Найти тему

Система стратегического управления организацией (на примере ООО "Клиника Академическая"). Дипломная работа по стратегическому управлению.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия

1.1 Сущность стратегического управления и его объекты

1.2 Характеристика и основные принципы стратегического управления

1.3 Методы формирования стратегии организации. Оценка выбранной стратегии

Глава 2. Анализ деятельности и системы стратегического управления ООО «Клиника Академическая»

2.1 Организационно-управленческая характеристика ООО «Клиника Академическая»

2.2 Основные технико-экономические показатели ООО «Клиника Академическая»

2.3 Особенности формирования стратегии деятельности ООО «Клиника Академическая»

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию стратегии деятельности ООО «Клиника Академическая»

3.1 Мероприятия по совершенствованию стратегии деятельности ООО «Клиника Академическая»

3.3 Обоснование эффективности основных мероприятий стратегии деятельности ООО «Клиника Академическая»

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение

Стратегическое управление - курсовые, дипломные работы. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

Введение

Актуальность темы исследования. Трансформация рыночных и экономических условий хозяйствования, в которых функционируют современные предприятия сказывается на необходимости решения принципиально новых проблем, в основе которых - поиск адекватных методов и способов достижения и удержания конкурентных позиций, разработка стратегии и тактики обеспечения долгосрочного успеха.

Сегодня экономический успех предприятия зависит от того, насколько менеджеры заботятся о стратегическом будущем своего бизнеса. Поэтому одной из главных составляющих успеха современных высокодоходных предприятий является эффективное использование стратегического управления. В современных сложных условиях ведения бизнеса, стратегия развития предприятия – это один из главных факторов управления любой организацией. Именно она имеет способность предоставить и обеспечить стабильное экономическое развитие предприятия, увеличить уровень его конкурентоспособности.

Развитие российских предприятий происходит в сложных условиях нестабильной экономики. Существенное негативное влияние на функционирование предприятий всех отраслей осуществляет внутренняя и внешняя политическая ситуация, невозможность из-за финансовых проблем применять новую технику и технологии, а также значительная международная конкуренция. Выжить и успешно развиваться в таких условиях могут только те организации и предприятия, которые смогли разработать эффективную стратегию.

В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях, но, тем не менее, постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегии, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.

Именно поэтому особую актуальность приобретает проблема формирования стратегии развития предприятия, которая предоставит возможность не только улучшить функционирование самого предприятия, но и стабилизировать экономику страны в целом.

Вопросами стратегического управления на предприятиях занимаются многие научно-исследовательские организации, ученые и специалисты-практики как в России, так и за рубежом.

Теоретической базой выпускной квалификационной работы послужили труды таких авторов, как: Аакер Д., Азоев Г.Л., Ансофф И., Ануфриев О.В., Белова С.К., Бочаров В.В., Булгаков Д.М., Виханский О.С., Голубков Е.П., Горемыкин В.А., Гроув С.Э., Гусев Ю.В., Дойль П., Дуров А.П., Зайцев Л.Г., Калашников А.Ю., Карлоф Б., Клейнер Г.Б., Кныш М.И., Котлер Ф., Кунаев Л.И., Мескон М.Х., Найденов Ю.С., и др.

Учитывая существенный вклад вышеперечисленных авторов для развития теории стратегического менеджмента, необходимо отметить, что каждое предприятие уникально и изученные методы формирования стратегии являются основными принципами, но не конкретным руководством к действию.

Необходимость систематизации и углубления научных подходов, направленных на разработку стратегии организации, обуславливает актуальность выбранной темы исследования, определяет цель, задачи и структуру выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа посвящена оценке и совершенствованию стратегического управления на предприятиии.

Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в теоретическом обосновании и разработке практических рекомендаций по формированию стратегии деятельности организации (на примере ООО «Клиника Академическая»).

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- изучить сущность стратегического управления и его объекты;

- рассмотреть характеристику и основные принципы стратегического управления;

- проанализировать методы формирования стратегии организации и изучить оценку выбранной стратегии;

- дать организационно-управленческую характеристику ООО «Клиника Академическая»;

- проанализировать технико-экономические показатели деятельности ООО «Клиника Академическая» ;

- раскрыть особенности формирования стратегии развития деятельности ООО «Клиника Академическая»;

- разработать мероприятия по совершенствованию стратегии деятельности ООО «Клиника Академическая»;

- обосновать эффективность предлагаемых мероприятий по совершенствованию стратегии деятельности ООО «Клиника Академическая».

Объектом исследования является процесс разработки стратегии в ООО «Клиника Академическая».

Предметом исследования выступают взаимоотношения управленческих и экономических решений в процессе формирования стратегии организации

Теоретико-методическая основа. Теоретической и методологической основами исследования явились работы российских и зарубежных ученых, занимающихся вопросами стратегического управления; материалы периодических изданий, публикации в сети Интернет. Для решения поставленных в работе задач использовались системный, структурно-функциональный подходы, экономико-статистические методы, специальные методы социологического исследования, табличные и графические методы визуализации результатов исследования.

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия

1.1 Сущность стратегического управления и его объекты

В отечественной и зарубежной литературе предлагается множество трактовок понятия «стратегия» применяемого в рамках описания экономических взаимоотношений субъектов хозяйственной деятельности. Исследователи и практики хозяйственной деятельности предприятия часто используют понятие «стратегия» по–разному, полагая, что это общий термин, не нуждающийся в специальном определении, хотя его содержательная составляющая, как правило, предполагает некие различия. Такое отношение ведет к путанице, подмене смысловых содержаний. Каждый исследователь считает, что его вариант дефиниции наиболее верный. Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание стратегического управления.

Р.А. Фатхутдинов определяет стратегию как программу, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности. Ф. Котлер определяет понятие «стратегия» как план по достижению ориентиров развития стратегической бизнес единиц. И. Ансофф определяет «стратегию» как «...набор правил для принятия решения, которыми организация руководствуется в своей деятельности». В работе Клейнера Г.Б. под «стратегией» понимается «...конкретизация пути развития предприятия исходя из динамики внешней среды посредством формулирования долгосрочных целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективу».

«Стратегия» представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

Е.П. Голубков определяет стратегию как совокупность убеждений, разделяемых сотрудниками организации, но касающихся того, как наилучшим образом достигнуть цели организации.

Основными элементами всех этих определений являются: планирование, разработка правил, достижение целей, стратегические решения, объединив их, сформулируем наиболее полное понятие «стратегия».

Стратегия – это всесторонний комплексный план достижения целей предприятия в области взаимодействия со своим окружением, с учетом текущего состояния предприятия и его ресурсного потенциала, факторов внешнего окружения.

Таким образом, воссоединяя все возможные определения стратегии, получаем следующую формулировку: стратегия представляет собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального использования ресурсов экономической системы. Цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность.

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60–70–х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического уп­равления нашла отражение в работах таких авторов, как Ансоф (1972), Шендел и Хаттен (1972), Ирвин (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущ­ность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим об­разом и своевременно реагировать на происходящие в нем изме­нения.

На рубеже 80-х годов, об­наружив неспособность своих менеджеров справиться с нарастающими трудно­стями во внешней среде в самый затяжной за весь послевоенный период эконо­мический кризис, американские корпорации столкнулись с кризисом управляе­мости своих хозяйственных систем. Поиски выхода из него осуществлялись не только на путях повышения квалификации управленческих кадров, но и за счет перехода к новой «управленческой парадигме», под которой понимается систе­ма взглядов, вытекающих из основополагающих идей научных результатов ряда крупных ученых и определяющих стержень мышления основной массы исследователей и менеджеров–практиков.

Суть «новой парадигмы» состоит в определенном отходе от управленче­ского рационализма, от начального убеждения, что успех предприятия опреде­ляется, прежде всего, рациональной организацией производства, снижением из­держек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, повышением производительности труда и эффективности использования всех видов ресурсов.

В рамках «новой парадигмы» особенно важное значение придается факто­рам организационной культуры – установившимся в организации ценностям, индивидуальным и групповым нормам поведения, установкам, типам взаимо­действий и т.д.

Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбран­ных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимо­отношений с окружением посредством распределения ресур­сов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществле­ния миссии организации посредством управления взаимодейст­вием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определе­ний, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.

Таблица 1.

Сравнение оперативного и стратегического управления

-2

1.3 Методы формирования стратегии организации. Оценка выбранной стратегии

Современные стратегии основываются на регулярном учете условий, в которых работает определенное промышленное предприятие, на осознании задач, стоящих перед ним, что способствует возникновению самых разнообразных проектов развития, которые, в свою очередь, обусловливают выбор такого варианта стратегии развития, который обеспечит стабильность предприятия и, удовлетворяющие требованиям, экономические результаты.

Прежде всего, нужно отметить, что разработка стратегии – итеративный процесс. Как правило, невозможно выработать оптимальную стратегию во всех деталях в определенный промежуток времени. Но к оптимальной стратегии можно приближаться, последовательно повторяя все этапы от начала до конца. Каждая такая итерация дает новое понимание, позволяет уточнить и скорректи­ровать ранее сделанные предположения и постулаты. Из этого следует, что раз­работкой стратегии нужно заниматься на регулярной основе.

Участвующие в формировании стратегии видят ее и стоящие перед пред­приятием проблемы с различных точек зрения: экономико-финансовой и произ­водственной, рыночной, социальной и политической.

Первая точка зрения имеет дело с экономико-финансовой и произ­водственной стратегиями; вторая - с нишей на рынке, которую занимает пред­приятие; третья - с реализацией возможностей коллектива; четвертая – с реа­лизацией интересов влиятельных лиц организации.

Говорить о существовании в компании формализованной стратегии можно при наличии следующих документов:

- Миссия;

- Видение;

- Система стратегических целей;

- Стратегический план.

Миссия – это краткий текст, определяющий «предназначение» компании. Она должна отвечать на вопросы: «Что ценного мы создаем для общества, стра­ны, человечества?» или «Что мы хотим изменить в окружающем мире?».

Миссия (основной замысел) и предпринимательская философия необходи­мы для установления стратегических целей фирмы, а также для завоевания до­верия потребителей и остальных контактных групп, чтобы не вызывать кон­фликта их интересов.

-3

2.3 Особенности формирования стратегии деятельности ООО «Клиника Академическая»

Стратегическое управление основывается на анализе внешней и внутренней среды, что будет служить условием для последующего этапа формирования стратегии развития деятельности фирмы.

Изучив особенности внутренней среды организации, а именно: системы контроля и управления, организационной структуры, финансово-экономических показателей деятельности, следует более подробно рассмотреть элементы внешней среды ООО «Клиника Академическая» - потребителей, поставщиков и конкурентов.

Для изучения потребителей в качестве инструмента сбора первичной информации было разработано две анкеты для клиентов ООО «Клиника Академическая», первая из которых предназначалась для определения качественных параметров самих посетителей, а вторая - для определения качественных параметров клиники. Опросные листы приводятся в прил. 1 и 2.

В целом было проведено выборочное анкетирование 50 человек. Следует заметить, что с увеличением объема выборки вероятность искажений уменьшается и погрешностью выборки можно пренебрегать.

Далее собранная первичная информация была подвергнута тщательному анализу, и для наглядности согласно полученным данным составлен ряд графических иллюстраций.

Исследование структуры потребителей на основе демографических факторов выявило следующую картину (рис. 7):

-4
-5

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию стратегии деятельности ООО «Клиника Академическая»

3.1 Мероприятия по совершенствованию стратегии деятельности ООО «Клиника Академическая»

В стратегическом управлении ООО «Клиника Академическая» отсутствуют многие этапы, не разработан инструментарий анализа, поэтому данная процедура и не увеличивает эффективность принятия решений. На предприятии существует этап постановки целей, но это не подкреплено анализом имеющейся ситуации, развития рынка медицинских услуг г. Волгограда, а так же не проводится планомерных мероприятий по внедрению изменений на предприятии и осуществления контроля над ними. Исходя из миссии и целей, была выбрана оптимальная для предприятия функциональная стратегия, комплекс мероприятий по совершенствованию которой, позволит добиться намеченного результата.

Стратегия развития ООО «Клиника Академическая» заключается в увеличении своей доли на рынке медицинских услуг г. Волгограда (до 20%) и повышении рентабельности бизнеса за счет улучшения операционной эффективности (см. рис. 11).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СП: Питер, 2012. – С. 103.

2. Азарова С.П., Фирсова И.А. Формирование стратегии устойчивого развития предприятия на основе системы сбалансированных показателей. // Ак-туальные проблемы экономики и менеджмента предприятий сервиса и иннова-ционные механизмы их решения: сб. ст. междунар. заоч. науч.–практ. конф. / Тольятти: Изд–во ПВГУС, 2011. – С. 54–57.

3. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. – М.: ИНФРА–М, 2010. – 256 с.

4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ./ Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Издательство «Питер», 2008. – 416 с.

5. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер.с англ./ Науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Еменко – М.: Экономика, 2003. – 512 с.

6. Ануфриев О. В. Рынок услуг и его конкурентоспособность в совре-менных условиях // Наука – промышленности и сервису : сб. ст. Второй науч.–практ. конф. Ч. / Тольяттинский гос. ун–т сервиса. – Тольятти: Изд–во ТГУС, 2008. – С. 83–86.

7. Ануфриев О.В. Рынок услуг и его конкурентоспособность в совре-менных условиях // Наука – промышленности и сервису : сб. ст. Второй науч.–практ. конф. Ч. / Тольяттинский гос. ун–т сервиса. – Тольятти: Изд–во ТГУС, 2008. – С. 83.

8. Белова С.К. Проектирование гостиничных и ресторанных предпри-ятий. Учебное пособие. – М.: Компания Спутник+, – 2008. – 112 с.

9. Бочаров В.В. Финансовый анализ. – СПб: Питер, 2010. – С. 42.

10. Бугаков Д.М. Организационно–экономические особенности функционирования предпринимательских структур сервисного типа. – Тамбов: Изд–во ТРОО «Бизнес–Наука–Общество», 2011. – 93 с.

11. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса. - М.: Проспект, 2011. - 357 с.

12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учеб. для вузов. – М.: Экономистъ, 2006. – 669 с.

13. Главчева С. И. Внедрение информационных технологий при произ-водстве кулинарной продукции на предприятиях общественного питания. – Но-восибирск, 2008. – С. 355–357.

14. Гнедых, Н.Н. Создание стратегически ориентированной системы управления услугами предприятия: монография / Н. Н. Гнедых // Красн. гос. унив–т. – Красноярск, 2006. – С. 10–21.

15. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2010. – 461 с.

16. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предприниматель-ской деятельности. – М.: ИНФРА–М, 2009. – С. 104.

17. Гроув С. Эндрю Высокоэффективный менеджмент – М.: Инфра–М, 2001. – С. 62.

18. Грязнова А. Г., Федотова М. А. Оценка бизнеса. - М.: Финансы и статистика, 2011. – 405 с.

19. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятия. – СПб.: Питер, 2012. – 160 с.

20. Давыдович А.Р. Качество обслуживания и сохранение постоянных клиентов на предприятиях питания // Проблемы устойчивого развития регионов рекреационной специализации. Материалы научно–практической конференции. – Сочи: РИО СНИЦ РАН, 2008. – 40–41.

21. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика: Пер. с англ./ Под ред. Ю.Н. Ратушного. В 2–х т. – М.: Мир, Колосс, 2012. – 760 с.

22. Дурович А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов. – М.: Новое зна-ние, 2012. – 632 с.

23. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. – М.: Экономистъ. – 2012. – 304 с.

24. Индустрия производства настроения // National Business, 2012, № 1. – С. 38–40.

25. Йогансен Н. Бизнес, вскормленный молоком // Итоги, 03.02.2012.

26. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ./ Науч. ред. и авт. по-слесл. В.А. Приписнов. – М.: Экономика, 2010. – 239 с.

27. Клейнер Г.Б. Стратегии бизнеса. – М.: Арт–Пресс, 2011. – 496 с.

28. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. – СПб.: Ладога, 2011. – 284 с.

29. Коваленко Е.И. Концептуальные подходы к формированию страте-гии предприятия. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2009. – 211 с.

30. Колбина Л. Лягушки в молоке // «Эксперт», 01.03.2012.

31. Котельникова, А.В. Теоретико-методологические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий // http://www.dp.ru/

32. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2010. – 736 с.

33. Кунаев Л.И. Стратегический менеджмент. – М.: МГУК, 2008. – 80 с.

34. Маркетинг / Под ред. А.Н. Романова, М.: Банки и биржи. 2009. – 560 с.

35. Мескон М.Х., Альберт М.. Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 2008. – 627 с.

36. Оленев Л.А. Особенности применения информационных техноло-гий в управлении предприятиями // Вестник университета (Государственный университет управления) – М.: ГУУ, 2010, № 15. – С. 37–42.

37. Отраслевые обзоры. Группа ИНЭК, 2012 г.

38. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Вильямс, 2010. – 592 с.

39. Проскурина З.Б. Выбор приоритетных направления развития предприятий // Микроэкономика, 2009, №3. – С. 88.

40. Рождественская Л. Н. Использование экономической диагностики в стратегическом управлении // Российское педпринимательство. – 2011. – №8(1). – С. 148–154.

41. Рудаков М. Н. Стратегический менеджмент. // ЭКО, – 2011. – №11.

42. Рябова Т.Ф. Основные принципы стратегического планировании в современных условиях // М.: ИЭ РАН, 2009. – С. 56–57.

43. Стратегическое планирование. Учебник / Под ред. Э. А. Уткина. – М: Экмос, 2008. – С. 33.

44. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. А.Г. Грандберга, В.И. Данилова–Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева. – М.: Экономика, 2012. – 413 с.

45. Томпсон–мл. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. – М.: Вильямс, 2012. – 928 с.

46. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. – М.: ЮНИТИ–Дана, 2010. – 640с.

47. Фишмен Дж., Пратт Ш. П., Гриффит К., Уилсон К. Руководство по оценке стоимости бизнеса. - М.: ЗАО «Кванто-консалтинг», 2012. – 390 с.