День, когда ваш ребёнок впервые сознательно тянется к чему-то, является захватывающим, потому что он показывает, что ваш крошечный малыш начинает контролировать своё тело, начинает развивать зрительно-моторную координацию и понимает, что он может использовать свои пальцы и руки полезными способами (например, чтобы схватить игрушку).
Хотя ваш ребёнок рождается с хватательным рефлексом, который позволяет ему схватить ваш палец, когда вы кладете его ему на ладонь, этот ответ угасает, и примерно в возрасте трёх или четырёх месяцев у вашего малыша появляется автономное тянущееся действие, когда он пытается схватить его.
Новое исследование показывает, что вместо того, чтобы ждать, пока ваш маленький ребёнок начнет произвольно тянуться и хватать предметы, вам следует поощрять его брать в руки предметы с рождения и показывать ему, как вы используете свои руки для выполнения повседневных задач.
От рождения до трёхмесячного возраста родители могут поддерживать моторное, когнитивное и социальное развитие ребёнка, поощряя его тянуться за предметами и наблюдать за нашими движениями.
Развитие каждого ребёнка — это многофакторный процесс, а это означает, что по мере того, как его мозг создаёт нейронные связи и развивается, каждое небольшое завоевание или изменение запускает каскад других изменений и возможностей.
Как только у младенцев появится возможность хотя бы попытаться функционально использовать своё тело (например, используя руки для исследования предметов), им придётся:
- Узнать, как стабилизировать осанку;
- Справиться с гравитацией;
- Сокращать и использовать мышцы пальцев.
Все эти действия расширяют репертуар двигательных навыков и возможности действий, что способствует их физическому и когнитивному развитию.
Даже очень маленький ребёнок может научиться функционально использовать своё тело и видеть связи между своими движениями и окружением. Достижение и хватание помогают им узнать, как действовать и каковы физические и социальные последствия их действий.
Каковы практические способы стимулирования маленьких детей тянуться к вещам и прикасаться к ним?
Во-первых, у младенцев должна быть возможность как можно больше исследовать разные типы предметов, в том числе предметы с разной текстурой, например ткань и дерево. Чтобы это исследование произошло, родители и другие лица, осуществляющие уход за малышом, должны передать предметы в руки ребёнка.
Во-вторых, младенцев следует расположить в удобной полунаклонной позе (например, в шезлонге), чтобы они могли наблюдать, как взрослый манипулирует различными предметами. После того, как ребёнок это увидит, предмет необходимо передать в руки ребёнка, чтобы он мог потрогать его и взять в руки.
Кроме того, родители и опекуны могут:
- Сначала положить руки ребёнка на гладкую поверхность, а затем на шероховатый предмет, чтобы он осознал разницу между хватанием и удерживанием;
- Предложить ребёнку подержать палец и улыбнуться ему, чтобы укрепить связь между прикосновением, визуальным стимулом и социальной реакцией;
- Светить мягким светом (например, на экран телефона) в тускло освещённой комнате, прямо над грудью ребёнка, чтобы побудить его использовать руки, чтобы попытаться поймать луч света.
За какими видами деятельности родители и лица, осуществляющие уход, могут наблюдать и чему учатся маленькие дети?
Детям полезно наблюдать за домашним хозяйством, событиями на природе и социальным взаимодействием, и особенно им нравится как взрослые:
- Бросают грязную одежду в стиральную машину;
- Убирают игрушки в корзину;
- Наполняют ванну водой;
- Готовят еду, например, пользуются кухонной утварью, наполняют кастрюли, моют посуду;
- Манипулируют столовыми приборами и держат стакан или чашку.
Когда ребёнок гуляет, ему полезно наблюдать за движущимися растениями и животными (например, падающими с дерева листьями, летающими птицами и бегущими собаками), и ему можно давать разные безопасные вещи, которые можно трогать и держать (например, цветок).
Во время социального взаимодействия младенцы любят наблюдать за разговорами взрослых и участвовать в них, а родителям и опекунам рекомендуется смотреть на своего ребёнка и разговаривать с ним, как будто он тоже является частью разговора. Это не только способствует развитию речи, но и помогает научить ребёнка социальным правилам, таким как интонация, жесты рук, мимика, позы тела и многое другое.