Капитализм, диктатура, концлагерь. А также стремление к свободе, поиск нового места в жизни и внутренние противоречия. Нет, это не новый фильм Братьев Коэн или сиквел "Списка Шиндлера". Все это о пластилиновых курах, которые когда-то покорили мой мир.
Привет, друзья! С вами ВЕШАЛКА! И сегодня речь пойдет сразу о двух мультфильмах. Это "Побег из курятника" и его сиквел.
Подписывайтесь!
Вспомним о чем мульты
Сразу понятно, что фильм делали неглупые люди, раз в него заложили столько всего. Давайте пройдемся по сюжету первой ленты и разберем, что в нее вкладывали авторы.
Далее будет лишь моя интерпретация фильма.
Первая часть
Яичная ферма, принадлежащая скупой и тираничной хозяйке Твиди, уж сильно напоминает концлагерь с деревянными бараками, обнесенными высокими заборами и украшенными колючей проволокой. Это режим, отличающийся строгой дисциплиной: свирепые сторожевые собаки и неумолимая надзирательница, сама миссис Твиди.
В этом лагере живут испуганные куры, которых заставляют производить яйца под угрозой страшных последствий за невыполнение квоты - наказание может быть самым суровым, вплоть до потери жизни. Среди этой гнетущей атмосферы назревает восстание, возглавляемое неукротимой курицей по имени Джинджер, которая с непоколебимой преданностью относится к судьбе угнетенных. Однако, несмотря на ее усилия, сопротивление с трудом набирает обороты, одолеваемое сомнениями и колебаниями в своих рядах.
И тут, словно божественное вмешательство, на ферму, как небесный спаситель, спускается петух по имени Рокки, дающий проблеск надежды и обещающий научить кур летать. Но их стремление к свободе вскоре наталкивается на мрачную реальность неустанной погони миссис Твиди за прибылью: она превращает ферму в фабрику по производству куриных пирогов, превращая ее из места труда в место неминуемой гибели.
Действительно, под поверхностью этой истории скрывается глубокий комментарий к капитализму. Ферма служит метафорой эксплуататорской природы правящего класса, а куры представляют пролетарские массы, к которым относятся как к товару.
Рассказчики тонко сплетают повествование, которое говорит о борьбе тех, кто оказался в плену угнетающих систем и не может представить себе жизнь вне своих оков. Цыплята, хотя и говорят на причудливых британских диалектах, жаждут освобождения из клетки, но остаются скованными своими собственными условиями - боятся того, что лежит за ее пределами, и зависят от той самой системы, которая их порабощает. Ничего вам не напоминает?
Пикантная сцена, в которой куры жадно пожирают рассыпанное зерно, не обращая внимания на мрачную судьбу, которую оно предвещает, служит суровым напоминанием о том, как легко массы могут быть убаюканы иллюзией изобилия, даже если они неумолимо идут к своей собственной гибели. В этой истории раздача зерна перекликается с историческим прецедентом бесплатного хлеба в Древнем Риме, служа мощным символом того, как материальный комфорт может ослепить человека, заставив его задуматься о собственной эксплуатации, увековечивая цикл его страданий.
В конечном итоге "Побег" становится глубоким исследованием столкновения мировоззрений - уничтожающим обвинением присущих капитализму недостатков, когда рабочий класс ценится исключительно за его способность приносить прибыль. В этой мрачной реальности даже смерть становится прибыльным делом, подчеркивая дегуманизирующую логику системы, которая рассматривает своих рабочих как расходный материал. По мере развития сюжета становится все более очевидным, что в глазах угнетателя покорный рабочий предпочтительнее освобожденного - ведь хороший пролетарий в извращенной логике капитализма в конечном счете мертв.
Повествование фильма "Побег из курятника" углубляется во всепроникающее влияние капитализма, подчеркивая, как он проникает в каждый аспект жизни на ферме, превращенной в фабрику. По мере того как куры трудятся во все более суровых условиях, само их существование сводится к средству получения максимальной прибыли для миссис Твиди. Каждое снесенное яйцо и каждая обработанная курица - это всего лишь очередной вклад в постоянно растущую казну правящего класса.
И все же, несмотря на мрачные обстоятельства, в их жизни сохраняются проблески сопротивления. Джинджер, не смотря на кажущиеся непреодолимыми трудности, продолжает объединять своих собратьев, призывая их отказаться от цепей и вернуть себе достоинство. Однако над ними нависает призрак неопределенности, и многие из них борются со страхом перед неизвестностью и мнимыми удобствами привычного плена.
Тем временем Рокки берет на себя роль такого неохотного революционера, разрываясь между желанием помочь цыплятам и собственными интересами. По мере того как он передает свои знания о полете жаждущим пернатым, он становится символом надежды, вдохновляя их мечтать о жизни за пределами фермы.
Однако, несмотря на все свои стремления к освобождению, куры остаются опутанными паутиной зависимости, их разум затуманен поколениями угнетения и эксплуатации. Приманка бесплатного зерна и ложные обещания безопасности увековечивают их рабство, ослепляя мрачной реальностью их положения.
По мере того как напряжение нарастает, а угроза уничтожения становится все больше, цыплята вынуждены признать суровую истину: их борьба за свободу может дорого обойтись. Но даже перед лицом непреодолимых испытаний пламя сопротивления не угасает, подпитываемое непоколебимой решимостью тех, кто отказывается отдать свою человечность, в нашем случае курочность? прожорливому аппетиту капитализма.
В итоге "Побег" служит мощным свидетельством стойкости духа перед лицом угнетения, призывая зрителей задуматься о господствующих системах власти и привилегий, которые увековечивают неравенство и эксплуатацию. Ведь в сердце каждого цыпленка заложено неукротимое стремление к свободе - стремление, которое невозможно погасить, какими бы тяжелыми ни казались обстоятельства.
Вот, что нам показала первая часть. Хлесткая, дерзкая и не боящаяся говорить на серьезные темы в формате кукольного мультфильма.
От того и обиднее, что вторая часть вышла посредственнее. В ней нет того запала. А впрочем, давайте поподробнее.
Вторая часть
Наши главные герои - бесстрашная курица Джинджер и галантный петух Рокки - ведут, казалось бы, ничем не примечательное существование. Они вместе с другими беглецами нашли утешение в тихом птичьем заповеднике, расположенном на уединенном острове. Здесь, среди безмятежного пейзажа, царит подобие нормальной жизни - гармоничное сосуществование, лишенное раздоров.
Однако по мере того, как тянутся идиллические дни, появление нового поколения приносит непредвиденные проблемы. Рождение Молли, энергичного птенца, пробуждает в ней любопытство и жажду странствий, побуждая задавать вопросы о мире за пределами их островного убежища. Помня об опасностях, таящихся за его пределами, Джинджер и Рокки стараются оградить Молли от соблазна неизведанного, предостерегая ее от опасностей, которые таит в себе человечество.
Однако с каждым днем на горизонте начинают появляться зловещие знаки. Странные автомобили, украшенные изображениями ликующих цыплят, вызывают подозрения у наших героев, намекая на темную реальность, скрывающуюся под поверхностью. Выясняется, что неподалеку оборудовали новую ферму с уникальным механизмом выращивания кур (в купе со специальными ошейниками она делает их тупее и послушнее). Раздраженная массой родительских запретов Молли встречает еще одну молодую курочку, Фриззл, и проникает на ту самую ферму, еще не подозревая, что это детище зловещей миссис Твиди — главной антагонистки первой части, которая осталась жива и преисполнена желанием мстить неугодным курицам.
На сцене разворачивается захватывающее противостояние между прошлым и настоящим, и наши герои вновь оказываются втянутыми в борьбу за выживание, где ставки высоки, а опасности коварны как никогда.
И тут уже стоит задуматься. Авторы пошли по ленивому сюжетному пути. Они не придумали какого-то нового антагониста, который также мог построить ферму. И в него можно было бы вложить новые идеи и наделить полезными чертами, которые придали бы интриги. Но мы снова видим на экране мстительную психопатку с ее фирменным тесаком.
И отсюда выходит главная проблема сиквела. Это его осознанная вторичность. Авторы эксплуатируют проверенные приемы и проверенных персонажей и даже сюжетные схемы. Мы вновь видим, что домовитость кур оборачивается стоицизмом и самоотверженностью, а глуповатость Рокки в итоге всех выручает. Ничего нового я не увидел.
Даже драма, которую они добавили с дочерью главных героев настолько заезжана. Мы сотни раз видели проблемы взаимоотношений родителей и детей. Вся эта напускная драма сводится к одной линейной схеме: ребенок возмущается родительской тирании, потом признает свою неправоту. В это время родители повинятся, что слишком долго держали дочурку в клетке, а ведь та от природы непокорна, «вся в нас».
Да, авторы во второй части схалтурили, но не замечать действительно достойные мысли, заложенные в картину, было бы глупо.
Гениальность повествования заключается в замысловатой декорации, ярком фоне, на котором разворачивается глубокий внутренний путь Молли, причудливо переплетенный с ее связью с наивной и впечатлительной курочкой Фризл. На фоне раскинувшегося простора фантастического парка развлечений, напоминающего о причудливом очаровании Страны приключений из "Пиноккио" и тщательно выстроенном фасаде реальности, показанном в "Шоу Трумана", резко высвечиваются суровые реалии их мира.
В этом сюрреалистическом пейзаже, где радостные фасады скрывают зловещую правду, девочки сталкиваются с мрачными механизмами эксплуатации и манипулирования. Здесь цыплят не просто убивают, им тщательно промывают мозги, их невинность жестоко узурпируют, пока они беспечно идут к своей собственной гибели. Это гротескное зрелище, где иллюзия довольства создается для обеспечения покорности приговоренных, их безвольные улыбки скрывают надвигающийся ужас, который ожидает их в глубинах фритюрницы. Ведь по извращенной логике похитителей, транквилизированная жертва дает мясо непревзойденной нежности, что является высшим извращением удовольствия, получаемого от боли.
По мере того как Молли и Фризл пробираются по этому коварному лабиринту обмана и отчаяния, им открывается истинная природа их существования, а масштабы предстоящей борьбы становятся мучительно ясными. В этой леденящей душу картине испорченной невинности и разрушенных мечтаний они должны противостоять соблазнительной мании ложных обещаний и столкнуться с суровой реальностью их общей участи. Только столкнувшись с тьмой, скрывающейся под поверхностью, они могут надеяться бросить вызов своим угнетателям и вернуть себе украденную свободу.
Все это напоминает современный мир, в котором общество также зомбируют через средства массовой информации, телевидение, ток-шоу и прочее. И если уловить эту мысль в сиквеле, то его оценка вырастет с 5 баллов до 7. Ну именно такую я поставил на КП.
Что можно сказать по итогу? Сиквел явно уступает оригиналу, ведь это, можете подумать, что я сейчас скажу глупость, сиквел! Да! Мы уже видели первый фильм и во второй раз такой свежести не будет! И авторам нужно было повышать планку, но они, наверно, к этому не стремились.
И мы получили то, что имеем. Вторая часть стала красивее, глянцевее, но тот дух авантюризма уже улетучился и нам стоит довольствоваться только темой промывки мозгов.
Читайте также:
Фильм "Стальная хватка" - притча о патриархате в семье
Убийцы цветочной луны: докуметальная драма Мартина Скорсезе
ДЮНА 2: Как Дени Вильнев изменил КИНЕМАТОГРАФ?
Мой тг канал: https://t.me/Hangeroflife