Найти тему
Вестник Кавказа

Илья Зданевич – первооткрыватель Пиросмани, друг Пикассо и Шанель

Оглавление
Портрет Ильи Зданевича, автор - Нико Пиросмани. 1913. Wikimedia Commons
Портрет Ильи Зданевича, автор - Нико Пиросмани. 1913. Wikimedia Commons

У Ильи Зданевича была долгая и интересная жизнь: он пробовал свои силы в разных видах искусства, путешествовал, был хорошо знаком со многими выдающимися людьми.

В одной из недавних публикаций "Вестник Кавказа" рассказывал о том, как молодые братья Зданевичи открыли Нико Пиросмани и собирали его картины, как потом сложилась их судьба, а теперь подробнее остановимся на некоторых ярких эпизодах из жизни Ильи Зданевича.

От футуризма к "всёчеству" и "заумному" языку

В 1911 году кто-то привез в Тбилиси французскую газету, где был опубликован манифест итальянского футуриста Филиппо Томмазо Маринетти, и отец Ильи Зданевича сделал первый перевод на русский язык. Идеи, изложенные в нем, произвели на юношу огромное впечатление, и он начал переписываться с Маринетти.

В том же году Илья окончил гимназию, поступил на юридический факультет Петербургского университета и стал активным популяризатором футуризма, удивлял, а иногда и шокировал публику на своих выступлениях и диспутах, один из них даже перерос в потасовку. Впрочем, студента это не смутило, и позже он писал, что "скандалом доволен, ибо это необходимая реклама". В 1914-м Маринетти приехал в Москву, и Зданевич лично познакомился со своим кумиром. Однако увлечение футуризмом прошло быстро, и Илья вместе со старшим братом Кириллом и их общим другом Михаилом Ле-Дантю придумал новое направление, по которому, согласно их замыслу, должно идти искусство, – "всёчество".

Зданевич и Ле-Дантю, фото Нико Пиросмани, около 1916. Wikimedia Commons
Зданевич и Ле-Дантю, фото Нико Пиросмани, около 1916. Wikimedia Commons

Тогда же Зданевич-младший начал сочинять стихи, прозу и пьесы, писать искусствоведческие тексты и даже изобрел новый – "заумный" – язык, который считают предтечей того самого "олбанского" языка, который стал популярным в Рунете в начале 2000-х.

История одного портрета Пиросмани

Увиденные летом 1912 года в тбилисских духанах картины Пиросмани поразили братьев Зданевичей и Ле-Дантю, однако найти самого художника им тогда не удалось. Через несколько месяцев Зданевич-младший снова приехал в Грузию, разыскал живописца и заказал ему две картины. Одна – портрет самого Ильи, который художник написал по фотографии, а вторая – "Олень на фоне пейзажа".

Олень на фоне пейзажа, 1913
Олень на фоне пейзажа, 1913

В феврале 1913 года Зданевич опубликовал в газете "Закавказская речь" первую статью о Пиросмани, назвав его "художником-самородком", а через месяц привез на выставку в Москву четыре его картины, среди которых был и тот самый портрет. В 1914 году в газете "Восток" появилась вторая статья Зданевича, посвященная творчеству грузинского художника.

Между революцией и эмиграцией

Окончив университет весной 1917 года, он недолго послужил в секретариате Александра Керенского, приехал в Тбилиси и в июне того же года в качестве фотографа и чертежника отправился в археологическую экспедицию под руководством известного историка и общественного деятеля Эквтиме Такаишвили. Вместе со Зданевичем изучением древних грузинских и армянских храмов в той экспедиции занимались и другие будущие знаменитости: художники Ладо Гудиашвили и Дмитрий Шеварднадзе, режиссер Михаил Чиаурели.

Грузины в Артвине с Ильей Зданевичем, 1917. Зданевич - снизу вверх, во втором ряду, первый справа. Wikimedia Commons
Грузины в Артвине с Ильей Зданевичем, 1917. Зданевич - снизу вверх, во втором ряду, первый справа. Wikimedia Commons

Как Илья Зданевич стал Ильяздом

В ноябре 1921 года Зданевич приехал в Париж, через несколько месяцев взял себе псевдоним Ильязд, стал секретарем, а через три года председателем "Союза русских художников". В этом качестве он с 1922 по 1929 год организовал семь костюмированных балов, привлек к их подготовке Пабло Пикассо, Фернана Леже, Игоря Стравинского, многих других знаменитостей. Вместе они придумывали настоящие праздники с цирковыми представлениями, спектаклями, концертами и танцами, которые проходили всю ночь и привлекали внимание всего артистического Парижа. А еще после признания Францией СССР в 1924 году Ильязд успел поработать в советском посольстве переводчиком и представить свой типографический проект в советском павильоне на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году. Однако особых доходов эти занятия не приносили, и он устроился к известной художнице и дизайнеру Соне Делоне — рисовал эскизы шалей, которые в то время стали очень модными.

Зданевич и Шанель

В 1927 году Зданевич познакомился с Коко Шанель и вскоре стал сотрудником ее модного Дома: был художником по тканям на фабрике Chanel, начальником отдела, а потом возглавил предприятие.

Коко Шанель. 1928. Wikimedia Commons
Коко Шанель. 1928. Wikimedia Commons

Необычные геометрические узоры, которые появились в конце 1920-х на фирменном джерси знаменитой мадемуазель, придумал Ильязд. В Лондоне он занимался созданием британского отделения Chanel, а еще изобрел новую технологию ткацкого станка. Шанель купила патент, и у Зданевича впервые появился стабильный доход.

Так получилось, что личная жизнь Ильязда тоже была связана с фирмой Chanel. В 1926 году он женился на Симоне Аксель Брокар, манекенщице этого модного Дома, в 1927-м у супругов родилась дочь Мишель, крестной матерью которой стала Шанель, а на следующий год – сын Даниэль. Однако через несколько лет в жизни Ильязда наступил тяжелый период: в 1935-м ушла жена, оставив ему детей, а через два года он уволился из Chanel, хотя и сохранил дружеские отношения с самой владелицей Дома.

В 1941 году Зданевич познакомился с нигерийской принцессой и поэтессой Ибиронке Акинсемоин, которая приехала в Париж учиться в Сорбонне. Через два года они поженились, родился сын Шалва. Однако и второй брак Ильязда закончился драматически: Ибиронке как британскую подданную оккупационные власти отправили в лагерь, там она серьезно заболела и умерла после освобождения в мае 1945 года.

Зданевич и Пикассо

Первое издание livre d’artiste ("книга художника") Зданевича вышло в 1940 году. Это был сборник 76 сонетов самого Ильязда Afat ("Афет") с офортами его многолетнего друга Пабло Пикассо. Название сборника исследователи творчества поэта связывают с арабским словом "афет", которое переводится как "красавица, не способная или не желающая ответить на любовь". Шесть пронумерованных авторских экземпляров книги Зданевич подарил друзьям – Шанель ожидаемо получила пятый. Этот экземпляр автор дополнил 77-м, посвященным ей сонетом.

Пикассо. 1969. Argentina. Revista Vea y Lea. Wikimedia Commons
Пикассо. 1969. Argentina. Revista Vea y Lea. Wikimedia Commons

Вместе Ильязд и Пикассо создали еще несколько livre d’artiste, последнее, посвященное Пиросмани, вышло в 1972 году. Специально для этого издания Зданевич перевел на французский свою давнюю статью о художнике – ту, что была опубликована в газете "Восток" в 1914 году.

В начале 1950-х Ильязд познакомился с владелицей керамической мастерской Элен Дуар-Мерэ, в 1968 году они решили зарегистрировать брак, и Пикассо должен был присутствовать на церемонии как свидетель. Но в тот день художника не было в городе, и его заменила жена – Жаклин Рок. А сам Пикассо подготовил своеобразный подарок – шутливый офорт с изображением молодоженов специально для извещения об их бракосочетании.

Лола Мусаева