Это не просто лирические тексты, это стихи, напоминающие фигурные рисунки, которые, как и многие другие стихотворения, доносят до читателя что-то важное: впечатления, переживания, эмоции.
Возможности создания таких стихотворений разнообразны.
Многие поэты считали, что стихи в виде четверостиший просты и устарели. И поэтому они изобретали различные строфы, которыми нас удивляют и сегодня.
Читая стихотворения, мы обращаем внимание на расположение строчек и строфику: двустишия или четверостишия, длинные строки или короткие, «лесенка», как у В. Маяковского, например:
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
А вот пример акцентного стиха из стихотворения «Сергею Есенину», который предпочитал Маяковский:
Например, у поэта XVII века Симеона Полоцкого (Самуил Гаврилович (по другим данным — Емельянович) Петровский-Ситнианович; Полоцкий — псевдоним) есть стихи в виде креста:
Есть совсем необычное расположение строчек.
В "Алисе в Стране Чудес" вы, может быть, обратили внимание на стихи "Про хвост" в виде мышиного хвоста...
Поэты Серебряного века любили экспериментировать. Они писали стихотворения в форме разных фигур.
Поэт-символист Э. Мартов (настоящее имя — Андрей Эдмондович Бугон) написал стихи в виде ромба:
Может, с помощью такой формы стиха автор хотел передать нужный смысл.
А. Апухтин, поэт XIX века, тоже известен необычными стихотворениями, а именно их формой.
Для чего Апухтин использовал такую необычную форму расположения строчек?
Какую фигуру она вам напоминает?
Влияет ли форма стихотворения на его смысл?
Возможно, поэт расположил строчки стихотворения конусом для того, чтобы эта форма напомнила читателю песочные часы, через отверстие которых сыплется не песок, а само Время...
Поэт, создавая образ воронки, разделил слова в строчках необычным образом. Чем меньше слов в строчке, тем больше в них смысла.
Стихотворение В. Брюсова интересно тем, что все слова начинаются на букву С:
«Слово — событий скрижаль, скиптр серебряный созданной славы,
Случая спутник слепой, строгий свидетель сует,
Светлого солнца союзник, святая свирель серафимов,
Сфер созерцающий сфинкс, — стены судьбы стережет!
Слезы связуя со страстью, счастье сплетая со скорбью,
Сладостью свадебных снов, сказкой сверкая сердцам, —
Слово — суровая сила, старое семя сомнений!
Слыша со стонами смех, сверстник седой Сатаны,
Смуты строитель, снабдивший сражения скрежетом, Слово
Стали, секиры, стрелы, сумрачной смерти страшней!».
Прочитайте внимательно стихотворение Игоря Северянина, обратите внимание на строфу, придуманную поэтом:
Никогда ни о чем не хочу говорить…
О поверь! Я устал, я совсем изнемог…
Был года палачом, — палачу не парить…
Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог…
Ни о чем никогда говорить не хочу…
Я устал… О поверь! Изнемог я совсем…
Палачом был года, — не парить палачу…
Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм…
Не хочу говорить никогда ни о чем…
Я совсем изнемог… О поверь! Я устал…
Палачу не парить!.. был года палачом…
Меж поэм и тревог, точно зверь, заплутал…
Говорить не хочу ни о чем никогда!..
Изнемог я совсем, я устал, о поверь!
Не парить палачу!.. палачом был года!
Меж тревог и поэм заплутал, точно зверь!..
Как вы думаете, в чём суть изобретения?
Догадались.
Суть в том, что все слова первого четверостишия повторяются в других строфах, только меняются местами.
На первый взгляд, кажется, что смысл один и тот же, на самом деле смысловые оттенки слов отличаются от перестановки.
Такая строфа относится к словесным анаграммам.
Какие бы стихи мы ни читали, для понимания смысла важно уметь «читать» форму.