе Назарете. Предание говорит: «И был Иосиф святый мнимый ее муж, целомудренный хранитель девства ея и служитель девическому житию, великия святыни исполненному. В доме своего обрученника пречистая Дева не изменила прежнего своего жития, которое вела во Святая святых. Она ни в чем ином упражнялась, как только в молитве, в чтении Божественных книг и в обычном приличном рукоделии. Для нее дом Иосифов был как храм молитвенный, из коего она никуда не выходила и ни с кем не беседовала, разве с дочерьми Иосифа».

-3

В галилейский город Назарет, в дом Иосифа, ко Св. Деве Марии, в шестой месяц по зачатии Иоанна Крестителя, послан был Архангел Гавриил возвестить Ей тайну воплощения от Нее Бога Слова. Радуйся благодатная: Господь с тобою: благословенна ты в женах, — приветствовал ее небесный вестник словами, которые Церковь ныне ежедневно повторяет в молитве: «Богородице Дево, радуйся!»

Пред явлением Архангела Св. Дева пребывала в молчании, упражняясь в чтении Писания и в богомыслии. Она же видевши [Архангела] смутися о словеси его и поышляше, каково будет целование сие. И рече ангел ей: не бойся, Мариам: обрела бо ecu благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына и наречеши имя ему Иисус. Сей будет велий, и Сын вышняго наречется: и даст ему Господь Бог престол Давида отца его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию его не будет конца. Рече же Мариам ко ангелу: како будет сие, идеже мужа не знаю? И отвещав ангел рее ей: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: тем же и рождаемое свято наречется Сын Божий: и се, Елисавет южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и сей месяц шестый есть ей нарицаемый неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол. Рече же Мариам: се раба Господня: буди мне по глаголу твоему (Лк. 1: 29–38). Так «Архангеловым гласом отгнано погибельное слово диавола — искусителя праматери Евы!».

-4

После Благовещения Мария пошла к родственнице своей, праведной Елисавете, и истина тайны Благовещения открылась при свидании их. Когда, пришед в дом Захариин, благодатная Дева приветствовала Елисавету, благодать Св. Духа исполнила ее и ее младенца. Во чреве Елисаветы взыграл младенец радостью и исповедал воплотившегося Господа, а мать, исполнясь Духа Святого, в чувстве святейшего восторга назвала Марию благословенною в женах, матерью Господа, блаженною: благословена ты в женах, и благословен плод чрева твоего: и откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? …блаженна веровавшая… (Лк. 1: 42–45). Мария ответствовала Елисавете пророчественными словами смиренного благодарения Богу: величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем: яко призре на смирение рабы своея: се бо, отныне ублажать мя вcи роди (Лк. 1: 46–48).

-5

Наименование и древность праздника

В воспоминание Архангельского Благовещения Пресвятой Деве Православная Церковь ежегодно совершает праздник, который, согласно со словами благовестника Пресвятой Деве Марии: радуйся благодатная, и сообразно с тою радостью, какою сопровождалось благовестие о воплощении Сына Божия, назван Благовещением Богородицы. «Куда обрадованная Благовещением Мария ни приходила, там все исполнялось радости», — говорит св. Златоуст.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы начался с первых времен христианской Церкви. О древности его свидетельствуют в своих поучениях, произнесенных в этот праздник, св. отцы: III века св. Григорий Неокесарийский, IV века св. Афанасий Александрийский, св. Иоанн Златоуст, блаженные Иероним и Августин и другие. Иероним пишет, что в Назарете, на том самом месте, где Архангел благовествовал Деве Марии о зачатии от Нее Спасителя, сооружен был храм в память Благовещения Богородицы. Августин говорит: «Предками предано Церкви, что воплощение совершилось 25 марта». И без сомнения, по этому преданию день Благовещения был праздником от времен апостольских, согласно с Евангелием, которое изображает событие Благовещения высоким праздником в доме Иосифа и Захарии.

-6

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Св. отцы Церкви в своих писаниях объясняют и то, почему Сын Божий благоволил воплотиться в 25-й день марта (как называют его римляне). Христос воплотился в утробе Девы в 25-й день марта потому, отмечает св. Афанасий, что в этот день первоначально Бог создал человека. Св. Анастасий, архиепископ Антиохийский, писатель VI века, основываясь на Предании, говорит «что сотворение человека было в 25-й день марта; поэтому и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от Нее воплощение Спасителя и предвозвестить ей имеющее совершиться чрез Нее спасение человеков. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан». В V веке Анатолий Константинопольский, в VII Андрей Иерусалимский, в VIII св. Дамаскин, в IX Феофан и другие написали многие хвалебные песни на день Благовещения Богородицы, которыми ныне Церковь прославляет событие Благовещения.

-7

Важность праздника

День Благовещения есть древний, великий, двунадесятый праздник вселенской Церкви. Событие Благовещения изображается в Евангелии высочайшим, всемирным, всерадостным, вечным, божественным. По словам Церкви, оно есть главизна нашего спасения, явление таинства от века предопределенного, исполнение благословения, данного Богом Аврааму, Исааку, Иакову, Давиду. В настоящий день благословенная в женах зачала семя благословения для всех племен земных (см.: Быт. 22: 18). В настоящий день слово плоть быстъ и вселися в ны (Ин. 1: 14); Бог соединился с человеками и все преобразования и пророчества ветхозаветные об этом благодатном и обетованном событии в лице Пресвятой Девы Марии исполнились. В настоящий день она действительно сделалась раем, как поет Церковь: «Таин еси, Богородице, рай». Она зачала и произрастила благословенный плод — Христа Бога нашего, плотию и кровию Коего питаются верующие для жизни вечной. Лествицею, виденною Иаковым, коею снишел с небес Сын Божий для спасения мира (Быт. 28: 12–17)Чермным морем, в коем, как славословит Церковь, «неискусобрачныя невесты образ написася иногда: тамо Моисей, разделитель воды, здеже Гавриил, служитель чудесе, тогда глубину шествова немокренно Израиль, ныне же Христа роди бессеменно Дева. Море, по прошествии Израилеве, пребысть непроходно: непорочная, по рождестве Еммануилеве, пребысть нетленна». Купиною, в коей Господь «Моисею Девы чудо на Синайской горе прообразил», как произносит Церковь. Купина, горевшая огнем, но не сгоравшая, прообразовала приснодевственную Марию; и как купина освятилась снисшествием Господа (См. Исх. 3: 5), так Сама Божия Матерь, чрез воплощение от Нее Сына Божия, сделалась честнейшею Херувимов. Столпом огненным и облачным. Древле в этом столпе сам Бог руководил израильтян в пустыне (См. Исх. 13: 21): так Пресвятая Дева Мария носила в Себе Бога, руководящего всех в землю вечного наследия. Скинею свидения, селением Бога и ее существенными принадлежностями, как то: кивотом завета, златою стамною, носящею манну плоти и крови Сына Божия, которыми питаются и оживотворяются верующие; чудодейственным жезлом, из коего произник благоухающий цвет — Христос Господь; одушевленным престолом Вседержителя, пред которым с благоговением предстоят Херувимы; златым свещником, — от коего воссиял истинный свет всему миру (Ср.: Евр. 9: 1–9)Руном, на которое низошла роса небесная, когда вся земля была суха от беззаконий (Ср.: Суд. 6: 37–40)вратами храма, виденного Иезекиилем. Сия врата заключенна будут, и неотверзутся, и никтоже пройдет ими; яко Господь Бог Израилев пройдет ими и будут заключений.

Сообразно со словами Евангелия прославляют событие Благовещения св. отцы в своих писаниях и Церковь в своих песнопениях и постановлениях на праздник Благовещения. Св. Афанасий Великий называет этот праздник господским.

-8

Продолжительность и богослужение праздника

Праздник Благовещения бывает и продолжается различно: начинаясь с четверга 3-й недели Великого поста восходит до среды Светлой седмицы. Если случится прежде Лазаревой субботы, продолжается три дня; если в эту субботу, то два дня с одним предпразднством; если же в седмицу Страстную или Светлую, то один день.

Богослужение в праздник Благовещения Церковь начинает всенощным бдением, на великом повечерии которого прославляет, как и во дни Рождества Христова и Богоявления, воплощение Божества в человечестве пением пророческих слов: С нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог. Евангелие на всенощном благовествует о событии Благовещения и есть то же, которое произносится на всенощном в праздники Рождества и Введения Богородицы. Пред литургиею в день Благовещения установлено исходить «со кресты с литиею вне монастыря» в знак особенного умилостивления Бога и торжества.

Праздник Благовещения большею частью бывает в Великий пост, во дни коего совершается по Уставу Православной Церкви иногда литургия св. Иоанна Златоуста, иногда св. Василия Великого, а иногда литургия Преждеосвященных Даров. Шестой Вселенский Собор, бывший в 691 году, 52-м правилом определил не совершать в праздник Благовещения, в какой бы день Великого поста ни случился он, литургии Преждеосвященных Даров и тем показал величие праздника. Апостол на литургии возвещает нам об истинном соединении Божества и человечества в лице воплотившегося Сына Божия. Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и той приискренне приобщися тех же, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречъ диавола(Евр. 2: 14) Евангелие благовествует о событии воплощения (см. Лк. 1: 24–38).

По великому торжеству Благовещения празднование ему не отлагается даже на Пасху, и самый пост ослабляется, если это торжество случится в Св. Четыредесятницу. На другой день праздника Благовещения Церковь с благодарными песнями собирается для богослужения в честь Архангела Гавриила — благовестника Марии о воплощении от Нее Сына Божия.

-9

Смысл и значение праздника

Праздник Благовещения, служа ко славе воплощения Бога Слова, между прочим прославляет нераздельное и неслиянное соединение двух естеств во Иисусе Христе. «Мы проповедуем, — говорит св. Афанасий Великий, — не только воплощение, но с воплощением и вочеловечение Сына Божия, дабы не показаться, что мы подобно нечестивым лжеучителям принимаем воплощение Его за бездушное и неразумное. Говоря о воплощении и вочеловечении, мы приемлем и плоть, и означаем душу разумную». Церковь в день Благовещения поет при богослужении: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает» и прочее.

Примером Пресвятой Девы праздник Благовещения, свидетельствуя о соединении Божества с человечеством, научает нас высокому смирению и непоколебимой вере при непостижимых тайнах Слова Божия, умудряющего нас во спасение. В словах благовестника Пресвятой Деве изображается чудное сочетание человеческого и божественного, земного и небесного, временного и вечного, — сочетание непостижимое для ума человеческого. Архангел говорил Деве: се зачнеши во чреве, и родиши сына и наречеши имя ему Иисус. Здесь слова Архангела указывают на человеческое рождение. Но Сей будет ее велий и Сын Вышняго наречется, — здесь слова благовестника обращены к Божеству Воплощающегося. И даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, — здесь опять слова о видимом наследии престола Давидова. И воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца, — здесь напротив слова о царстве духовном и вечном. Какое непостижимое соединение Божества и человечества! В объяснение сей недомыслимой тайны благовестник присовокупил только, что воплощение совершится наитием и осенением Духа Святого, — всемогущею благодатию Божиею, и Пресвятая Дева со смирением и верою приняла небесные глаголы. В простоте смирения и веры своей соделалась высочайшим орудием воплощения для Невместимого, невестою неневестною. Высоко смирение! Божественна вера! Блаженна веровавшая.

-10

Св. Дмитрий, митрополит Ростовский, размышляет: «Послан бысть Ангел во град галилейский, ему же имя Назарет. Галилея была страна языческая, хотя отчасти населена и израильтянами: однако более язычниками; поэтому и в Писании говорится о ней: Галилея язык (Мф 4: 15). И эта страна у израильтян была в презрении, как населенная грешными людьми иноязычными и неверными. Иудеи с упреком говорили о Галилее: испытай и виждь, яко пророк от Галилеи не приходит (Ин. 7: 52). Также и Назарет, город галилейский, был у них в уничижении; они говорили о нем: от Назарета может ли что добро быти (Ин. 1: 46). Но посмотрите Божие изволение: где Господь восхотел иметь пречистую Себе Матерь: не в стране иудейской, ни во святом великом городе Иерусалиме, но в грешной Галилее и в малом Назарете, да покажет, что Он грешных ради пришел на землю: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мк. 2: 17), и от неверных верную себе собрать Церковь; и что Он на смиренных и уничиженных призирает милостиво, а не на гордых и славных. И в малом городе Назарете избирает Себе в сем мире последнейшее место, и смиряется даже до рабия зрака (Флп. 2: 7). Малый город был Назарет, но сколь великой благодати сподобился, какой не удостоились все прочие израильские, великие, до небес возносящиеся, грады! В Назарете малом обитала высшая всех святых Ангелов Дева; туда Гавриил посылается, там Дух Святый Ее осеняет, там Бог Слово воплощается: ибо где смирение, там и слава Божия воссияет. Гордые враждебны Христу, смиренные же приятны Ему».

-11

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU