Найти тему
Валерий Грачиков

Откуда и благодаря кому в Москве появился двухэтажный троллейбус и почему он потом пропал

Интересно, конечно, посмотреть на фотографии предвоенной Москвы, по центральным улицам которой одновременно едут телеги и двухэтажные троллейбусы. Очень эффектно смотрелось! А вы знаете, благодаря кому это все стало реальностью?!

Товарищу Сталину, тут же скажут его неугомонные поклонники. Ведь это репрессии надо поделить на всех, в них «не один вождь виноват, все было не так однозначно». А вот если что хорошее – то это благодаря «вождю всех народов», а то как же!

Так вот дорогие товарищи сталинисты, хочу вас огорчить. За троллейбусы, в том числе и двухэтажные надо сказать спасибо Хрущеву. Именно он, работая на тот момент вторым секретарем московского горкома, смог убедить сначала своего начальника Кагановича, потом директора ЗиС Лихачева, а потом и товарища Сталина в том, что Москве нужны троллейбусы. Не исключено, что в деле пробивания троллейбусов как общественного транспорта, ему пришлось пойти на хитрость напополам с лестью: первые советские троллейбусы, вышедшие на московские маршруты в 1933 году, назывались ЛК-1. «Лазарь Каганович – первый», ага. Ну не станешь же отменять общественный транспорт своего имени в самом деле. Так троллейбусы и остались на московских улицах, хоть Каганович их и не одобрял.

-2

Для Никиты Сергеевича троллейбусы стали почти что идеей фикс, примерно тем же, чем потом станет кукуруза. Правда, этот тот случай, когда такая настойчивость в продвижении понравившейся идеи пошла в пользу, а не во вред. Троллейбусы, по-моему, потом появились во всех крупных советских городах и даже на междугородних линиях. Это я по знаменитую троллейбусную линию Симферополь-Алушта-Ялта. Там и сейчас прокатиться на троллейбусе – милое дело!

Так вот в рамках этого активного освоения троллейбусного транспорта, Хрущев добился закупки в Англии двух двухэтажных троллейбусов, чтобы попробовать их в Москве. И если пойдет, то построить свои такие же.

В 1937 году в Москву приехал двухэтажный троллейбус English Electric. Троллейбусники подняли провода и провели ходовые испытания на московских улицах. Оказалось, что в целом эксплуатировать можно, но есть тонкости: например, важно следить за тем, сколько людей находится на втором этаже, там должно было находиться пассажиров не больше, чем число посадочных мест, так как иначе устойчивость троллейбуса не гарантировалась.

-3

Тем не менее, испытания прошли с положительными отзывами. Английские троллейбусы отогнали в Ярославль, где на их основе спроектировали троллейбус ЯТБ-3. Всего изготовили 10 двухэтажных троллейбусов, 26 июля 1938 года первые машины вышли на маршрут. От английских троллейбусов советские отличалась меньшей высотой потолка. Рослым дядям Степам, да и просто людям с ростом чуть выше среднего в ЯТБ-3 ездить было откровенно неудобно, так как на первом этаже от пола до потолка было всего 179,5 см, а на втором – 177. Считается, что это сделали из соображений безопасности, чтобы исключить опрокидывание.

-4

Эксплуатация показала, что смотрятся такие троллейбусы, конечно, эффектно, но вот в реальном деле в наших краях лучше два сочлененных вагона, а не вагон-на-вагоне. Кроме того, так как использование двухэтажных троллейбусов требовало более высокого размещения контактной линии, возникала проблема совместимости: одноэтажные троллейбусы по линиям, рассчитанным на двухэтажные, ездили с трудом, так как штанги постоянно соскакивали. А машины на линию выводить надо, вот только новых ЯТБ-3 после войны уже не делали. Последние два двухэтажных троллейбуса катались до 1953 года, после чего их отправили в утиль.

До нашего времени ни один такой троллейбус не сохранился. А жаль – очень интересная была машина!

------------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.