Когда и как зародилась проблема
Не секрет, что страны "золотого миллиарда" с 90-х годов активно вмешиваются в нашу систему образования. Цель: наиболее талантливых выпускников переманивать к себе. Что будет с остальными - неважно.
Родители вместе с самими выпускниками как зомби включались в эту крысиную гонку. Первоочередной задачей многие ставили выучить английский язык до уровня свободного владения. Вторая задача - дать ребёнку именно высшее образование. Внутренний трудовой рынок тоже этому способствовал. Доходило до таких глупостей, что даже на низкоквалифицированную работу брали только с дипломом о высшем образовании (без разницы каким).
Разумеется, был сформирован и целый нелегальный рынок заработка на образовании - от торговли липовыми дипломами в переходах, до взяток в вузах за сессии. А репетиторы по английскому языку тогда вступили в "золотой век".
К чему пришли
Кто-то действительно уехал жить на запад. У всех судьба там складывается по-разному, но сказать что 100% уехавших попали в рай точно нельзя.
Те, кто остались в России, тоже живут по-разному. Но в основном гуманитарии заняты в сфере торговли, не работая по специальности. Зато дефицит инженеров, врачей и др. технических и естественно-научных специальностей сохраняется до сих пор.
В современном обществе также сохраняется ориентир на получение высшего образования. Выпускники, в основном, поступают туда, куда хватает баллов ЕГЭ. Опять же, судя по статистике, на гуманитарные специальности. По факту они невостребованы.
Педагогические и медицинские вузы выпускают ежегодно достаточное количество специалистов. Но многие не идут работать по профессии. Поэтому в больницах и школах дефицит кадров. Выпускники этих вузов идут в ту сферу, которая им наиболее интересна, или же в которой легче работать и зарабатывать.
Квалифицированных рабочих выпускается в 8 раз меньше, чем специалистов с высшим образованием. В итоге народно-хозяйственные задачи не выполняются.
Соответствие образования рынку труда
То образование, которое в последние 30 лет давалось молодым людям, не ориентировано на практику по ряду причин. Зато переход на систему бакалавриата и магистратуры оставлял студентов на лишний год в стенах вуза. В итоге 23-24-летние люди, получая диплом, ничего не умеют, даже их теоретические знания под вопросом, но зато они полны важности и амбиций: им нужны кабинеты, привилегии, высокая зарплата.
Система переподготовки кадров, которая существует сейчас, к сожалению, тоже не готовит нужных для народного хозяйства специалистов. Она предоставляет услугу, а не комплекс знаний и навыков, ориентированный на реальные потребности рынка труда. Кто хочет может идти и учиться на кого хочет. И не факт, что потом будет работать. Для "галочки", что специалист переобучен и устроен на работу, достаточно потом статуса самозанятости.
Пути решения проблемы
Для решения этой серьёзной проблемы, в первую очередь, требуется кадровое планирование и целевое обучение. То есть человека принимают на работу (речь может идти даже не о заключении трудового договора до обучения, а о договоре обязательства приёма на работу после окончания курсов переподготовки) и отправляют на обучение. Получая знания, он у работодателя проходит практику (желательно оплачиваемую хотя бы в размере МРОТ), отрабатывая необходимые навыки. После с подготовленным специалистом заключают трудовой договор.
Для выпускников школ тоже должна действовать программа целевого обучения и гарантированного первого места работы. Важную роль здесь следует отвести профориентации, которая должна сопровождать обучение детей со средней школы.
Почему ЕГЭ не побеждает коррупцию читайте здесь.
А здесь простой пример чем вредит ЕГЭ школьникам