Найти в Дзене
Заметки HRки

Делегирование: что, кому и как

Оглавление

Делегировать страшно, сложно, долго и, в конце концов, быстрее самому все сделать. Причины не делать можно найти множество, но результат один - задач у руководителя становится больше, чем может решить. Приходится тратить свои личное время, отпуска, вечера и переносится приоритет со стратегических задач на рутинные.

Таким образом, получаем уставшего, выгоревшего руководителя + замедление развития бизнеса, потому что на стратегию времени осталось мало...

Забивать на делегирование = терять возможность повышать эффективность, развивать и мотивировать команду.

Делегирование - это передача части обязанностей и полномочий другим членам команды. Этот процесс основан на доверии и уверенности в способностях сотрудников, а также в умении распределять ответственность таким образом, чтобы достичь общих целей организации. Помимо эффективного распределения задач и обязанностей, делегирование направлено на развитие сотрудников, повышая их навыки.

Я предлагаю разобраться что и каким образом стоит делегировать, чтобы облегчить работу и оставить время на действительно важные задачи.

Что можно делегировать.

Выбор подходящих задач для делегирования является ключевым аспектом успешного управления и развития команды.

100% нельзя делегировать - задачи, решение которых требует специфические компетенций руководителя. Это вопрос касающиеся:

  • стратегического планирования
  • управления персоналом
  • вопросы большого риска и ответственности

Делегировать стоит задачи двух видов:

Рутинные - задачи, которые часто состоят из повторяющихся действий и не требуют специальных навыков или экспертизы. Основной критерий - они могут быть выполнены другим человеком без значительной потери качества.

Непрофильные - задачи, требующие специализированных знаний или навыков, которых нет у руководителя.

Вопрос полномочий

При делегировании задач нужно передавать полномочия, выбором стоит между линейными и аппаратными типами полномочий.

Линейные полномочия имеют четкие иерархические отношения, где руководитель назначает задачу подчиненному, который обязан ее выполнить и отчитаться перед ним о результатах. Такие полномочия определяют четкость и ясность в распределении ответственности, что облегчает контроль и управление процессом выполнения задачи.

Пример: менеджер ресторана ставит задачу повару приготовить новое меню для ресторана. Менеджер определяет список блюд, требования к качеству и сроки выполнения. После завершения задачи повар предоставляет отчет о готовности нового меню, и менеджер оценивает результаты.

Аппаратные полномочия дают большую степень свободы и инициативы в самостоятельном выборе способов выполнения задачи и разработке плана работы. Такой подход стимулирует инновативность и самостоятельность участников команды, что помогает в разработке творческих решений и повышению мотивации. Это помогает раскрыть потенциал каждого члена команды и улучшить качество работы.

Пример: Задача - улучшить взаимодействие с клиентами. Руководитель ставит общую цель и дает свободу выбора методов ее достижения. Сотрудник самостоятельно разрабатывает план и выбирает методы решения задачи и достижения цели.

Процесс делегирования:

Упрощенная схема
Упрощенная схема

Для успешного делегирования используйте алгоритм, которые обеспечит эффективное выполнение работы и развитие навыков участников команды:

  1. Определение задачи: Четко определите задачу, которую вы хотите делегировать. Уточните ее цели, требования и ожидаемые результаты.
  2. Выбор подходящего сотрудника: Оцените навыки, опыт и возможности ваших сотрудников, чтобы выбрать подходящего исполнителя для задачи.
  3. Объяснение задачи и целей: Предоставьте выбранному сотруднику подробные инструкции, объясните цели и важность выполнения задачи.
  4. Предоставление ресурсов и поддержки: Обеспечьте сотрудника необходимыми ресурсами, информацией и поддержкой, чтобы он мог успешно выполнить задачу.
  5. Установка четких сроков: Определите сроки выполнения задачи и убедитесь, что они реалистичны и достижимы.
  6. Контроль и обратная связь: Регулярно следите за прогрессом выполнения задачи и предоставляйте обратную связь сотруднику. При необходимости корректируйте план действий.
  7. Поощрение и признание: По завершении задачи поблагодарите сотрудника за усилия и успехи, подчеркните вклад в общий результат.

Делегирование задач разным сотрудникам.

Люди в наших командах разные, поэтому стоит учитывать их индивидуальные навыки, возможности и опыта:

1. Проанализируйте навыки и компетенции каждого сотрудника, чтобы определить, какие задачи им лучше всего подходят.

2. В зависимости от навыков и опыта сотрудников используйте разные методы для распределения задач . Это может включать совместную проработку планов действий, делегирование конкретных подзадач с четкими инструкциями и разную степень вашей включенности.

3. Учитывайте предпочтения и интересы сотрудников, чтобы делегировать задачи, которые соответствуют их профессиональным интересам и мотивации.

4. Выбирайте сотрудников, которые демонстрируют высокий уровень ответственности и надежности работе.

5. Учитывайте прошлые результаты работы сотрудника и его способность справляться со сроками и требованиями задач.

6. Оцените коммуникационные навыки сотрудника, так как эффективное взаимодействие и понимание инструкций являются важными аспектами успешного выполнения задачи.

Делегируйте задачи, которые помогут в развитии навыков и компетенций участника команды ♥️

Разбор ошибок будет в моем ТГ-канале Развитие лидеров|HR Solutions
Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

-2