Климат на российском Севере довольно суровый. Летом и в начале осени от северных красот не оторвать глаз:
"Карликовые деревья с карликовыми же листочками. Мох цветет и солнце светит в оба уха почти 24 часа, но только не греет".
Так описывают подводники северные красоты.
А ещё как написал отставной подводник Александр:
"Паек у космонавтов [советских] был на 30 копеек дешевле, чем у подводников".
Чем не служба у подводников...
Денежное довольствие большое, год за два служба. Большие отпуска с санаториями, паёк, жилье сразу и коллектив сплоченный... А из минусов — это служба, реально опасная... Очень!
К чему я вспомнил?
7 апреля – День памяти погибших подводников.
В этот день 35 лет назад произошла авария на атомной подводной лодке К-278 "Комсомолец", которая возвращалась с боевой службы. На лодке возник пожар. В результате из 69 членов экипажа погибли 42 человека.
И теперь в этот день поминают всех погибших в море подводников!
Всегда, когда слушаю песню: Разные люди - субмарина, сдавливает горло...
Будем помнить...
Когда писал эту заметку, прочёл про нашу атомную подводную лодку К-19 с хлёстким названием от не лезущих в карман моряков "Хиросима" на борту которой погибло 37 моряков.
4 июля 1961 года во время боевой службы на К-19 "Хиросиме" сработала аварийная защита реактора, и далее цепочка аварий. При попытке устранить аварию подводники получили дозы облучения, не совместимые с жизнью. Из-за поломки антенны сигнал бедствия удалось передать только на "завесу" наших дизельных лодок, действующих в это время в океане.
Из всех принявших, скажем так, SOS командиров подлодок, и в нарушение всех приказов, только командир подлодки С-270, капитан 3 ранга Жан Свербилов покинул строй завесы и выдвинулся к гибнувшей лодке...
"И благодаря ему экипаж был спасён. За самовольство Товарищ Командир Свербилов был наказан командованием!".
Сам же Свербилов потом вспоминал:
Однако восемь моряков группы по устранению аварии в скором времена умерли... От полученных сверх доз радиации.
В такой же ситуации с подводной лодкой К-219, 3 октября 1986 года тонувшей в Бермудском заливе, якобы капитан 1 ранга Попов в дальнейшем командующий Краснознаменного Северного Флота (вспомним погибший К-141 "Курск") принявший сигнал бедствия, прошёл мимо, не меняя курса. Будущий адмирал не нарушил приказов...
К слову, посмотрел, Вячеслав Попов был командиром подводной лодки "К-137" до 26.07.1986г. И далее - замкомандира ДПЛ. А авария 3 октября. Но ведь пишут о том, что именно Попов курс не сменил. И пишут сами моряки... Может старшим на борту проходящей лодки был?
Справедливости ради к К-219 в дальнейшем подошли пять торговых советских судов. Экипаж спасли, но лодка при транспортировке через 3 дня утонула. Погибли:
"Командир ракетного отсека БЧ-2 старший лейтенант Александр Петрачков, матрос Сергей Преминин, матрос Николай Смаглюк и матрос Игорь Харченко.
Позже скончались ещё четверо: капитан III ранга Марков, капитан-лейтенант Карпачев, капитан II ранга Красильников и старшина I статьи Садаукас".
Память подводникам! И третий тост - молча...
===
👍 "фи" 👎