Найти тему
Сергей Матвеев

"Забавная задачка" с серьезным результатом

новелла из серии «по следам "Новой физики"» с тремя вступлениями, прологом и "забавной" задачкой..

Вступление первое. Как эта задача связана с "Новой физикой" (можно пропустить)

Задачу, о которой пойдет речь, предложила Юлия - одна из участниц дискуссий, возникавших под публикациями на канале "Новая физика". И сопроводила она её словами: "хотите забавную задачку на оптимизацию?"

Я не сразу оценил значимость этой любопытной задачи, но сейчас считаю её "системной" и поэтому посвящаю ей публикацию у себя, чтобы она не пропала в "болоте", которым стал упомянутый выше канал.

Первоначально задача поразила меня тем, что ответ к ней по простоте соответствовал её условию, чего, увы, нельзя было сказать о той последовательности из формул, которую пришлось написать для его получения. Чуть другим, но столь же длинным путём прошел до ответа и Уолли Тонт. Юлии даже пришлось нас "утешать" тем, что она тоже не знает короткого пути решения, и напомнить слова Евклида - "в геометрии (и в физике тоже) нет царских путей".

Только позднее, продолжая попытки найти простое решение, я осознал, насколько важна эта "забавная" задача! Она является ключом к решению многих сложных задач на кинематику, делая их доступными школьнику. Две из них я предложу в других выпусках.

Вступление второе, с психологическим уклоном (тоже можно пропустить)

Я неожиданно для себя заметил, что многие люди, имеющие хорошее математическое образование, вдруг теряются перед по сути математической задачей, в тексте которой используются термины, имеющие отношение к физике, даже если речь идет о школьном материале. На них эти термины действуют, как некий гипнотический знак, что данная задача находится "вне их сферы компетенции".

Такой психологический барьер, вероятно, берет начало еще в школе с изучения первого раздела физики - кинематики. Здесь вот что интересно. Математики решают и сами придумывают задачи на движение (расчеты различных скоростей, времени до некой условной встречи, пройденного замысловатого пути и т.д.) - и считают это всё МАТЕМАТИЧЕСКИМИ задачами. Но как только речь заходит о движении с постоянным ускорением, то у них возникают проблемы, поскольку в средних классах такое движение начинают рассматривать уже не на уроках математики, а на уроках физики. После этого "будущие математики" перестают узнавать в задачах на кинематику их родные математические задачи, которые можно решить, не употребив ни одного чисто физического термина. Поэтому ту же задачу, которая была предложена Юлией, я постараюсь изложить и в форме, адаптированной специально для математиков. Правда, тогда в ней уже не видна её методическая ценность.

Вступление третье - важное (читать обязательно)

Рассматриваемая задача относится к задачам "на бросание". Здесь нет ни масс, ни сил, ни импульса, ни энергии, а только простые математические функции, описывающие движение.

Давайте вспомним самые основы, относящиеся к свободному движению тел в постоянном поле тяготения (т. е., при отсутствии других влияющих факторов). Чем характерно такое движение?

Выделим его свойства применительно к анализу движения тела в вертикальной плоскости, где ускорение тяготения направлено точно вниз.

Главные положения и формулы, из которых следует всё остальное, примитивны до безобразия и выглядят так:

-2

Повторюсь, из этих положений выводятся все известные со школы кинематические формулы, описывающие свободное движение в поле тяжести.

Я рекомендую для более подробного ознакомления с материалом посмотреть видеоурок https://dzen.ru/video/watch/6607c2b6a4f78730c565a1e6 и посмотреть решение задач на движение тел, брошенных под углом к горизонту https://dzen.ru/suite/a3223275-47c8-414c-8f81-457c4d0a41fb

Пролог. Какие задачи на бросание тела "так и просят" обобщения

Первые приближенные к практике школьные кинематические задачи, где появляется ускорение, это задачи на вертикальное падение или бросание тел.

Главная формула, описывающая такие процессы, имеет вид:

V²=2∙g∙H

Для падения тела вниз с высоты H она определяет скорость V, которую приобретет тело в конце падения (начальная скорость считается равной нулю). Для бросания тела вверх со скоростью V она определяет высоту H, на которой скорость тела обратится в ноль.

Вот еще пара задач, для которых приведенная формула сразу даёт ответ. Они нам сейчас интересней и звучат так:

1. Какой максимальной высоты Y достигнет тело, брошенное вертикально вверх со скоростью V?

2. С какой минимальной скоростью V можно бросить тело вверх, чтобы оно достигло высоты Y?

Как видим, обе задачи решаются с помощью одной формулы! Всё довольно банально
Как видим, обе задачи решаются с помощью одной формулы! Всё довольно банально

Давайте продолжим данную логику к задачам на бросание тела под углом к горизонту. Известна формула для дальности бросания тела, при условии, что в конце своего полета тело окажется на той же высоте, с которой стартовало:

-4

Здесь уже появляется одна "степень свободы" - выбор угла, под которым производится бросание. Легко понять, что максимальная дальность достигается, когда тело бросается под углом 45 градусов к поверхности. И в этом случае мы также приходим к двум родственным задачам, для решения которых используется единая формула.

3. На какую максимальную дальность X может улететь тело, брошенное со скоростью V?

4. С какой минимальной скоростью V можно бросить тело, чтобы оно смогло улететь на расстояние X?

-5

Увы, эта формула немного отличается от предыдущей отсутствием двойки... но душа так и просит обобщения.

И это обобщение пришло вместе с задачей, которую предложила Юлия. А задача была сформулирована так:

<<Баскетболист находится на расстоянии L от кольца, находящегося на высоте H. С какой минимальной скоростью он может бросить мяч, чтобы все-таки попасть в кольцо? Ускорение свободного падения g известно>>.

Мы видим, что при L=0 задача переходит в задачу 2, а при H=0 она превращается в задачу 4.
Мы видим, что при L=0 задача переходит в задачу 2, а при H=0 она превращается в задачу 4.

Теперь непосредственно сама задача,

которую я хочу предложить читателям. Она немного обобщает задачу Юлии.

Имеется вертикальная плоскость с началом координат O и стандартными осями "x,y", во всех точках которой действует ускорение силы тяжести g>0, направленное вертикально вниз. На плоскости также задана точка F с координатами X и Y. Какой минимальной начальной скоростью V может обладать тело, вылетевшее из начала координат, чтобы оно смогло попасть в точку F? Интересен также ответ на вопрос, под каким углом должно при этом вылететь тело? Но это уже факультативно.

-7

Чем интересна эта задача, кроме того, что она обобщает все предыдущие задачи? Когда Вы её решите, то поймете, что точка F может находиться где угодно на плоскости, то есть, X и Y могут принимать и отрицательные значения, а итоговая формула всегда даст правильный ответ! Чего, например, нельзя сказать про формулу V²=2∙g∙Y, для которой при отрицательном Y получается отсутствие решения. А на самом деле, минимальная скорость V для этого случая просто равна нулю, поскольку достаточно лишь просто отпустить тело свободно падать вниз (напомню, что V≥0).

Также получаемая в задаче обобщенная формула сможет напрямую дать ответы и на следующие вопросы.

5. Какую максимальную высоту может иметь траектория брошенного со скоростью V тела на удалении X от точки старта?

6. Какая максимальная дальность от точки старта может быть у брошенного со скоростью V тела в момент, когда оно находится на высоте Y?

Она может быть использована и при решении ряда других задач.

-8

Теперь формулируем эту задачу для математиков.

-9

Друзья, итоговая формула этой задачи уже была представлена в комментариях на канале "Новая физика". Вы можете получить свою формулу и выложить здесь. Для меня сейчас важнее всего поиск наилучшего решения. Понимая, что комментарии в Дзене не рассчитаны на набор текстов с формулами, прошу, если вы осилите задачу, то постарайтесь хотя бы сфотографировать ваши выкладки и приложить их к ответу.

Наука
7 млн интересуются