С вами Максим Матвеев, философ-консультант, блогер и писатель.
Моё призвание - помогать людям находить призвание. Это - мой выбор, осознанный и прекрасный.
- Мы делаем выбор и принимаем решения, хотя часто нас после выбора что-то гложет. Вроде бы мы выбираем лучшее для себя и близких, однако почему-то выбор "лучшего" оставляет осадок и напоминает о себе дольше, чем хотелось бы.
Что здесь не так?
- Обратимся к учению 🇦🇹 Зигмунда Фрейда, а точнее - к сути его учения. Австрийский психиатр предположил, что на "Я" человека влияют два источника:
1️⃣ Сверх-Я (общественное начало как идеал человека глазами общества, то есть совесть),
2️⃣ Оно (биологическое начало) .
- Это влияние у многих людей похоже на жёсткую борьбу, в которой "Я" оказывается чуть ли не буквально между молотом и наковальней, между желаниями и совестью...
- Трудность заключается не в том, что у обоих источников есть свои положительные и отрицательные "доводы", а в том, что обычно мы не понимаем, какой из источников в данном случае имеет преимущество.
- А значит, перед принятием выбора желательно определить, какой из источников за него "отвечает".
- Как мы обычно делаем выбор? На условных весах мы взвешиваем
"достоинства" и "недостатки" каждого из вариантов. Только мы не понимаем, что ценность ("масса") у доводов не одинаковая. - Если вопрос относится к биологическому началу ("Оно"), то и "биодоводы" весомее "социодоводов" . Если же вопрос "общественный", то доводы в пользу общества важнее "биологических" .
1️⃣ В статье о сути свободы я следую подходу Бертрана Рассела о философии и определяю её по "остаточному принципу" : то, что не относится к вере и науке.
2️⃣ По такому же принципу я даю определение свободы: то, что не относится к рабству и необходимости.
Можно ли подойти к "Я" по тому же принципу?
- Предположим, что "Я" - то, что не относится к "Оно" (нашему биологическому началу) и "Сверх-Я" (своеобразному представительству "Мы" в человеке). Однако этот "остаток" вряд ли можно свести к одному лишь вниманию. Скорее - к осознанности, которая в моей первой книге состоит из трёх положений: проактивности, ответственности и призвания.
👉 Значит, "Я" - не просто внимание "здесь и сейчас", а более широкое понятие, чем у Фрейда.
- Более того, эта осознанность сама может оказывать влияние на "Оно" и на"Сверх-Я". Мы, например, занимаемся спортом, ограничваем себя в сладком и вредных привычках, а также сами влияем на общество, когда становимся известными и/или авторитетными в его глазах.
- По сути, идеалами в обоих источниках "Я" являются здоровый образ жизни ("Оно") и социализация. А каков тогда идеал у самого "Я"? Этим идеалом и является призвание - третье, ключевое положение осознанности. Именно призвание наполняет жизнь человека смыслом. И этот смысл не должен в конечном виде (на "финишной прямой мышления") приходить из "Оно" или "Сверх-я" - он приходит, когда "Я" (осознанность) достаточно развито для понимания себя как третьего источника - источника себя самого.
Итоги
✒️Зигмунд Фрейд писал: "Мы-это наши желания" .
- Я же говорю: "Я" - это осознанность, за которую идёт борьба. И как только мы превратим "конкурирующие фирмы" в "синдикат"- объединение, в котором "фирмы" сохраняют самостоятельность,- тогда "Я" перестанет быть между "молотом и наковальней" и само станет полноценным источником.
Спасибо за внимание!
Перевод: 2200 7005 0556 0754 (Тинькофф)