Найти тему

Особенности формирования графомоторных навыков у старших дошкольников

Автор Н. А. Шошина — старший воспитатель МБДОУ д/с 17, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

На первом этапе обучения в школе дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

В дошкольном возрасте подготовка к письму осуществляется косвенно через продуктивные виды деятельности — лепку, рисование, аппликацию.

Многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать, проводя целенаправленную подготовительную работу на дошкольном этапе. Возникает необходимость организации в ДОУ специальной системы работы в рамках дополнительного образования.

Цель — подготовка руки дошкольника 5—7 лет к овладению письмом.

Задачи

Формировать элементарные графические навыки письма и ритмичности двигательной функции кисти рук, умение строить деятельность по словесной инструкции.

Развивать пространственное воображение, зрительную и словесную память, внимание, зрительный гнозис, мелкие движения мышц руки, общую моторику, быстроту реакции, координацию движений, ориентацию в пространстве, умение сосредоточиться.

Воспитывать организованность, усидчивость, аккуратность.

Отличительные особенности программы

Оптимальная форма проведения работы — фронтальные занятия.

Занятия предполагают включение следующих видов работ:

— работа на листах тетради в клетку (штриховка, проведение линий, зрительные, слуховые, графические диктанты);

— проведение пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр, массажа пальцев рук и ладоней;

— организация динамической паузы, развивающей внимание, общую моторику, быстроту реакции, координацию движений, ориентацию в пространстве;

— использование расслабляющих упражнений для глаз.

Особенности развития детей 5—7 лет

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.

Интеллектуальное развитие

Дети старшего дошкольного возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей. Они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Развитие внимания

Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюда­ется переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Развитие памяти и объема внимания

Преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии. Дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения). Способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка), не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.

Развитие мышления

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т. д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Зрительно-пространственное восприятие

Дети способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.). Способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.), различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; мысленно находить часть целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

Зрительно-моторные координации

Привлекательным занятием становится писание по трафаретам цифр и букв. Дети способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.

Слухо-моторные координации

Дети способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок.

Развитие движений

Дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений; способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой и т. п., к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.).

Режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 раз в год, во вторую половину дня; продолжительность занятия для детей 5—6 лет — не более 25 минут, для детей 6—7 лет — 30 минут.

Прогнозируемые результаты

У детей сформированы:

— умение легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;

— устойчивое сохранение правильной позы;

— умение красиво и легко (не напряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации — широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные);

— выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Учебно-тематический план

Сентябрь. 1-я неделя

Цели. Учить детей ориентироваться в клетке с помощью точек.

Учить ориентироваться на нелинованной бумаге.

Развивать зрительную память, конструктивные навыки.

Развивать общую и мелкую моторику

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнения «Найди середину клетки», «Узор из точек».
  3. Динамическая пауза.

А теперь, ребята, встали.
 Быстро руки вверх подняли,
 В стороны, вперед, назад.
 Повернулись вправо, влево,
 Тихо сели, вновь за дело.

  1. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».
  2. Графический диктант — узор из вертикальных (1 клетка) и горизонтальных (1 клетка) линий.
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаги».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание фигуры из счетных палочек».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук — игра на листе бумаги «Идем в гости»

2-я неделя

Цели. Учить детей ориентироваться в клетке.

Развивать зрительную память, зрительный гнозис.

Развивать координацию слов и движений

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Точки — крестики».
  3. Динамическая пауза.

А теперь, ребята, встали.
 Быстро руки вверх подняли,
 В стороны, вперед, назад.
 Повернулись вправо, влево,
 Тихо сели, вновь за дело.

  1. Пальчиковая гимнастика «Листья падают в саду».
  2. Графический диктант — узор из вертикальных (2 клетки) и горизонтальных (2 клетки) линий.
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаги».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур по памяти».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Зрительный гнозис: найти заданные геометрические фигуры и обвести их определенным цветом»

3-я неделя

Цели. Упражнять детей в проведении коротких вертикальных линий по точкам и самостоятельно.

Формировать навык ритмичности двигательной функции кисти рук.

Развивать зрительное восприятие и зрительную память

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Забор, флажок, дождик».
  3. Динамическая пауза.

А теперь, ребята, встали.
 Быстро руки вверх подняли,
 В стороны, вперед, назад.
 Повернулись вправо, влево,
 Тихо сели, вновь за дело.

  1. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик — мамочка».
  2. Графический диктант — узор из вертикальных (1 клетка) и горизонтальных (2 клетки) линий.
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаги».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур по памяти».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Нарисуй забор возле дома и капельки дождя так, чтобы они попали на каждый цветок»

4-я неделя

Цели. Упражнять детей в проведении коротких горизонтальных линий по точкам и самостоятельно.

Развивать общую и тонкую моторику.

Развивать зрительное восприятие

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Следы медведя».
  3. Динамическая пауза.

А теперь, ребята, встали.
 Быстро руки вверх подняли,
 В стороны, вперед, назад.
 Повернулись вправо, влево,
 Тихо сели, вновь за дело.

  1. Пальчиковая гимнастика «Перед тобой пятерка братьев».
  2. Графический диктант — узор из вертикальных (2 клетки) и горизонтальных (1 клетка) линий.
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаги».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур по памяти».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Три медведя»

Октябрь. 1-я неделя

Цели. Упражнять детей в проведении длинных вертикальных линий по точкам и самостоятельно.

Развивать тонкую моторику руки, зрительную память.

Развивать пространственное восприятие

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Шарики, цветы, карандаши».
  3. Динамическая пауза.

На одной ноге постой-ка,
 Будто ты солдатик стойкий.
 Ногу правую — к груди,
 Да смотри не упади.
 А теперь постой на левой,
 Если ты солдатик смелый.

  1. Пальчиковая гимнастика «У ракеты острый нос».
  2. Графический диктант «Ракета».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Стрелы».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание фигур из счетных палочек».
  5. Упражнения на развитие мелких движений мышц рук — упражнения «Облако», «Соедини пары»

2-я неделя

Цели. Упражнять детей в проведении длинных горизонтальных линий по точкам и самостоятельно; чередовании горизонтальных и вертикальных линий.

Учить проводить линии в заданном направлении.

Развивать слуховую память

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги: рисование длинных горизонтальных линий, «рисование чередующихся длинных вертикальных и коротких горизонтальных линий.
  3. Динамическая пауза.

На одной ноге постой-ка,
 Будто ты солдатик стойкий.
 Ногу правую — к груди,
 Да смотри не упади.
 А теперь постой на левой,
 Если ты солдатик смелый.

  1. Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять — будем пальчики считать».
  2. Графический диктант «Ключик».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Стрелы».
  4. Слуховой диктант «Обведи по контуру».
  5. Упражнения на развитие мелких движений мышц рук «Дорисуй половинки», «Дорисуй короткими линиями»

3-я неделя

Цели. Упражнять детей в рисовании наклонных линий по точкам и самостоятельно.

Учить ориентироваться наплоскости листа

Содержание

1.Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».

  1. Работа на листе бумаги — упражнение «Косой дождик, молния, зонтик, грибок».
  2. Динамическая пауза.

На одной ноге постой-ка,
 Будто ты солдатик стойкий.
 Ногу правую — к груди,
 Да смотри не упади.
 А теперь постой на левой,
 Если ты солдатик смелый.

  1. Пальчиковая гимнастика «Ах, как домик наш хорош!».
  2. Графический диктант «Домик».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Стрелы».
  4. Слуховой диктант «Нарисуй».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение фигуры по точкам»

4-я неделя

Цели. Закрепить умение детей рисовать короткие наклонные линии.

Развивать конструктивные навыки, координацию движений.

Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги: рисование уголков острием влево, вверх, упражнение «Бабочка, цыпленок, домик, орнамент».
  3. Динамическая пауза.

На одной ноге постой-ка,
 Будто ты солдатик стойкий.
 Ногу правую — к груди,
 Да смотри не упади.
 А теперь постой на левой,
 Если ты солдатик смелый.

  1. Пальчиковая гимнастика «Я рулю, рулю, рулю».
  2. Графический диктант «Машина».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Стрелы».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание фигур из счетных палочек».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Штриховка»

Ноябрь. 1-я неделя

Цели. Закреплять умение детей рисовать короткие наклонные линии.

Формировать нажим карандаша.

Развивать память и внимание

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги: рисование бордюра из уголков, упражнения «Хоровод», «Бордюр».
  3. Динамическая пауза.

Сколько елочек зеленых,
 Столько выполним наклонов,
 Сколько здесь у нас кружков,
 Столько сделаем прыжков.

  1. Пальчиковая гимнастика «Каждый день по утрам».
  2. Графический диктант «Ключик».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Стрельба глазами».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Выполнение штриховки сверху вниз, слева направо»

2-я неделя

Цели. Учить детей рисовать уголки по точкам и образцу.

Закреплять навыки проведения горизонтальных и вертикальных линий.

Закреплять знание геометрических фигур.

Развивать зрительное восприятие и зрительную память

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Уголки».
  3. Динамическая пауза.

Сколько елочек зеленых,
 Столько выполним наклонов,
 Сколько здесь у нас кружков,
 Столько сделаем прыжков.

  1. Пальчиковая гимнастика «У зайчика ушки».
  2. Графический диктант «Заяц».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Стрельба глазами».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур»
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Дорисуй предметы и выполни штриховку по образцу»

3-я неделя

Цели. Закреплять навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий.

Формировать навык ритмичности руки.

Учить ориентироваться на плоскости листа.

Развивать зрительную память

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — рисование бордюра из коротких вертикальных и горизонтальных линий.
  3. Динамическая пауза.

Сколько елочек зеленых,
 Столько выполним наклонов,
 Сколько здесь у нас кружков,
 Столько сделаем прыжков.

  1. Пальчиковая гимнастика «Эй, жираф, с длинной шеей!».
  2. Графический диктант «Жираф».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Жмурки».
  4. Слуховой диктант «В, над, под».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение предмета по контуру, штриховка. Нанесение бордюра на рамку»

4-я неделя

Цели. Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий.

Развивать конструктивные навыки, координацию речи и движений, творческое воображение

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Домик, окно, флажок, бордюр», рисование фигуры без отрыва карандаша от бумаги.
  3. Динамическая пауза.

Сколько елочек зеленых,
 Столько выполним наклонов,
 Сколько здесь у нас кружков,
 Столько сделаем прыжков.

  1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики — головка».
  2. Графический диктант «Летящая птица».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Стрельба глазами».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание фигуры из счетных палочек».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Дорисовать, выполнить штриховку по образцу»

Декабрь. 1-я неделя

Цели. Учить детей рисовать квадрат в 2 клетки и ориентироваться в нем.

Формировать пространственные представления.

Развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Забавные квадраты».
  3. Динамическая пауза.

Раз — подняться, подтянуться.
 Два — согнуться, разогнуться.
 Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
 На четыре — ноги шире.
 Пять — руками помахать.
 Шесть — за стол тихонько сесть.

  1. Пальчиковая гимнастика «Как ползет змея».
  2. Графический диктант «Змея».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами геометрических фигур».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание фигуры из счетных палочек».
  5. Упражнения на развитие мелких движений мышц рук «Обведение контура без отрыва ручки от листа»

2-я неделя

Цели. Учить детей рисовать прямоугольники, закреплять понятие о геометрической фигуре прямоугольник.

Развивать зрительное восприятие и зрительную память, творческое воображение, координацию речи и движения

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Вагончики, конфеты, кастрюли, мишки».
  3. Динамическая пауза.

Раз — подняться, подтянуться.
 Два — согнуться, разогнуться.
 Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
 На четыре — ноги шире.
 Пять — руками помахать.
 Шесть — за стол тихонько сесть.

  1. Пальчиковая гимнастика «Утка крякать не хотела».
  2. Графический диктант «Уточка».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами геометрических фигур».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение фигуры, выполнение штриховки»

3-я неделя

Цели. Закрепить умение детей рисовать вертикальные и горизонтальные линии и объединять их в узор.

Учить штриховать в заданном направлении.

Развивать внимание и память, координацию речи и движения, творческое воображение

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Гусята вышли на прогулку».
  3. Динамическая пауза.

Раз — подняться, подтянуться.
 Два — согнуться, разогнуться.
 Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
 На четыре — ноги шире.
 Пять — руками помахать.
 Шесть — за стол тихонько сесть.

  1. Пальчиковая гимнастика «Бабочка порхала с цветка на цветок».
  2. Графический диктант «Бабочка».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами геометрических фигур».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур».
  5. Упражнения на развитие мелких движений мышц рук «Обведение по контуру, нанесение штриховки»

4-я неделя

Цели. Учить детей рисовать бордюр, состоящий из вертикальных (2 клетки) и горизонтальных (1 клетка) линий.

Формировать умение строить деятельность по словесной инструкции.

Развивать воображение

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Замок, забор».
  3. Динамическая пауза.

Раз — подняться, подтянуться.
 Два — согнуться, разогнуться.
 Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
 На четыре — ноги шире.
 Пять — руками помахать.
 Шесть — за стол тихонько сесть.

  1. Пальчиковая гимнастика «Гусь стоит и все гогочет».
  2. Графический диктант «Гусь».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами геометрических фигур».
  4. Зрительный диктант.
  5. Упражнения на развитие мелких движений мышц рук «Дорисовывание узоров»

Январь. 1-я неделя

Цели. Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно.

Закрепить навык проведения наклонных линий

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Вишенка, гирлянда, цветы».
  3. Динамическая пауза.

Сначала буду маленьким,
(
Присесть.)

К коленкам я прижмусь.
(
Обнять колени руками.)

Потом я вырасту большим,
(
Встать.)

До неба дотянусь.
(
Поднять руки вверх, встать на носочки.)

  1. Пальчиковая гимнастика «Дом стоит с трубой и крышей».
  2. Графический диктант «Дом».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами цифр».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение кружков по точкам и нанесение штриховки в заданном направлении»

2-я неделя

Цели. Закрепить умение рисовать круги.

Учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения.

Развивать координацию речи и движения

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Неваляшка, снеговик, светофор, пирамидка».
  3. Динамическая пауза.

Сначала буду маленьким,
(
Присесть.)

К коленкам я прижмусь.
(
Обнять колени руками.)

Потом я вырасту большим,
(
Встать.)

До неба дотянусь.
(
Поднять руки вверх, встать на носочки.)

  1. Пальчиковая гимнастика «В избе пахнет пирогом».
  2. Графический диктант «Собака».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами цифр».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание фигур».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение контура без отрыва ручки от листа»

3-я неделя

Цели. Закрепить умение детей рисовать круги.

Развивать зрительное внимание и память, творческое воображение.

Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Виноград, пуговицы».
  3. Динамическая пауза.

Сначала буду маленьким,
(
Присесть.)

К коленкам я прижмусь.
(
Обнять колени руками.)

Потом я вырасту большим,
(
Встать.)

До неба дотянусь.
(
Поднять руки вверх, встать на носочки.)

  1. Пальчиковая гимнастика «Серый волк бежит по лесу».
  2. Графический диктант «Волк».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами цифр».
  4. Зрительный диктант «Фонарики».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Штриховка по образцу, обведение контура без отрыва от листа»

4-я неделя

Цели. Закреплять умение детей рисовать квадрат и круг со штриховкой и без нее.

Развивать конструктивные навыки, пространственное восприятие

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Бордюры, змейка».
  3. Динамическая пауза.

Сначала буду маленьким,
(
Присесть.)

К коленкам я прижмусь.
(
Обнять колени руками.)

Потом я вырасту большим,
(
Встать.)

До неба дотянусь.
(
Поднять руки вверх, встать на носочки.)

  1. Пальчиковая гимнастика «Шел мишка к броду».
  2. Графический диктант «Медведь».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами цифр».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Штриховка геометрических фигур»

Февраль. 1-я неделя

Цели. Закрепить умения детей рисовать квадрат, круги и объединять фигуры в узор, рисовать предметы из прямых и наклонных линий.

Развивать пространственное восприятие

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — рисование узоров из ромбов и кружков.
  3. Динамическая пауза.

Руки кверху поднимаем,
 А потом их опускаем,
 А потом их разведем
 И к себе скорей прижмем.
 А потом быстрей, быстрей
 Хлопай, хлопай веселей!

  1. Пальчиковая гимнастика «Пароход плывет по речке».
  2. Графический диктант «Кораблик».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаги».
  4. Зрительный диктант «Выложи узор».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Найди пару, обведи по контуру, не отрывая руки от листа»

2-я неделя

Цели. Закрепить навык рисования кругов.

Развивать координацию речи и движений, пространственную ориентацию, воображение

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Очки, солнце, краб».
  3. Динамическая пауза.

Руки кверху поднимаем,
 А потом их опускаем,
 А потом их разведем
 И к себе скорей прижмем.
 А потом быстрей, быстрей
 Хлопай, хлопай веселей!

  1. Пальчиковая гимнастика «У собаки острый носик».
  2. Графический диктант «Сторожевой пес».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаг».
  4. Слуховой диктант «Выкладывание из палочек».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Посади лису в клетку»

3-я неделя

Цель. Учить детей рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — рисование овалов без штриховки, с горизонтальной штриховкой, вертикальной штриховкой.
  3. Динамическая пауза.

Руки кверху поднимаем,
 А потом их опускаем,
 А потом их разведем
 И к себе скорей прижмем.
 А потом быстрей, быстрей
 Хлопай, хлопай веселей!

  1. Пальчиковая гимнастика «Елка быстро получается».
  2. Графический диктант «Ель».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаг».
  4. Слуховой диктант «Цветик-семицветик».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение овалов по точкам, нанесение штриховки цветным карандашом»

4-я неделя

Цели. Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно.

Развивать слуховую память

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — самостоятельное рисование овалов, упражнение «Бабочка, мышка».
  3. Динамическая пауза.

Руки кверху поднимаем,
 А потом их опускаем,
 А потом их разведем
 И к себе скорей прижмем.
 А потом быстрей, быстрей
 Хлопай, хлопай веселей!

  1. Пальчиковая гимнастика «Соберем мы груши».
  2. Графический диктант «Груша».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаг».
  4. Слуховой диктант «Раскрась шар».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение предметов цветными карандашами, нанесение штриховки»

Март. 1-я неделя

Цель.. Закрепить умение детей рисовать круг и овал, объединять фигуры при изображении предметов.

Учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой.

Развивать пространственные отношения, слуховое внимание

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Бусы, Чебурашка, колокольчик».
  3. Динамическая пауза.

Быстро встали, улыбнулись,
 Выше-выше подтянулись.
 Ну-ка плечи распрямите,
 Поднимите, опустите.
 Вправо, влево повернитесь,
 Рук коленями коснитесь.
 Сели, встали, сели, встали
 И на месте побежали.

  1. Пальчиковая гимнастика «Уточка луговая».
  2. Графический диктант «Утка».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зажмурь — открой».
  4. Слуховой диктант «Раскрась бусы».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Дорисуй предмет»

2-я неделя

Цели. Формировать умение детей рисовать круги и овалы.

Учить штриховать предметы в разных направлениях.

Учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Мячики, узор, зерна, цветы».
  3. Динамическая пауза.

Быстро встали, улыбнулись,
 Выше-выше подтянулись.
 Ну-ка плечи распрямите,
 Поднимите, опустите.
 Вправо, влево повернитесь,
 Рук коленями коснитесь.
 Сели, встали, сели, встали
 И на месте побежали.

  1. Пальчиковая гимнастика «Роботу мы поручили».
  2. Графический диктант «Робот».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зажмурь — открой».
  4. Слуховой диктант «Воздушные шары».
  5. Упражнения на развитие мелких движений мышц рук «Нанесение штриховки на контурное изображение»

3-я неделя

Цели. Учить детей рисовать треугольники по точкам и самостоятельно.

Закреплять умение штриховать в заданном направлении.

Развивать конструктивные навыки.

Воспитывать аккуратность в работе

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Мухомор, парус, балалайка».
  3. Динамическая пауза.

Быстро встали, улыбнулись,
 Выше-выше подтянулись.
 Ну-ка плечи распрямите,
 Поднимите, опустите.
 Вправо, влево повернитесь,
 Рук коленями коснитесь.
 Сели, встали, сели, встали
 И на месте побежали.

  1. Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои».
  2. Графический диктант «Конь».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зажмурь — открой».
  4. Зрительный диктант «Елочка».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведи предмет и нарисуй внутри треугольники»

4-я неделя

Цели. Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий.

Развивать у детей конструктивные навыки, координацию речи и движений

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Пропеллер».
  3. Динамическая пауза.

Быстро встали, улыбнулись,
 Выше-выше подтянулись.
 Ну-ка плечи распрямите,
 Поднимите, опустите.
 Вправо, влево повернитесь,
 Рук коленями коснитесь.
 Сели, встали, сели, встали
 И на месте побежали.

  1. Пальчиковая гимнастика «Бежит по лесу легко».
  2. Графический диктант «Олень».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зажмурь — открой».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание из счетных палочек».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Укрась узором»

Апрель. 1-я неделя

Цели. Закрепить навык рисования прямых и наклонных линий.

Развивать у детей зрительное восприятие и память.

Воспитывать организованность

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Еловый бор».
  3. Динамическая пауза.

Мы топаем ногами,
 Мы хлопаем руками,
 Киваем головой.
 Мы руки поднимаем,
 Мы руки опускаем,
 Мы крутимся потом.

  1. Пальчиковая гимнастика «Зонтик маленький такой».
  2. Графический диктант «Зонт».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Уголки».
  4. Зрительный диктант.
  5. Упражнения на развитие мелких движений мышц рук

2-я неделя

Цели. Закрепить умение детей рисовать прямые и наклонные линии.

Учить симметрично воспроизводить предметы.

Развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Жуки».
  3. Динамическая пауза.

Мы топаем ногами,
 Мы хлопаем руками,
 Киваем головой.
 Мы руки поднимаем,
 Мы руки опускаем,
 Мы крутимся потом

  1. Пальчиковая гимнастика «Белка умывается».
  2. Графический диктант «Белочка».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Уголки».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание из счетных палочек».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Дорисуй половинку»

3-я неделя

Цели. Учить детей рисовать дуги по точкам и самостоятельно.

Учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения.

Развивать ритмичность двигательной функции кисти рук

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Пиала, мышка, грибы, цветок».
  3. Динамическая пауза.

Мы топаем ногами,
 Мы хлопаем руками,
 Киваем головой.
 Мы руки поднимаем,
 Мы руки опускаем,
 Мы крутимся потом.

  1. Пальчиковая гимнастика «А у кошки ушки на макушке».
  2. Графический диктант «Кот».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Уголки».
  4. Зрительный диктант с использованием счетных палочек.
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение по контуру и нанесение штриховки по образцу»

4-я неделя

Цели. Закрепить умение детей рисовать округлые непрерывные линии.

Развивать пространственное восприятие

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Волна, лилия, зонт, ежик».
  3. Динамическая пауза.

Мы топаем ногами,
 Мы хлопаем руками,
 Киваем головой.
 Мы руки поднимаем,
 Мы руки опускаем,
 Мы крутимся потом

  1. Пальчиковая гимнастика «Очень трудно так стоять».
  2. Графический диктант «Цапля».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Уголки».
  4. Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур»
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение контура без отрыва руки от листа, нанесение штриховки по образцу»

Май. 1-я неделя

Цели. Закрепить навык проведения линий в разных направлениях, выполнять действия по образцу.

Формировать у детей нажим руки.

Воспитывать слуховое внимание

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Сова, филин, воробей».
  3. Динамическая пауза.

Я прошу подняться вас — это «раз»,
 Повернулась голова — это «два»,
 Руки вбок, вперед смотри — это «три».
 На «четыре» — поскакать.
 Две руки к плечам прижать — это «пять».
 Всем ребятам тихо сесть — это шесть».

  1. Пальчиковая гимнастика «Кенгуру с кенгуренком скачет за зайчонком».
  2. Графический диктант «Кенгуру».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Волны».
  4. Слуховой диктант «Выкладывание из счетных палочек».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Рисование геометрических фигур по образцу»

2-я неделя

Цели. Закреплять умение детей рисовать овалы и включать их в различные узоры.

Учить графически воспроизводить направления.

Развивать мелкую и общую моторику

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Узор на платочке».
  3. Динамическая пауза.

Я прошу подняться вас — это «раз»,
 Повернулась голова — это «два»,
 Руки вбок, вперед смотри — это «три».
 На «четыре» — поскакать.
 Две руки к плечам прижать — это «пять».
 Всем ребятам тихо сесть — это шесть».

  1. Пальчиковая гимнастика «Слоник хоботом играет».
  2. Графический диктант «Слон».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Волны».
  4. Слуховой диктант «Выкладывание из счетных палочек».
  5. Упражнения на развитие мелких движений мышц рук «Проведение линии без отрыва руки от листа»

3-я неделя

Цели. Учить детей проводить прямые и наклонные линии без отрыва.

Закреплять умение выполнять штриховку в заданном направлении.

Развивать внимание, конструктивные навыки

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Забор».
  3. Динамическая пауза.

Я прошу подняться вас — это «раз»,
 Повернулась голова — это «два»,
 Руки вбок, вперед смотри это «три».
 На «четыре» — поскакать.
 Две руки к плечам прижать — это «пять».
 Всем ребятам тихо сесть — это шесть».

  1. Пальчиковая гимнастика «Щука пасть открывает».
  2. Графический диктант «Рыба».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Волны».
  4. Зрительный диктант «Флажки».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Штриховка по образцу»

4-я неделя

Цели. Закрепить графические навыки рисования предметов по клеткам.

Развивать зрительное восприятие и зрительную память.

Закрепить умение детей штриховать в заданном направлении.

Развивать координацию речи с движением

Содержание

  1. Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
  2. Работа на листе бумаги — упражнение «Нож, чашка, чайник, кастрюля».
  3. Динамическая пауза.

Я прошу подняться вас — это «раз»,
 Повернулась голова — это «два»,
 Руки вбок, вперед смотри — это «три».
 На «четыре» — поскакать.
 Две руки к плечам прижать — это «пять».
 Всем ребятам тихо сесть — это шесть».

  1. Пальчиковая гимнастика «Попугай на жердочке сидит».
  2. Графический диктант «Попугай».
  3. Упражнение для профилактики нарушения зрения «Волны».
  4. Зрительный диктант «Машина».
  5. Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Дорисуй предмет»

Авторские игры на ориентировку детей в пространстве

«Карусель»

Цели: формировать пространственные представления (справа, слева), закреплять знания об основных цветах и их оттенках.

Оборудование: круглая подушка диаметром 30 см с вшитыми по краю атласными лентами.

Добавьте описание
Добавьте описание

Ход игры

Дети берут атласные ленты за край. Затем по инструкции воспитателя меняются местами:

— красная лента встает между желтой и зеленой;

— синяя лента встает справа от красной;

— голубая лента встает слева от фиолетовой и т. д.

«Конструктор»

Цель: формировать пространственные представления (справа, слева, над, под).

Оборудование: 5 прямоугольников разного цвета, 7 квадратов разного цвета, 5 треугольников разного цвета.

Ход игры

По инструкции воспитателя дети выкладывают фигуры на плоскости и пытаются узнать, какое сооружение они возводят.

В центре воспитатель кладет фиолетовый квадрат.

Задания детям:

— желтый квадрат — над фиолетовым квадратом;

— коричневый прямоугольник (на узкую сторону) — под фиолетовым квадратом;

— черный квадрат — над желтым квадратом;

— синий квадрат — справа от фиолетового квадрата;

— желтый прямоугольник (на узкую сторону) — слева от коричневого прямоугольника;

— красный квадрат — справа от желтого квадрата;

— красный прямоугольник (на узкую сторону) — под синим квадратом;

— зеленый квадрат — слева от желтого квадрата;

— коричневый квадрат — между зеленым квадратом и желтым прямоугольником;

— желтый треугольник — слева от коричневого квадрата;

— синий прямоугольник (на узкую сторону) — справа от красного прямоугольника;

Добавьте описание
Добавьте описание

— красный треугольник — над синим прямоугольником;

— зеленый прямоугольник (на узкую сторону) — под желтым треугольником;

— синий треугольник — над зеленым квадратом;

— зеленый треугольник — справа от черного квадрата.

«За кем охотится лисица»

Цели: учить детей передвигаться по игровому полю в соответствии с инструкцией воспитателя, передвигая игрушку; упражнять в ориентировке на плоскости (вправо, влево, вниз, вверх).

Оборудование: игровое поле из разноцветных квадратов, объемная игрушка-лиса, на обратной стороне одного из квадратов — изображение «добычи лисы».

Ход игры

Добавьте описание
Добавьте описание

Воспитатель раскладывает перед детьми игровое поле. По инструкции педагога дети передвигают игрушку (лису). В конце хода переворачивают квадрат и смотрят, изображена ли с обратной стороны добыча (за кем охотится лисица). Изображение находится на обратной стороне коричневого квадрата — это заключительный ход. С обратной стороны квадрата изображен гусь — дети узнают, что лисица охотилась за гусем.

Начало пути — левый нижний квадрат.

Задания детям: «лиса прошла» на 2 квадрата вперед/1 квадрат вправо/1 квадрат вверх/1 квадрат влево/2 квадрата вправо/3 квадрата вниз/1 квадрат влево/1 квадрат вверх.

Героев игры можно менять в соответствии с лексической темой.

Источники

  1. Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Точки, линии, фигуры: Тетр. по формированию граф. навыков у дошкольников. — М.: Гном и Д, 2001.
  2. Илюхина В. А. Волшебные линии. — М.: Дрофа, 2005.
  3. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. — (Кабинет логопеда).
  4. Подрезова И. А. Школа умелого Карандаша: Перспективное планирование и конспекты занятий. 5—7 лет. — М.: Гном, 2020.
  5. Савчук О. В. Рисуем по клеткам. — М.: Сфера, 2008.
  6. Сазонова А. В., Боричева Г. А. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. — 2-е изд. — СПб.: Корона-Век, 2007.
  8. Топоркова И., Кутявина Н., Гаврина С., Щербинина С. Рисуем по точкам. Тетрадь для самостоятельных занятий детей 5—7 лет. — Ярославль: Академия развития, ВКТ, 2007.
  9. Тригер Р. Д., Владимирова Е. В., Мещерякова Т. А. Я учусь писать: учебник-тетрадь. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003.
  10. Узорова О., Нефедова Е. 1000 узоров. — М.: АСТ, 2013.

В издательстве можно приобрести: https://detstvo-press.ru/catalog/po-programmam/5-obuchenie-gramote-detey-doshkolnogo-vozrasta/УТ000002119/

Добавьте описание
Добавьте описание