Бывало у Вас так, что пришедший на урок класс или ребенок на индивидуальном занятии сидят явно без желания работать? Причины здесь бывают разные: выполненные контрольные, сложный урок, личные неприятности, а может, просто предпраздничный день. Что делать? Вариант первый – по Салтыкову-Щедрину: «У меня программа! Выполняем во что бы то ни стало!» Так и слышится щедринское: «Запор-рю!..Не потер-рплю!» Результат – доверие разрушено, вас тихо ненавидят. А может быть, и не тихо… Вариант второй – по Белоснежке: «Ах, вы бедные-несчастные! Ну ладно, просто посидите спокойно. А урок… как-нибудь потом». Тот случай, когда добрый учитель становится «добреньким» (Так наш директор Валентина Алексеевна всегда называет учителей, идущих на поводу у своих же учеников). Вариант третий – «топорный»! Открыла его для себя случайно. Точнее, как-то само пришло. Итак, учитель в классе. Дети тоже. Они не ушли, не выдумали себе болячки, не стали просить отпустить их. Задумайтесь: значит, они выражают готовность работать, верят, что Вы сможете выстроить урок так, чтобы он состоялся. Это вызов вашему мастерству! Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Итак, вспоминаем сюжет сказки «Каша из топора». Скупая старуха не хотела покормить солдата, ссылаясь на отсутствие продуктов. Не знаю почему, но это мне напомнило детей, которые не хотят поделиться со мной, учителем, своими умениями, знаниями, рабочим настроем – в общем, результатом. -Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор. - Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора. Говорю детям так: «Ладно, давайте сделаем сегодня вот что…» (по-честному в голове перестраиваю урок, половиня объем работы и выбирая самое интересное из заготовленного). «Справимся?» В ответ кряхтение и мычание. Тетради открываются – дети оживляются))) Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал. - Ну, как? - спрашивает старуха. - Скоро будет готова, - солдат отвечает, - жаль вот только, что посолить нечем «Вот это оперативность! Неожиданно и приятно)))!» - не скупимся на заслуженную похвалу, поддерживаем желание работать дальше, пока не растратился задор успеха. После первого этапа предлагаем «ещё чуть-чуть, ведь мы успели гораздо быстрее, чем я рассчитывала». Это обман? Скорее хитрость… На самом деле пока все работали на первом этапе, произошла перенастройка на новый вид деятельности. В этот момент можно предложить ЛЮБОМУ классу проверить, как работает мозг нехитрым упражнением из раздела образовательной кинезиологии (видео по этой теме в подборке «Полезный день») – все потренировались, посмеялись! И в итоге взбодрились, теперь выполняем предложенное задание… Солдат посолил, снова попробовал. - Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы. - Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может. - Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла - было бы и вовсе объедение. Нашлось у старухи и масло. В общем, смысл понятен… Урок не пройдет даром. Может быть, он и не будет таким трудоемким, как предполагалось изначально, но будет рабочим и продуктивным. А дз? Минут за 10-15 до конца такого урока я объясняю, что предстоит выполнить дома, и предлагаю тем, кто справится с работой в классе, начинать домашку. (Уже говорила и не раз писала, что совершенно не являюсь сторонником объёмных домашних работ) Справишься в классе – остаешься без домашки. По-моему, честно! Сдобрили кашу. - Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть! - Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, - дивится старуха. Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает: - Служивый! Когда ж топор будем есть? - Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю! Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню. Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс! P.S. появилась идея подробнее рассмотреть методический и педагогический потенциал и других сказок (не воспитательный - для детей , а именно для педагогов). Что скажете? Если нравится, давайте делиться идеями в комментариях
Нет желания учиться. Что делать? "Каша из топора" как педагогический прием
6 апреля 20246 апр 2024
5
3 мин