Найти тему

Анализ организационной культуры предприятия (на примере ООО "Клиника Академическая"). Диссертация по организационной культуре.

Оглавление

Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Концептуальные подходы к исследованию организационной культуры

1.2. Методические подходы к управлению развитием организационной культуры

1.3. Условия и особенности формирования и развития организационной культуры на современных предприятиях

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «КЛИНИКА АКАДЕМИЧЕСКАЯ»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Клиника Академическая»

2.2. Анализ системы управления персоналом и использования трудового потенциала в ООО «Клиника Академическая»

2.3 Диагностика современного состояния организационной культуры персонала в ООО «Клиника Академическая»

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «КЛИНИКА АКАДЕМИЧЕСКАЯ»

3.1 Система мероприятий по совершенствованию организационной культуры в ООО «Клиника Академическая»

3.2. Оценка социальной и экономической эффективности проекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования диссертации. На современном этапе развития рыночных отношений наблюдаются изменения соотношения между факторами конкурентоспособности бизнеса, в частности, происходит рост доли факторов, которые относятся к нематериальным активам организации. Эффективность функционирования рыночной среды зависит не только от законов, которые регулируют деятельность субъектов рынка и форм сотрудничества между ними, но и от степени их ответственности и морально-этических норм. Этические аспекты всех участников рыночной среды обусловливаются уровнем развития их культуры. Во взаимодействии между субъектами рынка проявляются главные элементы их организационных культур, и, вместе с тем, формируется новая специфическая форма организационной культуры рынка.

Трансформация российской экономики обусловливает качественные изменения в системе управления, требующие изменения подходов к выбору адекватного инструментария управления. Современный инструментарий менеджмента должен быть нацелен на укрепление инновационного потенциала предприятия, повышение его конкурентоспособности и адаптационных возможностей.

Поскольку в XXI в. главными факторами инновационного развития становятся знания и культура, то инструментарий менеджмента будет эффективным при условии его направления на организационную культуру, как элемент интеллектуального капитала, поскольку этот фактор способствует достижению конкурентных преимуществ в управлении и, в отличие от природных и финансовых ресурсов, является неисчерпаемым. Целенаправленное и эффективное управление развитием организационной культуры и ее элементов является одной из главных задач современного менеджмента. Потребность в управлении процессом формирования и развития организационной культуры предполагает как диагностику ее подсистем и элементов, так и эффективное планирование и реализацию соответствующих управленческих мероприятий.

Степень изученности темы. Основой современных научных представлений об организационной культуре стали труды зарубежных ученых Д. Аакера, М. Амстронга, П. Вейлла, Б. Карлоффа, Р. Коха, А. Кребера, Л. Маллинза, М. Мескона, Д. Ньюстрома, Г. Хакена, Э. Шейна и др.

С приходом рыночной экономики в Россию, исследования организационной культуры предприятия получили развитие и в отечественной науке. Различным аспектам управления организационной культурой предприятия посвящены работы Л.Ю. Авдеевой, А.К. Арутюнян, Д.Д. Атабаева, Б.Д. Бабаева, Т.Ю. Базаровой, В. Баранчева, М.И. Беляева, С. Варган, О.С. Виханского, Г.В. Воронцовой, Н.С. Гулиус, А. Н. Занковского, В.В. Козлова, С.В. Кузьминова, И.Е. Лазаревой, С.А. Липатова, А.А. Максименко, О.Ю. Миргородской, Н.Н. Моисеева, С.П. Мясоедова, И.В. Опейкина, Т.Н. Персиковой, И. Пригожина, А.А. Самарского, Ю.Г. Семенова, Л.Ф. Ситдиковой, И.В. Скрипичниковой, Е.А. Спасенниковой, В.А. Спивак, А.Г. Тимченко и др.

Цель и задачи исследования. Целью магистерской диссертации является исследование типологии организационной культуры (на примере ООО «Клиника Академическая») и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Достижение этой цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:

- изучить концептуальные подходы к исследованию организационной культуры;

- ознакомиться с методическими подходами к управлению развитием организационной культуры;

- выявить условия и особенности формирования и развития организационной культуры на современных предприятиях;

- составить организационно-экономическую характеристику ООО «Клиника Академическая»;

- проанализировать систему управления персоналом и использование трудового потенциала в ООО «Клиника Академическая»;

- провести диагностику современного состояния организационной культуры персонала в ООО «Клиника Академическая»;

- разработать систему мероприятий по совершенствованию организационной культуры в ООО «Клиника Академическая»;

- оценить социальную и экономическую эффективности проекта.

Объектом исследования являются процессы управления формированием и развитием организационной культуры современных предприятий как одного из основных факторов обеспечения их высокой конкурентоспособности.

Предметом исследования организационная культура ООО «Клиника Академическая».

Методы исследования. Методологической основой магистерской диссертации являются теоретические наработки отечественной и мировой экономической науки, концептуальные положения современной экономической теории, научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные исследованию проблем развития организационной культуры. В ходе написания научно-исследовательской работы использованы следующие методы познания:

- историко-логический, диалектический – для изучения концептуальных подходов к исследованию организационной культуры;

- классификационно-аналитический – для выяснения элементов организационной культуры предприятия;

- матричный метод и метод анализа иерархий – при оценке уровня организационной культуры предприятия;

- системный подход – при обосновании основных направлений формирования организационной культуры предприятия;

- математическая обработка данных социологических опросов персонала клиники проводились при помощи программы IBM SPSS Statistics Base 22.0.

Информационную базу магистерской диссертации составили: собранные, обработанные и обобщенные лично автором первичные материалы, характеризующие уровень организационной культуры ООО «Клиника Академическая».

Научная новизна полученных результатов. Научные результаты, полученные автором, заключаются в углублении теоретико-методических основ формирования и развитие организационной культуры на современных предприятиях. В процессе исследования получены результаты, которые содержат научную новизну, а именно:

- систематизация научных трактовок категории «организационная культура», позволила сформулировать авторской определение: «организационной культуры – это система взаимоотношений, сложившихся в организации на основе принятых ценностей, базовых представлений и норм поведения, необходимых для выполнения ее миссии».

- обосновано, что эффективное управление организационной культурой должно базироваться на основе учета концепции заинтересованных сторон (stakeholder concept) и обобщены функции организационной культуры для каждой группы стейкхолдеров.

- научно-методические положения по оптимизации мероприятий по управлению организационной культурой предприятия на основе метода расстановки приоритетов, в отличие от существующих методов, позволяет выбрать направления развития организационной культуры в соответствии с общей стратегии управления организацией.

Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1. Теоретические основы формирования и развития организационной культуры на современном предприятии

1.1 Концептуальные подходы к исследованию организационной культуры

Возникновение термина «культура» связывают с термином «пайдейя», что в Древней Греции означало «внутренняя культура» или «культура души». В латинских источниках впервые слово «De agri cultura» встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего 234-149 гг. до н.э. На дальнейшее семантическое наполнение термина повлияли М. Цицерон, С. Пуфендорф, И. Аделугн, И. Гердер и др.

Анализ современных исследований, посвященных различным аспектам культуры, показал огромный, неподдельный интерес к этому понятию. Американские ученые A.L. Kroeber и C. Kluckhohn подсчитали, что с 1871 г. по 1919 г. различными науками было дано семь определений культуры, с 1920 г. по 1950 г. их число возросло до 150, а на сегодняшний день насчитывается более 500 различных определений культуры[1].

Если провести типологию определений понятия «культура», которые основываются на различных методологических подходах, то главными из них будут:

- описательные определения, которые пытаются количественно охватить то, что охватывает культура;

- исторические определения, в которых акцент делается на процессе преемственности, традиции, трансляции культурного наследия от поколения к поколению;

- нормативные определения, ориентированные на определенные идеи, духовные практики;

- психологические определения, в которых акцент делается либо на процессе адаптации к среде существования, процессе обучения, или на формировании навыков;

- структурные определения, в которых доминируют структурные организации культуры;

- генетические определения, в которых культура определяется с позиций ее происхождения, генезиса.

Таким образом, подходы к изучению культуры, как социального явления, представлены двумя основными направлениями:

1) Философский подход, с позиций которого рассматривается сущность культуры, как универсального свойства общества. Ее определяющими факторами считают ценности. Недостатками такого подхода является то, что основное внимание исследователей уделялось духовному аспекту, но при этом, не охватывается материальная составляющая культуры;

2) Деятельностный подход, который позволил создать различные модели культуры, как целостной системы, выделяя такие приоритеты:

- видение культуры как процесса творческой деятельности, в рамках которого происходит не только духовное обогащение общества новыми ценностями, но и само творение человека как субъекта культурно-исторического процесса;

- рассмотрение культуры как специфического способа человеческой деятельности, обеспечивающего сохранение и воспроизводство цивилизации в условиях изменчивости окружающего мира;

- определение культуры как общественной практики, способа бытия человека.

Общей методологической базой деятельностного подхода выступает стремление объяснить культуру, исходя из сущности человеческой деятельности. Отличие заключается в том, что для одних исследователей культура – это способ человеческой деятельности, для других – особый вид творчества. Деятельностный подход выявляет всеобщие сущностные черты культуры как социальной реальности. Он также является методологической основой для исследования как локальных культур, так и исторически сложившихся типов культуры.

Деятельностный подход к анализу культуры позволяет понять ее как способ воспроизведения, регуляции, сохранения в будущем, а также дальнейшего развития социально-экономической сферы жизнедеятельности субъекта. Именно благодаря деятельностному подходу, культура является своеобразным координационно-воспроизводственным принципом связи субъекта с миром и способом его вхождения в общественную жизнь. Культура творится человеком и она сама творит человека, т.е. культура является своеобразным внутренним субъективно-творческим актом[2].

1.3. Условия и особенности формирования и развития организационной культуры на современных предприятиях

На сегодняшний день, значимым вопросом становится способность предприятий выстраивать цивилизованные отношения с кругом заинтересованных сторон (стейкхолдеров) на основе соблюдения международных стандартов.

Именно поэтому с учетом системных взаимосвязей между всеми звеньями управленческого процесса и авторского понимания природы организационной культуры формирование и эффективное управление организационной культурой должно базироваться на основе учета концепции заинтересованных сторон (stakeholder concept).

Представим структуру организационной культуры в виде модели для описания стратегии управления предприятием, в которой отражены составляющие организационной культуры и соответствующие подходы к управлению ею, направленные на формирование ценностей и обеспечение на этой основе реализации миссии предприятия на основе учета интересов стейкхолдеров. При этом, выбор подхода к управление организационной культурой и ее составляющими на предприятии будет зависеть от того, какую стратегию управления выбирает предприятие в процессе формулировки миссии (стоимостно-ориентированную, клиенто-ориентированную или ценностно-ориентированную).

В основу stakeholder concept положена модель стратегического управления, которая интегрирует ресурсный и отраслевой подходы, а также включает часто противоречивые элементы социальной среды, путем добавления к стратегии и структуры такого элемента, как организационная культура.

С точки зрения вышеизложенного нами предложена концептуальная модель определения стратегии управления предприятием на основе учета интересов стейкхолдеров (рис. 1.4).

-2

2.2. Анализ системы управления персоналом и использования трудового потенциала в ООО «Клиника Академическая»

В своей работе ООО «Клиника Академическая» руководствуется действующим законодательством РФ, Трудовым Кодексом РФ Уставом организации, локально-нормативными актами, приказами главного врача.

Кадровая политика в ООО «Клиника Академическая» представлена отделом кадров, состоящим начальника и двух, непосредственно подчиняющихся ему, специалистов. На рис. 2.7 схематично показаны функции отдела кадров ООО «Клиника Академическая».

-3

2.3 Диагностика современного состояния организационной культуры персонала в ООО «Клиника Академическая»

В целях проведения диагностики организационной культуры ООО «Клиника Академическая», мы использовали социологические методы исследования (интервьюирование, тестирование), «полевые» методы изучения ситуации путем реального погружения, изучили действующую нормативно-методическую документацию, процедуру работы с персоналом, ознакомились со сложившимися в организации правилами, традициями, церемониями и ритуалами.

Выборка опрашиваемых составила 35 чел. по 7 чел. от каждой категории персонала. Для начала мы определили стиль руководства в ООО «Клиника Академическая». Мы воспользовались опросником «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки»[1] (см. прил. Г).

Расчеты степени выраженности стиля руководства в ООО «Клиника Академическая» проводились при помощи программы IBM SPSS Statistics Base 22.0, результаты расчета представлены в табл. 2.14 (см. прил. Д).

Анализируя табл. 2.14, мы видим, что большинство сотрудников ООО «Клиника Академическая» – 16 чел. (40,0%) предпочитают авторитарный стиль руководства в организации, где явно выражена централизация власти, строгая служебная иерархия, тотальный контроль над сотрудниками. Несомненно, этот стиль отрицательно влияет на психологический климат в коллективе, ведет к снижению инициативы и личной ответственности сотрудников.

Как можно видеть из табл. 2.15 (см. прил. Д), авторитарный стиль руководства в клинике из числа опрошенных предпочитают: 6 женщин и 10 мужчин, из которых 1 чел. в возрасте от 21 до 30 лет, 7 чел. в возрасте от 31 до 40 лет, 6 чел. в возрасте от 41 до 50 лет и 2 чел. в возрасте от 51 до 60 лет. Среди опрошенных более всего авторитарный стиль управления, более всего выражен у сотрудников ООО «Клиника Академическая», имеющих стаж от 11 до 15 лет, особенно из категории «руководители».

Эмпирическое исследование организационной культуры ООО «Клиника Академическая» (N = 35 чел.) проводилось нами по методика Д. Денисона (см. прил. Д). Данная модель и анкета организационной культуры появилась в результе 15 лет исследований доктора Д. Дэнисона – профессора организационного развития в IMD, Международном Институте Развития Управления в Лозанне, Швейцария. Модель легла в основу двух диагностических обследований – организационной культуры и развития лидерства, – проведенных доктором Д. Дэнисоном и В. Нилом. Результаты этих обследований сейчас используются более чем в 1200 организациях по всему миру. Дэнисон изучал корреляцию между определенными чертами организационной культуры и организационной эффективностью. Рассматриваемые черты организационной культуры:

Подберем и оформим материал к таким работам как: курсовая, дипломная работа, диссертация. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Сопровождение до полной защиты.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

-4

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. 13 цитат об обслуживании клиентов, которые вас вдохновят // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://new-retail.ru/marketing/13_tsitat_ob_obsluzhivanii_klientov_kotorye_vas_vdokhnovyat9196/

2. Kroeber A.L. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions / A.L. Kroeber, C. Kluckhohn. – N.-Y.: Random House, 1967. – 223 p.

3. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nashol.com/201010014954/strategicheskoe-rinochnoe-upravlenie-aaker-d.html

4. Авдеева Л.Ю. Организационная культура как фактор социальной консолидации в предпринимательском секторе / Л.Ю. Авдеева, Г.В. Засядьвовк // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы. 2018. С. 258-263.

5. Аверина Т.А Внедрение проектного офиса и его влияние на корпоративную культуру организации / Т.А. Аверина, Ю.С. Аксенова // Экономика и менеджмент систем управления. 2017. Т. 25. № 3-1. С. 104-110.

6. Азгальдов Г.Г. Определение значений коэффициентов важности / Г.Г. Азгальдов // Методы менеджмента качества. 2000. – № 2. С. 28-32.

7. Алексеев H.A. Планирование и контроль в управлении больницей / Н.А. Алексеев // Здравоохранение Российской Федерации. 2001. – № 3. С. 32-34.

8. Андреева О. Контроль, который важен для всех / О. Андреева // Медицинская газета, 2003, № 19.

9. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. – Питер, 2008. – 848 с

10. Арутюнян А.К. О понятии термина «организационная культура» / А.К. Арутюнян, А.В. Черепанов // Современный взгляд на будущее управленческой науки. 2018. С. 15-17.

11. Атабаев Д.Д. К вопросу об особенностях управления организационной культурой предприятий / Д.Д. Атабаев // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. 2018. № 1. С. 120-125.

12. Бабаев Б.Д. Концептуальные подходы к организационной (корпоративной) культуре / Б.Д. Бабаев, О.С. Романова // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2018. № 14 (30). С. 44-47.

13. Бадулина А.В. Корпоративная культура как средство развития потенциала организации / А.В. Бадулина, В.П. Медведев // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 8. С. 92-106.

14. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов. / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Академия, 2015. – 320 с.

15. Баранчев В. и др. Влияние инновационной культуры на адаптацию предприятий к рыночным условиям / В. Баранчев, А. Гречкин, А. Рузанский, А. Степанов // Наука и промышленность России. – 2002. – №10. – С. 25-36.

16. Беляева М.И. Корпоративная культура вуза как ресурс организационного развития / М.И. Беляев // Alma mater = Вестн. высш. школы. – 2011. – №4. – С.45-48.

17. Бокерия Л.А. и др. Современные аспекты эффективного управления медицинским учреждением / Л.А. Бокерия, И.Н. Ступаков, И.В. Самородская // Экономика здравоохранения. 2002. – № 9-10. С. 5-7.

18. Варган С. Корпоративная этика: больше, чем просто этика / С. Варган // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.luxemag.ru/etiquette/6503.html

19. Вейлл П.Д. Искусство менеджмента. Новые идеи для света хаотических изменений / П.Д. Вейлл. – М.: Новости, 1993. – 245 c.

20. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. – 656 с.

21. Волошин Ю.Ю. К понятиям «организационная культура» и «корпоративная культура» / Ю.Ю. Волошин // Молодой ученый. 2017. № 35 (169). С. 29-35.

22. Воронцова Г.В. Организационная культура как фактор эффективности деятельности предприятия / Г.В. Воронцова, А.С. Пегина // Современные вызовы и реалии экономического развития россии. 2018. С. 382-383.

23. Гайдаров Г.М. и др. Дифференцированная оплата труда медицинских работников в зависимостиот объема и качества работы / Г.М. Гайдаров, Е.Н.Смирнов, И.С. Кицул и др. – М.: МЦФЭР, 2000. 160 с.

24. Гаспаров Г.Э. Зарубежный опыт управления корпоративной культурой / Г.Э. Гаспаров, С.Н. Угримова // Экономика и управление: современные тенденции материалы IV Международной студенческой научно-практической конференции, в 2-х частях. 2017. С. 31-34.

25. Герасимов Б.Н. Развитие процесса управления корпоративной культурой / Б.Н. Герасимов // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 6. С. 24-31.

26. Грачева Р.О. К продуктивному образовательному процессу через корпоративную культуру / Р.О. Грачева // Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов. 2017. С. 174-177.

27. Греков Н.Г. Критерии оценки затрат труда в сестринском деле / Н.Г. Греков //Медицинская сестра. 2000. – № 3. С. 40-41.

28. Греков Н.Г. Сестринские манипуляции в многопрофильном стационаре: трудоемкость, затраты времени / Н.Г. Греков // Медицинская сестра. – 2000. – № 6. С.12-13.

29. Гулиус Н.С. и др. Управление организационной культурой и работа с командами / Н.С. Гулиус, М.О. Шепель, А.В. Васильев, Е.В. Медведева // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 2 (114). С. 34-44.

30. Евланов О.Л. и др. Теория управления медицинской службой: становление и развитие / О.Л. Евланов, О.С. Лобастов, С.В. Кобышев // Военно-медицинский журнал. – 2002. №3. С. 4-10.

31. Занковский А. Н. Организационная культура. Организационная психология / А. Н. Занковский. – М.: Флинта, 2003. – 647 с.

32. Ильиных С.А. Инновации в корпоративной культуре / С.А. Ильиных // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. 2017. С. 227-229.

33. Ильич О.А. Влияние институциональной системы на корпоративную культуру организации / О.А. Ильич // Инновационные процессы и корпоративное управление. 2017. С. 93-95.

34. Карлофф Б. Деловая стратегия: Пер. с анг. / Науч. ред. В.А. Приписнов. – М.: Экономика, 1991. – 239 с.

35. Кашапов М. М. Акмеология: учебное пособие / М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20110510.pdf

36. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я.Кибанова. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 695 с.

37. Князькова Л.А. Методы и особенности управления корпоративной культурой на различных стадиях развития организации / Л.А. Князькова // Традиционное, современное и переходное в условиях модернизации российского общества. 2017. С. 65-67.

38. Коваленко И.В. Социально-психологические условия в коллективе и их влияние на корпоративную культуру / И.В. Коваленко // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2017. № 1. С. 239-243.

39. Козлов В.В. Организационная культура и восприятие индивидом группы / В.В. Козлов, С.А. Трифонова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 24. С. 58-72.

40. Коробкина М.А. Повышение эффективности деятельности компании через развитие корпоративных стандартов в организационной культуре / М.А. Коробкина, М.В. Кривошеева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2017. № 5. С. 85-86.

41. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я / Р. Кох // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://log-in.ru/books/menedzhment-i-finansy-ot-a-do-ya-richard-kokh-encsiklopedii/

42. Крейг Р. Психология развития / Г. Крейг // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isidor.ru/author/3987/books/11546/kreyg_g/psihologiya_razvitiya

43. Кузьминов С.В. Управление корпоративной культурой организации с учету национальных факторов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.э.н. – Москва, 2003 -26 с.

44. Лазарева И.Е. Организационная культура как фактор успешного развития предприятия / И.Е. Лазарева // Общественные и экономические науки. 2018. С. 58-62.

45. Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики / С.А. Липатов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://masters.donntu.org/2011/iem/yavorskaya/library/article2.htm

46. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологические описания: учеб. пособие / А. А. Максименко. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. – 157 с.

47. Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение / Л. Маллинз // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dps.smrtlc.ru/Metod_K_Pr_2/L_Mullins.htm; Мескон М. и др. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2017. – 672 с.

48. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/docs/maslow_motivation_and_personality.pdf

49. Маточка Д.Ю. Влияние глобализации на корпоративную культуру и связи в коллективе / Д.Ю. Маточка // Молодежь и научно-технический прогресс. 2017. С. 395-397.

50. Миргородская О.Ю. Управление организационной культурой / О.Ю. Миргородская, А.П. Лазуткин // Перспективы развития науки и образования. 2018. С. 335-340.

51. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм и самоорганизация / Н.Н. Моисеев // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecolife.ru/jornal/echo/2003-2-1.shtml

52. Монгуш Ч.М. Корпоративная культура и факторы ее определяющие / Ч.М. Монгуш, О.А. Шкурко // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. 2017. С. 472-475.

53. Мясоедов, С.П. Управление бизнесом в различных деловых культурах / С.П. Мясоедов. – М.: Вершина, 2009. – 315 с.

54. Несмеянова Р.К. Субъективное представление о корпоративной культуре и организационная идентификация: особенности взаимосвязи / Р.К. Несмеянова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 1. С. 88-104.

55. Ньюстром Д.В. Основы организационного поведения / Д.В. Ньюстром, К. Дейвис // [Электронный ресмурс]. – Режим доступа: https://ru.scribd.com/document//8775126/Ньюстром-Д-Дэвис-К-Основы-организационного-поведения-NoRestriction

56. Опейкин И.В. Организационная культура как основа стратегических изменений в современной организации / И.В. Опейкин // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. 2018. С. 106-111.

57. Остапенко А.В. Влияние национальной специфики на корпоративную культуру: взгляд со стороны математического моделирования / А.В. Остапенко // Инновационные процессы и корпоративное управление. 2017. С. 202-207.

58. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: уч. пособие / Т.Н. Персикова. – М.: Логос, 2007. – 224 с.

59. Плеханова О.В. Как мотивировать персонал соблюдать корпоративную культуру / О.В. Плеханова // Научно-практические проблемы и направления их решения в области высоких технологий. 2017. С. 111-114.

60. Пригожин И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 431 с.

61. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, А. Ю. Пряжникова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://umc38.ru/wp-content/uploads/2016/02/N.S.-Pryazhnikov.-Psihologiya-truda.pdf

62. Роджерс К. Клиент-центрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии / К. Роджерс // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://carl-rogers.ru/articles/86-carl-rogers-client-centered-person-centered-

63. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологи / С. Л. Рубинштейн // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://

anko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn%3Dosnovu_obzhey_py

64. Румянцева И.А. Ценности поколений в корпоративной культуре российских компаний / И.А. Румянцева // Актуальные проблемы управления-2017. С. 97-100.

65. Самарский А.А. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры / А.А. Самарский, А.П. Михайлов – М.: Физматлит, 2005 – 320 с.