Найти в Дзене
Александр Снитовский

Почему мексиканцы пьют «Кока-Колу» вместо воды и как это отражается на их здоровье

Сладкие газированные напитки
Сладкие газированные напитки

Сладкие сильногазированные напитки с разнообразными фруктовыми (и не очень) вкусами любят и взрослые, и дети. «Фанта», «Спрайт», «Доктор Пеппер», «Маунтин Дью», «Айрн-Брю» - эти и многие другие напитки известны во всем мире, благодаря своим ярким вкусам и, чего греха таить, весьма продуманным рекламным компаниям.

Сладкие газированные напитки
Сладкие газированные напитки

Однако особнячком среди всего разнообразия цветной газировки стоит «Кока-Кола» - самый популярный и самый продаваемый на сегодняшний день безалкогольный напиток в мире, который ежегодно приносит компании (собственно, компании «Кока-Кола») порядка 21,9 миллиарда долларов чистой прибыли! А это, к слову, почти вдвое больше, чем у ее прямого конкурента – компании «Пепси».

«Кока-Кола»
«Кока-Кола»

Благодаря своему потрясающему вкусу и бодрящим пузырькам, «Кока-Кола» завоевала признание любителей газировки по всему миру, и даже в самых отдаленных уголках нашей планеты этот напиток не только знают, но и любят. Вы наверняка думаете, что самым активным потребителем «Кока-Колы» являются американцы?

Американцы пьют "Кока-Колу"
Американцы пьют "Кока-Колу"

Что ж, существование данного стереотипа вполне понятно: во-первых, «Кока-Кола» была придумана уроженцем Америки Джоном Пембертоном в 1885 году, а, во-вторых, кто, если не американцы, являются самыми ярыми потребителями сладостей в принципе и сладкой газировки в частности?! Вспомните хотя бы размеры стаканов с напитками в большинстве ресторанов быстрого питания – это ж настоящие ведра, не иначе!

Стаканы для напитков в ресторанах быстрого питания
Стаканы для напитков в ресторанах быстрого питания

Однако поспешу развеять миф о «Кока-Кола»-зависимых американцах. Нет, они, конечно же, очень любят щекочущую нос газировку и даже, возможно, употребляют ее чуть больше допустимого, вот только мировым лидером в данном вопросе является вовсе не Америка, а ее ближайший сосед – Мексика.

«Кока-Кола» в Мексике
«Кока-Кола» в Мексике

Нигде в мире не употребляют такого количества сладких газированных напитков, как в Мексике и, в частности, в штате Чьяпас, жителям которого «Кока-Кола» давно заменила воду. Они пьют ее на завтрак, обед, ужин и в промежутках между ними. Более того, в Мексике «Кока-Кола» возведена в ранг национального культа. Местные жители искренне верят, что газировка обладает магической силой, поэтому зачастую используют ее в религиозных обрядах.

Обряд в церкви в деревне майя-цоциль Сан Хуан Чамула
Обряд в церкви в деревне майя-цоциль Сан Хуан Чамула

Но как же так получилось, что страна, богатая вкуснейшими тропическими фруктами, которые зреют под мексиканским солнышком круглый год, отдала предпочтение приторно-сладкой американской газировке? Обратимся к матушке нашей истории…

Мексиканцы пьют «Кока-Колу»
Мексиканцы пьют «Кока-Колу»

Впервые «Кока-Кола» появилась на прилавках мексиканских магазинов еще в конце 19 века – в 1898 году, если быть точным. Сперва компания «Кока-Кола» наладила уверенный импорт своего главного напитка в Мексику, а с 1926 года начала активно открывать в стране собственные заводы по разливу напитка. На сегодняшний день в Мексике успешно функционирует 56 заводов по разливу «Кока-Колы», но сейчас не об этом…

«Кока-Кола» в Мексике
«Кока-Кола» в Мексике

Казалось бы, что такого особенного было в «Кока-Коле», что мексиканцы покорились ей целиком и полностью? Скажем так, тут сработала совокупность сразу нескольких факторов, таких как активные рекламные компании, доступность и низкая цена.

Плакат на въезде в Сан Хуан Чамула - человек в костюме старейшины держит бутылку "Кока-Колы"
Плакат на въезде в Сан Хуан Чамула - человек в костюме старейшины держит бутылку "Кока-Колы"

Баннеры, вывески и щиты, призывавшие местное население приобретать «Кока-Колу», размещались практически повсеместно; о газировке говорили по радио, а телевидение крутило рекламные ролики. Так, к примеру, в 1989 году «Кока-Кола» стала первой торговой маркой, чья реклама была размещена на главной площади страны Сокало в Мехико. Кроме того, компания «Кока-Кола» на регулярной основе становилась спонсором различных спортивных мероприятий, как местного, так и международного масштаба.

Реклама «Кока-Колы» на главной площади страны Сокало
Реклама «Кока-Колы» на главной площади страны Сокало

Это сыграло свою роль в продвижении напитка среди местного населения, однако наиболее привлекательным в «Кока-Коле» была ее доступность (газировку можно было купить буквально на каждом углу), большой объем (в продаже имелись 3-литровые бутыли «для всей семьи») и, конечно же, низкая цена (средняя бутылка «Кока-Колы» стоила как бутылка питьевой воды). Да и в целом мексиканцам нравилось думать, что, употребляя «Кока-Колу», они как бы становятся частью американского общества.

"Кока-Кола" продается в огромном количестве
"Кока-Кола" продается в огромном количестве

Добившись определенного признания, компания «Кока-Кола», однако, не собиралась останавливаться на достигнутом и продолжила захватывать умы и сердца населения Мексики…но по-своему: так сказать, бить по больному. В 2002 году американцы провели акцию, во время которой обменивали крышечки от бутылок с газировкой на килограмм фасоли. Но ведь эти крышечки необходимо было где-то брать, а большая часть мексиканского населения, увы, не могла похвастаться излишками песо!

"Кока-Кола" в Мексике
"Кока-Кола" в Мексике

И тут важно вспомнить о том, что бутылка «Кока-Колы» стоила ровно столько же, сколько и бутылка питьевой воды. А так как газировка была объективно вкуснее воды, и содержала в себе много сахара и кофеина и оказывала, тем самым, бодрящий эффект, то выбор чаще всего падал именно на нее. А так как штат Чьяпас отличался одним из самых низких уровней доходов населения в стране, подобный ход был максимально выигрышным для компании.

"Кока-Кола" в Мексике
"Кока-Кола" в Мексике

Был и еще один фактор, позволивший «Кока-Коле» не просто задержаться, а в буквальном смысле покорить Мексику, и этот фактор носил политический характер. Дело в том, что в за несколько месяцев до выборов политики, пользующиеся влиянием в отдельных областях страны или, как их называют в Мексике «касики», начинают поставлять в магазины газировку либо совсем бесплатно, либо по сниженной цене в обмен на согласие владельцев магазинов поддержать того или иного кандидата. Тот же принцип работает и с покупателями: они могут получить газировку бесплатно или намного дешевле, если проголосуют за нужного кандидата.

"Кока-Кола" в Мексике
"Кока-Кола" в Мексике

Но «Кока-Кола» пошла дальше, и в 2000 году президентом стал кандидат от Партии Национального Действия PAN (исп.: Partido Acción Nacional) Висенте Фокс, который до начала своей активной политической деятельности более 15 лет проработал в компании «Кока-Кола», где построил головокружительную карьеру от локального дистрибьютера до президента латиноамериканского подразделения.

Висенте Фокс Кесада
Висенте Фокс Кесада

Так вот, за время нахождения Висенте Фокса на посту президента страны, «Кока-Коле» удалось завоевать порядка 60% мексиканского рынка безалкогольных напитков и решить весьма животрепещущую проблему с поставками питьевой воды на заводы.

Висенте Фокс Кесада
Висенте Фокс Кесада

Теперь вы понимаете, почему «Кока-Кола» является напитком №1 в Мексике, и местные жители, от мала до велика, готовы пить ее вместо воды сутки напролет. Но не нужно думать, что пристрастие к газировке проходит для мексиканского населения даром.

Ожирение мексиканцев
Ожирение мексиканцев

В настоящее время, наряду с США и Новой Зеландией, Мексика занимает лидирующие позиции среди стран с высокими показателями ожирения и диабета. Да-да, представьте себе: не Америка является самой «толстой» страной, а Мексика! За последние 14 лет потребление в стране фруктов и овощей снизилось на 30%, а на смену им пришли газированные напитки и бургеры.

Ожирение мексиканцев
Ожирение мексиканцев

Более того, на сегодняшний день Мексика имеет самый высокий уровень смертности от хронических заболеваний, вызванных потреблением сладких напитков. Вы не поверите, но мексиканские наркокартели и торговцы запрещенными препаратами убивают в разы меньше людей в Мексике, чем… сладкая газировка.

«Кока-Кола»
«Кока-Кола»

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!

А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!