Найти тему
Feikofob

Первые «машины-ракеты»

Из пары моих статей об автомобилях-рекордсменах скорости у некоторых читателей могло сложиться впечатление, что первыми, посадившими четыре колеса на реактивную тягу, были американцы. Посему я должен развеять сие заблуждение, немного описав историю авто-ракетостроения.

Пионером в теме соединения машины и ракеты был немец, а именно Фритц Опель, внук основателя известного автомобильного концерна Адама Опеля. Он был увлечен ракетными двигателями, считая их перспективными для быстрых авто и не беспокоясь поджарить ими пешеходов и собак. Из-за своего интереса к ракетам он получил в Германии прозвище «Ракетен-Фритц» (ракетный Фритц). А поскольку он был директором по испытаниям Opel, то и карты были на руках. Этой идеей его заразил австрийский публицист и астроном Макс Валье осенью 1927 года. Но программа RAK носила больше рекламный характер для фирмы Opel – привлечь внимание.

Первый опыт Фрица с ракетостроением начался с установки на автомобиль двух твердотопливных ракет с черным порохом инженера-изобретателя Фридриха Вильгельма Зандера (Friedrich Wilhelm Sander). Шасси для столь необычного в те годы силового агрегата, использовалось от обычного автомобиля Opel Kleinwagen 4. Первый заезд оказался неудачным – ракеты не создали необходимого ускорения и автомобиль, окутанный клубами дыма, проехал со скоростью 5 км/ч всего 150 метров.

Через месяц, весной 1928 года построенная «машина-ракета» Opel-RAK 1 с двенадцатью ракетами Sander прошла открытые испытания. От обычного авто она отличалась небольшими антикрыльями на кузове. За рулем снова был инженер и автогонщик Opel Курт К. Фолькхарт, а все действие происходило на автотреке в городке Шенауерхофе. Хотя из 12 ракет 5 отказали, все ж удалось преодолеть отметку в 100 км/ч всего за восемь секунд на отрезке трассы длиной 1500 метров. Это был просто ничтожный результат даже для того времени: автомобили с ДВС уже научились разгонять до 300 км/ч (правда, на особых дорогах), но это раззадорило команду.

1.  Opel-RAK 1. Фото из открытого источника.
1. Opel-RAK 1. Фото из открытого источника.
2.  Opel-RAK 1. Фото из открытого источника.
2. Opel-RAK 1. Фото из открытого источника.

Упорный «Ракетен-Фритц» споро выпустил на дорогу модифицированную версию авто RAK 2, водрузив на нее в два раза больше ускорителей и украсив кузов стильными антикрыльями по бокам. На обычное шасси люксовой модели Opel 10/40 PS и специально изготовленный обтекаемый кузов поместили 24 твердотопливные ракеты, использующие 120 кг ракетного топлива. Каждое нажатие на педаль газа воспламеняло новую ракету. 23 мая 1928 года сам Фритц фон Опель продемонстрировал автомобиль Opel RAK 2 на автостраде Авус под Берлином. Эта версия разогналась до 238 км/час. Время заезда составило 24 секунды, за которые «машина-ракета» преодолела расстояние в 1800 метров. Скорость оказалась впечатляющей не только для публики, но и для самого фон Опеля – больше он никогда в жизни не садился за руль реактивных авто. RAK.2 не просто восхитил зрителей. Немецкий журнал Das Motorrad назвал его «первым практическим шагом к завоеванию космоса». После заезда Фритц объявил, что его следующая цель – ракетный самолет.

3.  Opel-RAK 2. Фото из открытого источника.
3. Opel-RAK 2. Фото из открытого источника.
4.  Opel-RAK 2. Фото из открытого источника.
4. Opel-RAK 2. Фото из открытого источника.
5.  Opel-RAK 2. Фото из открытого источника.
5. Opel-RAK 2. Фото из открытого источника.
6.  Opel-RAK 2. Фото из открытого источника.
6. Opel-RAK 2. Фото из открытого источника.

Мировой рекорд для рельсовых транспортных средств был установлен на RAK 3 23 июня 1928 года: ракетная мотриса развила максимальную скорость 256 км/ч на 5-километровом участке прямой дороги возле Ганновера, побив действовавший рекорд скорости на рельсах почти на 40 км/ч.

7.  Opel-RAK 3. Фото из открытого источника.
7. Opel-RAK 3. Фото из открытого источника.
8. Opel-RAK 3. Фото из открытого источника.
8. Opel-RAK 3. Фото из открытого источника.
9.  Opel-RAK 3. Фото из открытого источника.
9. Opel-RAK 3. Фото из открытого источника.
10.  Opel-RAK 3. Фото из открытого источника.
10. Opel-RAK 3. Фото из открытого источника.

Идея установки ракетных движителей распространилась и на популярные в те годы мотоциклы. 1 апреля 1929 г. Курт Фолькхарт на знаменитой гоночной трассе Nurburgring произвел испытания мотоцикла Duma с установленными тремя ракетами системы Зандера. Опыт оказался успешным, и 19 мая 1929 на мотоцикле Opel Motorclub SS с 14 ракетами другой гонщик Отто Люрс (Otto Luhrs) промчался перед изумленными зрителями.

11.  Opel Motorclub SS. Фото из открытого источника.
11. Opel Motorclub SS. Фото из открытого источника.

Помните начало фильма «Большие гонки» с Кертисом и Леманом? Там вполне точно передана атмосфера 10-20х годов 20го века. А «Ракетен-Фритц» в том же 1929 году проэкспериментировал и с ракетными самолетами … но это уже отдельная тема.

В общем, Wingfoot Express Уолта Арфонса, 1964 года, напичканный по уши самолетными твердотопливными ускорителями (изначально полтора десятка в заду, потом еще по 5 штук по бокам), разогнавшийся до 933 км/ч, о котором я упоминал в статье о рекордсменах скорости на суше, использовал совсем не новую идею. А о первых «машинах-ракетах» на жидком топливе в другой раз.

Удачи и изобретательности всем дочитавшим!

#авто #машина #ракета # Фритц Опель #RAK #изобретения

Авто
5,66 млн интересуются