Последние несколько лет наблюдается тенденция к резкому изменению ситуации и формированию новых глобальных вызовов, которые затрагивают всю мировую экономику. В Журнале мы не раз отмечали, что неопределенность – это новая реальность, в которой нам с вами придется жить не один и не два года.
Неопределенность тяжело переносится человеком. Когда есть понимание цепочки событий и ее результата, даже если результат негативный, можно подготовиться к нему или, в крайнем случае, смириться с его приближением.
Прошлый год многие HR-специалисты по всему миру начинали с фокуса на поддержание ментального здоровья работников. Активно стали внедряться программы обучения руководителей Life-work Balance и Mental Health First Aid (первая психологическая помощь), больше уделяли внимания адаптивности сотрудников к изменениям (в обиход даже вошло выражение Сompanies’ sustainability through employee resilience – устойчивость организации через адаптивность сотрудников).
НА КАКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
1. КОММУНИКАЦИИ
До сих пор собственники бизнеса забывают о важности для работников и формирования вовлеченности персонала, что коммуникации одни из ключевых направлений стабилизации коллективов. Казалось бы, мы научились с ними работать и оперативно реагировать на происходящие изменения, но в большом количестве организаций коммуникации были провалены, что привело к экономическим последствиям в виде снижения производительности и потери ключевых работников.
Еще раз подчеркнем: отсутствие коммуникаций или выстраивание сложных многоуровневых систем, приводящих к искажению информации, снижают ценность внедренных программ. Если сотрудники не понимают, что и зачем вы делаете и, главное, как это повлияет на их жизнь и работу, то они будут принимать в ваших инициативах минимальное участие.
2. ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ ФИНАНСОВОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
Хотя многие консалтинговые компании указывают на приоритетность программ психологической поддержки, отсутствие финансовой стабильности и достаточности уровня доходов у работников не сможет быть решена, через привлечение психологов.
3. ГИБКОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАКЕТА
Классическая форма социального пакета, четко прописывающая перечень льгот, не работает на мотивацию работников и слабо влияет на привлечение, удержание и вовлеченность.
Сейчас необходимо оперативно предоставлять бенефиты, которые могут быть востребованы со стороны работников. Гибкие формы предоставления льгот позволяют безболезненно вносить изменения и пересматривать наполнение, что упрощает работу HR-специалистам и позитивно воспринимается самими работниками.
4. ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Как физическое здоровье влияет на состояние и эффективность работника? Очевидно, что слабое физическое здоровье приводит к потере в доходе работников в период нахождения на больничном. Снижается производительность после возвращения на рабочее место. Появляются дополнительно затраты на лекарства и лечение
Также существует множество исследований, подтверждающих, что ЗОЖ снижает вероятность возникновения заболеваний, в том числе хронических, но и положительно влияет на когнитивные способности человека.
5. ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ АДАПТИВНОСТИ К ВНЕШНИМ ВЫЗОВАМ
Эффективность программ зависит от их комплексности, и реализация программы Well-being без части, связанной с ментальным здоровьем сотрудников, не будет полноценной.
Программы ППП (MHFA) - это совокупность мер общечеловеческой поддержки и практической помощи ближним, которые испытывают страдания и нужду (ВОЗ). По сути, это обучение внутренних сотрудников основам поддержки, чтобы они при необходимости могли помочь коллегам «на рабочем месте».
6. АКТИВНОЕ ВНЕДРЕНИЕ NUDGING («ПОДТАЛКИВАЮЩЕГО» ПОДХОДА)
Создание среды, позволяющей работникам заботится о своем здоровье и благополучии, - одно из приоритетных направлений в программах Well-being, но помимо коммуникации, важно уделять внимание мотивации и подталкивать работников к необходимым действиям.
При разработке программ, чтобы повысить их охват и эффективность, необходимо учитывать бихевиористику и поведенческую экономику.
7. ОБЪЕДИНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ СО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ С СОТРУДНИКАМИ (INDUSTRY RELATIONS)
Уже давно обсуждается, что происходит слияние нескольких направлений – Well-being, социальной политики, корпоративной медицины, корпоративной культуры и HSE.
Прошедшие кризисы научили нас, что сотрудник – это основной актив организации. И это не просто слова. А значит, роль программ здоровья и благополучия (Well-being) и социального пакета будет только возрастать от года к году.