Найти тему
ODELAX

Как частые аварии вредят репутации и экономике Boeing

Оглавление

В начале марта в США произошла трагическая гибель Джона Барнетта, долголетнего критика корпорации Boeing. Бывший менеджер компании, он последовательно доказывал, что один из крупнейших производителей самолетов в мире не придавал должного значения качеству своей продукции. Несмотря на то, что начальство вынудило его уйти еще в 2017 году, многочисленные катастрофы и аварии подтверждали правоту Барнетта.

Январская авария самолета Boeing 737 MAX 9 стала последней каплей, после которой федеральные власти США перестали доверять заверениям корпорации о безопасности ее воздушных судов. Boeing столкнулся с обвалом котировок, убытками и сменой руководства.

Гибель источника информации

5 января 2024 года на борту пассажирского самолета Boeing 737 MAX 9 компании Alaska Airlines, вылетевшего из Портленда (штат Орегон), произошло оторвание заглушки выхода. Эта панель, устанавливаемая на некоторых моделях самолетов вместо одной из дверей, привела к образованию на борту дыры размером с большой холодильник.

После этого инцидента произошло несколько других происшествий с самолетами Boeing. В конце января бывший менеджер по качеству на одном из заводов Boeing, Джон Барнетт, в интервью калифорнийскому порталу TMZ заявил: "Это не проблема Boeing 737, это проблема всей корпорации Boeing. В программах Boeing 737 и 787 принята теория, согласно которой качество - это не добавленная стоимость, а накладные расходы".

Барнетт, который работал в середине 2010-х годов на заводе, где собирают Boeing 787 Dreamliner, многие годы разоблачал менеджмент компании за игнорирование требований контроля качества. 8 марта адвокаты самой корпорации Boeing и его собственные адвокаты много часов допрашивали 62-летнего Барнетта в рамках досудебной процедуры по иску, который он подал к компании. Барнетт, отработавший на Boeing 32 года, утверждал, что был вынужден уволиться после критики в 2017 году (что запрещено американским законодательством в отношении разоблачителей) и требовал компенсации свыше 1 млн долларов. Он был утомлен допросами, однако, как сообщает его адвокат, рад был возможности открыто высказать свои обвинения в суде, который ожидался в июне 2024 года.

На следующий день, 9 марта, в городе Чарльстон в штате Южная Каролина, сотрудники гостиницы Holiday Inn обнаружили в припаркованной рядом машине тело Барнетта. В его руке находился пистолет с нажатым курком. Окружной коронер, занимающийся расследованием внезапных смертей, определил причину смерти как "самопричиненное ранение", сообщает журнал Fortune. Расследование проводится местным отделом полиции Чарльстона.

Невероятный эффект

Покойный Джон Барнетт свидетельствовал, что сборщики, чтобы ускорить процесс сборки, использовали некачественные детали, прямо извлекая их из мусорных контейнеров. Иногда на производственной линии даже не хватало необходимых компонентов, как это было видно из инцидента с Boeing 737 MAX 9 компании Alaska Airlines в январе. Пассажиры рейса, вылетевшего из Портленда, сообщили CNN, что вскоре после взлета на высоте 5000 метров в борту их лайнера раздался страшный грохот, и образовалась огромная дыра размером с холодильник. Кислородные маски сползли с потолка, а из дыры открывался вид на вечерний город. Мальчику, сидевшему рядом с дырой, сорвало рубашку и почти унесло его в небо, если бы не его мать, которая схватила его и удержала. Исследователи позже обнаружили, что рывок воздуха был настолько силен, что кресло мальчика отклонилось примерно на 10% - 20% в сторону от отверстия.

Аудиозаписи с портала liveatc.net, который записывает переговоры пилотов с диспетчерами, показали, что экипаж действовал профессионально: «Мы хотели бы приземлиться, - сказал пилот. - У нас чрезвычайная ситуация». Через 20 минут лайнер приземлился в аэропорту вылета. Никто из 171 пассажира и шести членов экипажа не пострадал.

Бывший капитан А-320 "Аэрофлота", летчик первого класса Андрей Литвинов, объяснил, что при разрушении фюзеляжа на всех внутри самолета действует внутреннее давление, и все лопается, как шарик. Если пассажиры не пристегнуты, их может высосать наружу. "Видимо, Boeing должен серьезно поработать над устранением этих ошибок и ужесточить контроль качества", - добавил Литвинов.

Тем не менее, американские авиационные власти неоднократно приказывали корпорации исправить ситуацию, однако реакция на это была довольно неоднозначной.

История двух трагедий

Boeing вновь стал объектом проверок и обвинений в связи с серьезными авариями, и следственный след от этих катастроф до сих пор прослеживается. В ходе расследования январской аварии с заглушкой, федеральные органы власти проверяют, соблюдает ли компания условия соглашения 2021 года, заключенного после авиакатастроф 29 октября 2018 года и 10 марта 2019 года, в результате которых погибли 346 человек. Первая авария произошла с самолетом 737 Max 8 авиакомпании Lion Air из Джакарты, который упал в Яванское море через 15 минут после взлета, а вторая – с аналогичным самолетом авиалиний Ethiopian Airlines, который разбился через шесть минут после взлета в Аддис-Абебе. Расследование 2020 года показало, что причина аварий – в автоматизированной системе управления, которая самопроизвольно активировалась и резко наклоняла самолеты вниз, а экипажи не были на это готовы.

В 2021 году Boeing заключил мировое соглашение на $2,5 млрд с ФБР и Департаментом транспорта США, признав, что двое бывших сотрудников компании ввели в заблуждение Федеральную авиационную администрацию (FAA) относительно сроков обучения персонала новой системе управления полетом. По сути, пилоты не получили достаточно времени для обучения управлению системой. В соответствии с соглашением Министерство юстиции согласилось не возбуждать уголовное дело против компании по обвинению в "заговоре с целью обмана правительства". Кроме того, Boeing согласился на выплату штрафа в $200 млн Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) для урегулирования обвинений в нарушении законодательства США о ценных бумагах. В ноябре 2021 года, после двухлетнего простоя, самолеты 737 MAX были снова допущены к полетам. Boeing заявлял, что они безопасны для пассажиров.

По данным The Daily Mail, FAA утверждает, что после первой катастрофы компания "выборочно сообщила некоторые факты, подразумевающие ошибку пилота и плохое обслуживание самолета", но не указала на технические проблемы, хотя была осведомлена о проблемах с безопасностью из-за системы. После второй катастрофы, по данным Федеральной авиационной администрации, "компания Boeing и ее бывший генеральный директор Деннис Муленбург [...] ввели инвесторов в заблуждение, предоставив гарантии безопасности 737 MAX, несмотря на серьезные проблемы с безопасностью". Комиссия по ценным бумагам также заявила, что ни Boeing, ни Муленбург не опровергли ее выводы, согласившись выплатить штрафы.

Boeing также подвергался обвинениям в обмане и в других опасных ситуациях, которые, к счастью, не привели к крупным авариям. Например, Барнетт, работавший на заводе Boeing в Чарльстоне с 2010 по 2014 годы, заявил, что новое руководство завода начало "обходить [необходимые] процедуры: они просто хотели вытолкнуть самолеты за дверь, и заставить звонить кассовый аппарат [как в магазине, когда пробивается чек]". Барнетт также предупредил руководство о проблемах с кислородными системами самолета, сообщает The Daily Mail. В 2017 году FAA провела проверку и обнаружила несколько десятков систем низкого качества. Позже Boeing признал, что некоторые кислородные баллоны, полученные от поставщика, не работали должным образом, но отвергал утверждения Барнетта о том, что они были установлены на самолетах.

Не только заглушка

Исследование инцидента с отрывом заглушки проводил Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB). По данным его отчета, заглушка была снята для ремонта поврежденных заклепок фюзеляжа, что требовало снятия изоляции салона и внутренних панелей. В соответствии с процедурами, каждый этап работ должен быть задокументирован, а некоторые ключевые процессы должны быть удостоверены инспектором по качеству. Однако долгое время Boeing не предоставляла NTSB документацию о том, кто проводил работы по открытию и закрытию заглушки и как это было сделано. По словам председателя NTSB Дженнифер Хоменди, следователи запросили список из 25 человек, работавших над дверными заглушками в Boeing, но такой список не был предоставлен. «Это неприемлемо», - отметила она на слушаниях в сенатском комитете по торговле в марте 2024 года. «Однако спустя два месяца у нас его до сих пор нет».

В Boeing утверждали, что предоставили NTSB имена некоторых сотрудников, включая специалистов по дверям, которые, вероятно, располагали информацией.

На контрольной фотографии, отправленной механиком Boeing после ремонта заклепок и имеющейся в распоряжении NTSB, видно, что заглушка была установлена на место, но отсутствовали болты, которые должны были ее удерживать, сообщала газета The Seattle Times, ведущая расследование. Более того, на другой фотографии было видно, что краска в отверстиях для болтов оставалась нетронутой. Следователи NTSB пришли к выводу, что болты не были закручены, когда дверь вылетела. В таком состоянии после ремонта и до происшествия самолет летал два месяца, и все это время вибрация при посадке и взлете смещала заглушку.

Расследование NTSB продолжается, и окончательный отчет и рекомендации по безопасности могут быть готовы только через год, отмечала The Seattle Times.

Тем временем FAA заявила, что их проверка, продолжавшаяся полтора месяца, выявила "много случаев, когда [Boeing], вероятно, не соблюдал требования производственного контроля качества". Например, в начале марта, уже после инцидента с заглушкой, на Boeing 737-900 во время полета из Техаса произошел взрыв двигателя, а на Boeing 777-200 при взлете из Сан-Франциско оторвалось колесо. Первый самолет совершил нормальную посадку через 15 минут после взлета, и никто не пострадал, второй также успешно приземлился, но колесо повредило одну из машин на стоянке аэропорта.

Инциденты и аварии с Boeing не могли не повлиять на отношение пассажиров, перевозчиков и рынка к компании. Однако исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что "ситуация двойственная". "С одной стороны, как авиакомпании, так и обычные пассажиры столкнулись с тем, что производитель уже длительное время испытывает проблемы с качеством и безопасностью", - говорит он. "Это, естественно, уменьшает уровень доверия". По его словам, "несколько авиаперевозчиков, вероятно, предпочтут европейские модели при выборе самолетов для обновления своего флота. Однако мировой рынок еще не готов к тому, чтобы Airbus стал абсолютным лидером, поскольку второй крупный производитель необходим, и Китай пока не готов предложить альтернативу американскому производителю".

Пять лет назад, в 2019 году, в сегменте узкофюзеляжных самолетов, к которым относится семейство Boeing 737, доли Boeing и Airbus были равны, сообщает The Financial Times, ссылаясь на данные исследовательской компании Cirium. С тех пор "европейская группа удерживает лидерство в мире по объемам поставок <...> и в настоящее время занимает 62% рынка [в этом] прибыльном сегменте". Что произошло с Boeing в 2019 году? После двух авиакатастроф была приостановлена эксплуатация и продажа всех самолетов 737 MAX.

Портал SkyComparison, специализирующийся на сравнении авиакомпаний и авиатехники, подсчитал статистику аварийности двух конкурентов за весь период их существования. У Airbus, основанного в 1970 году, произошло 35 аварий на 28,3 млн рейсов, что составляет примерно одну катастрофу на 0,81 млн рейсов. У Boeing (основанного в 1916 году) было 251 авария на 461 млн рейсов, что составляет одно крушение на 1,84 млн рейсов.

В 2024 году на фоне новых инцидентов с самолетами Boeing разрыв в поставках между компаниями снова вырос. За первые два месяца года Boeing передал заказчикам 54 самолета, а Airbus - 79.

Финансовый крах

Российские авиакомпании избежали этих проблем. По словам Пантелеева из "Авиапорта", в России нет ни одного самолета из семейства Boeing 737 MAX. Несмотря на то, что у компании S7 Airlines было два таких самолета, российские авиационные власти не разрешили их эксплуатацию, а также отечественные авиакомпании не используют другой проблемный тип воздушного судна — Boeing 787. S7 получила разрешение на вывод своих 737 MAX в Турцию еще летом 2022 года по инициативе премьера Михаила Мишустина.

Пантелеев отмечает, что проблема с Boeing 737 MAX 9 показала, что она затрагивает большое количество самолетов. Проверки авиационных властей привели к "закладке" сотен воздушных судов, что привело к убыткам для авиакомпаний. Дальнейшие расследования, проведенные FAA, сказались на ограничении производства новых самолетов и, как следствие, на существенном ухудшении финансового состояния Boeing в первом квартале 2024 года.

На конференции инвесторов Boeing 20 марта финансовый директор корпорации Брайан Уэст предупредил о предстоящих убытках в первом квартале. Операционная прибыль коммерческого авиаподразделения упадет на 20%, что будет самым большим падением за последние два года. Причины убытков — в приостановке поставок самолета 787 Dreamliner из-за проблем с качеством, замедлении производства 737 MAX и компенсациях авиакомпаниям, владевшим MAX 9, полеты которых были остановлены.

После аварии 5 января акции Boeing на Нью-Йоркской бирже снизились с $249 до $192,99 на 28 марта. Капитализация Boeing сократилась с $157,7 млрд до $117,8 млрд за этот период. В то время как акции Airbus на NYSE выросли с $38,08 до $46,16, и капитализация компании увеличилась на 19,6% с $121,8 млрд до $145,7 млрд.

В конце марта Boeing объявил об уходе своего генерального директора Дэйва Кэлхуна и председателя совета директоров Ларри Келлнера. На их места были назначены Стив Молленкопф и Стефани Поуп соответственно.