Продолжая тему одиночества подростка в своей среде, поделюсь реальными диалогами с подростками, но соблюдая конфиденциальность, изменю события и соединю несколько историй в одну.
Я стою на обочине.
- Что у тебя не так? - спросила я подростка 14 лет?
- Да всё хорошо. Мне хорошо с самим собой. Я самодостаточный.
- А что для тебя самодостаточность?
- Я интересуюсь философией, составляю игровые задания в интернете, как фрилансер. Вот у меня была радость. Я выиграл в конкурсе 5000 руб.
- И в этом всём нет сверстников? Друзей?
- Неинтересно с ними. Они сами по себе, а я сам по себе. Я вот собрался прочитать Канта, а они не поймут.
- А ты поймёшь?
- Думаю, что пойму.
- Поделишься со мной? А то я так и не дошла до Канта.
- Поделюсь.
- Нарисуй их и себя.
Подросток рисует группу лиц, а себя как человечка в стороне.
- Я наблюдаю за ними, но занимаюсь своим.
- Есть у тебя цель?
- Да, есть.
- А у них, как думаешь, есть цели?
- Наверное, какие-то есть.
- Где на этом листе твоя цель? Обозначь её как-то.
Подросток рисует треугольник и проводит к нему стрелочку.
- А где их цели?
Подросток рисует их цели в том же направлении, но в стороне от себя.
- Представь себе, что к цели ведёт широкая дорога. Нарисуй эту дорогу здесь.
- Они идут по дороге, а ты?
- Я стою на обочине.
- Почему?
- Я отдельно от них.
- Знаешь ли ты, что лыжники, когда участвуют в групповом забеге, имеют каждый свою цель, но пристраиваются за спиной фаворита и так бегут почти до самого финиша. Зачем, как думаешь?
- Обмануть всех?
- Нет. Чтобы уменьшить сопротивление ветра. За спиной бегущего впереди легче. Они экономят силы. А перед стартом вырываются вперёд и побеждают. Что скажешь?
- Не знал про это. Они же нечестно поступают.
- Почему не честно? Они не кому не вредят, никого не обманывают. Они выбирают свою тактику, то есть способ достижения цели. И в этом риск тоже есть. Первый лыжник может тоже бросить все силы на финише и не позволить себя обойти.
Как думаешь, как легче, идти по ровной дороге к цели в группе или одному по обочине?
- По дороге.
А далее мы говорим о том, что у каждого сверстника есть что-то, чего нет у подростка, что можно чему-то поучиться. Что можно прокачать важные и нужные навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Быть в группе, это не значит не иметь своего мнения и думать как сверстники. Это просто идти по дороге к своей собственной цели. А рядом идут те, кому в том же направлении. И на этой дороге все равны. И только этот принцип важен, а не то, что у каждого в голове. Право идти по этой дороге вперёд имеет каждый без условий.
продолжение диалогов с подростками
Подборка статей "Подростки в этом мире"
Уважаемые читатели, я радуюсь вашим откликам на мои рассуждения и размышления! Приятно дарить вам статьи и получать от вас "спасибо".
В издательстве RIDERO скоро выйдут новые книги из серии «Психология родительства» Подписывайтесь на мои публикации, чтобы быть первыми.
© Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только с ссылкой на этот сайт и указанием авторства
Автор: Василакий Ирина Родионовна
Психолог, Отношения Эмоции Дети-ОНЛАЙН
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru