Найти в Дзене
Ольга Николаева

ВСЕ БОЛЬШЕ ЗАБЫТОГО

Автобусы подъезжали к остановке один за одним.

- Вот и наш, - Нина засуетилась – надо поторопиться, водитель ждать не станет.

- Давай пропустим, - я взяла подругу за руку. – У нас есть время в запасе. Не хочу ехать в давке.

Долго ждать не пришлось. Вскоре к остановке подкатил полупустой автобус.

Удобно устроившись на переднем сиденье, мы безотрывно глядели на бегущую под колёса дорогу.

- Помнишь время, когда автобусы ходили очень редко? - спросила Нина.

- Ещё бы! Мой рабочий день начинался в восемь утра, а выходить из дома надо было намного раньше. На остановке уже толпилась куча народу. Автобус подъезжал, набитый под завязку – ни пролезть, ни втиснуться, ни взять штурмом.

Сейчас установлена единая цена на проезд, будь то одна остановка или весь маршрут. А когда-то платили по факту: за 3 остановки – 3 копейки, за 14 – 14 копеек, соответственно. Кондуктор должен был быть очень внимательным – поди запомни, кто из пассажиров на какой остановке вошёл.

- По-моему, с 1961 года плата за поездку на автобусе стала фиксированной – 6 копеек?

- Да, это было связано с денежной реформой. Теперь за сущие копейки можно было доехать из одного конца города в другой.

- А в недалёком будущем и вовсе отказались от кондукторов…

- Это ты про кассовый аппарат с прозрачной крышкой?

- Именно так. Туда надо было опустить монету, самому выкрутить и оторвать билет. Всё было основано на честности: совесть-лучший контролёр.

- Не обходилось без обмана: находились и такие, кто мог запросто, на виду у всех, бросить в кассу пуговицу и без зазрения совести оторвать билет.

- Я вспомнила! Было даже время (только это длилось недолго), когда в автобусах ездили абсолютно бесплатно!

- Точно! Бабульки с раннего утра колесили по городу, объезжая магазины, переезжая из района в район, в поисках продуктов подешевле.

Мне показался забавным наш разговор:

- Послушай, Нина, я тут подумала… мы с тобой, как динозавры – помним чуть ли не доисторические времена. Ты не находишь?

- Ну, не такие уж мы с тобой динозавры, - она придирчиво оглядела нас с головы до ног. – Имеем вполне человеческий облик. И очень даже приятный, скажу я тебе…

А то, что наши дети, а внуки тем более, всего этого не знают, не понимают и не представляют – это нормально. Новая жизнь отрицает старую. Так было всегда.

- Хотя все времена по-своему интересны.

- Кто же спорит?

За разговорами мы не заметили, как доехали до нужной остановки.

- Проходите, мои дорогие! Как же я рада вас видеть!

Мы дружим давно, лет тридцать или сорок. Нина, Тамара и я когда-то давно вместе работали. Общаемся больше по телефону, нежели вживую.

Сегодня, наконец, выбрались к Тамаре, в её загородный дом. Зазывала она нас к себе долго и настойчиво.

- А вишнёвый пирог будет?

- Конечно! И не только…

По всему было видно, что хозяйка нас ждала и всяких вкусностей наготовила.

- Тома, твоя выпечка – это чудо какое-то! – мы с Ниной наперебой нахваливали хлебосольную подругу.

- Это всё благодаря духовке. За много лет мы с ней сроднились и уже давно на «ты».

- Не скромничай! – я ненадолго задумалась. – Хотя да, в чём-то ты права. У меня всю сознательную жизнь была газовая плита. Из-за того, что горелка была внизу, выпечка получалась суховатой снизу, но сыроватой сверху. Это сейчас на моей кухне прекрасно уживаются варочная поверхность и электродуховка. А я с большим удовольствием навёрстываю упущенное. Ведь лучше позже, чем никогда.

- Когда в нашей семье не было духовки, - присоединилась к разговору Нина, - нас очень сильно выручала электрическая чудо-печка советских времён. Готовили в ней всё. И пекли, и жарили: рыбный пирог, мясо по-французски, манник, печенье…

Ой, а вы помните такую вещь, как скороварка?

- Ты, наверное, имеешь в виду мультиварку?

- Нет, я говорю о ско-ро-вар-ке. Это такая кастрюля с герметичной крышкой, которая готовит под давлением.

- Которая свистела, как паровоз, и пар изо всех дырочек валил? Казалось, что она вот-вот взорвётся.

- Зато еда в ней готовилась очень быстро и при этом идеально размягчалась. Тушёнка, яблочный джем, голубцы получались просто идеальными. Обычный борщ с мясом готовился всего за полчаса – это же какая экономия времени!

- Что-то нас сегодня пробило на воспоминания, - Тамара прикрыла глаза, как будто мысленно вернулась в незапамятные времена.

- Приятные, заметь, воспоминания, - и я рассказала один эпизод из собственной жизни.

Когда-то, очень давно, мы с мужем привезли из свадебного путешествия… что бы вы думали? Казан! Это за пять тысяч километров! Он к тому же оказался с дефектом – без одной ручки. Мой молодой муж робко попытался сбить цену. Не вышло: «Не хотите – не берите! Последний остался». Вот и весь сказ. Не поверите – пользуюсь до сих пор. Плов получается волшебный…

Когда я оглядываюсь назад, странные чувства владеют мной…

- Да уж, получилось у нас сегодня разворошить давно забытое, растревожить память.

- Так стремительно меняется жизнь. И всё вокруг, - это Нина, кивнув, снова вступила в разговор. – Мы живём в мире изобилия. В принципе, в нем есть практически всё, что нужно человеку для счастья. Полки магазинов ломятся от товаров на любой вкус и цвет. Как говорил Аркадий Райкин? «Всё идёт к тому, что всюду всё будет, изобилие будет! Но хорошо ли это будет?..»

А что хорошего в том, что мне удалось приобрести швейную машинку только в очень зрелые годы? Желание шить у меня было всегда, деньги водились, а вот возможности купить не было. Сейчас у меня всё это есть, но ведь «дорого яичко ко Христову дню».

- Ниночка, я тебя прекрасно понимаю. Я, к примеру, долгое время обходилась без «стиралки». Стирала на руках, с помощью стиральной доски. Тёрла бельё изо всех сил. А постельное бельё (оно было сплошь белым) и полотенца кипятила на плите в специальном бельевом баке в течение нескольких часов. Дышать от пара было тяжело – хоть бери веник и парься.

Я тоже захотела поделиться наболевшим:

- Если бы вы знали, как я всегда мечтала о стационарном телефоне. Простояла в очереди двадцать пять лет (!) из-за технической невозможности. Через годы такая возможность появилась, но установка уже стоила денег.

А дефицит продуктов… Никогда не забуду, как давилась в очереди за майонезом к Новому году. Давали по две маленьких баночки в одни руки, а народу в магазине набилось, как сельдей в бочке.

- Всё больше забытого сейчас, - Тамара грустно улыбнулась. – Помню огромные очереди за хлебом. В детстве это было нашей с братом святой обязанностью. Мы с ним ходили в хлебный магазин по очереди. Я нервно топталась на месте и мысленно подгоняла человеческую змейку, растянувшуюся на несколько кварталов. Как же я завидовала уже выходившим из магазина людям! Давали по две буханки хлеба в одни руки. Но какого хлеба! Он пах так вкусно, а корочка была такая хрустящая, что устоять было просто невозможно… В общем, домой доносила булку, обгрызанную со всех сторон.

- А я хочу рассказать об одной из своих поездок в Москву – в 1990 году мне выпала трёхдневная командировка.

Днём мы с коллегами дискутировали, а вечерами Москва вновь покоряла меня. И в этот свой приезд я находила в столице много нового и притягательного.

Вспоминаю, с каким воодушевлением и… двумя тяжеленными чемоданами я возвращалась домой. Как радовались мои мальчишки московским гостинцам – лакомствам и игрушкам (такого у нас днём с огнём было не найти).

- Каким лакомствам, к примеру?

- Всему тому, что в те дни выбросили в продажу. Это: сосиски, мандарины, хорошие конфеты, а также заморская газировка – пепси и фанта.

Набор для выжигания по дереву, фильмоскоп, заводная обезьяна на автомобиле – вообще, мечта любого советского ребёнка.

- А сейчас – вы только посмотрите вокруг – настоящий игрушечный бум!

- Моей внучке Дед Мороз подарил 3D-ручку. Вы о чём-то подобном слышали?

- ???????

- В общем, это такая ручка, которая рисует пластиковой нитью (самых разных цветов) прямо в воздухе. И буквально в считанные минуты получаются объёмные предметы.

- Да, фантазия человека безгранична, - сказала Нина, присаживаясь на корточки перед новогодней красавицей – ёлкой. – Искусственную ёлку тоже вот придумали. Натуральные теперь вышли из употребления. Ну, разве что, за редким исключением.

- Практично, между прочим. Хоть сколько простоит – ни одна иголка не упадёт.

- А по мне, так ничто не заменит живую ёлочку, с запахом Нового года…

… Воспоминания – им несть числа. Кто-то найдёт в них знакомое и памятное. Для других, наоборот, многие вещи станут откровением. Так не бывает! – скажут третьи. Но так было и это непреложный факт. Это огромный пласт нашей жизни. А прошлое не забыть, не вернуть, от прошлого не убежать…