Автор Н. А. Шошина — старший воспитатель МБДОУ д/с № 17, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
На первом этапе обучения в школе дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.
В дошкольном возрасте подготовка к письму осуществляется косвенно через продуктивные виды деятельности — лепку, рисование, аппликацию.
Многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать, проводя целенаправленную подготовительную работу на дошкольном этапе. Возникает необходимость организации в ДОУ специальной системы работы в рамках дополнительного образования.
Цель — подготовка руки дошкольника 5—7 лет к овладению письмом.
Задачи
Формировать элементарные графические навыки письма и ритмичности двигательной функции кисти рук, умение строить деятельность по словесной инструкции.
Развивать пространственное воображение, зрительную и словесную память, внимание, зрительный гнозис, мелкие движения мышц руки, общую моторику, быстроту реакции, координацию движений, ориентацию в пространстве, умение сосредоточиться.
Воспитывать организованность, усидчивость, аккуратность.
Отличительные особенности программы
Оптимальная форма проведения работы — фронтальные занятия.
Занятия предполагают включение следующих видов работ:
— работа на листах тетради в клетку (штриховка, проведение линий, зрительные, слуховые, графические диктанты);
— проведение пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр, массажа пальцев рук и ладоней;
— организация динамической паузы, развивающей внимание, общую моторику, быстроту реакции, координацию движений, ориентацию в пространстве;
— использование расслабляющих упражнений для глаз.
Особенности развития детей 5—7 лет
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Интеллектуальное развитие
Дети старшего дошкольного возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей. Они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания
Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Развитие памяти и объема внимания
Преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии. Дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения). Способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка), не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
Развитие мышления
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т. д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Зрительно-пространственное восприятие
Дети способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.). Способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.), различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; мысленно находить часть целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации
Привлекательным занятием становится писание по трафаретам цифр и букв. Дети способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
Слухо-моторные координации
Дети способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок.
Развитие движений
Дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений; способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой и т. п., к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.).
Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 раз в год, во вторую половину дня; продолжительность занятия для детей 5—6 лет — не более 25 минут, для детей 6—7 лет — 30 минут.
Прогнозируемые результаты
У детей сформированы:
— умение легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона;
— устойчивое сохранение правильной позы;
— умение красиво и легко (не напряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации — широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные);
— выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
Учебно-тематический план
Сентябрь. 1-я неделя
Цели. Учить детей ориентироваться в клетке с помощью точек.
Учить ориентироваться на нелинованной бумаге.
Развивать зрительную память, конструктивные навыки.
Развивать общую и мелкую моторику
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнения «Найди середину клетки», «Узор из точек».
- Динамическая пауза.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
- Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».
- Графический диктант — узор из вертикальных (1 клетка) и горизонтальных (1 клетка) линий.
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаги».
- Зрительный диктант «Выкладывание фигуры из счетных палочек».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук — игра на листе бумаги «Идем в гости»
2-я неделя
Цели. Учить детей ориентироваться в клетке.
Развивать зрительную память, зрительный гнозис.
Развивать координацию слов и движений
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Точки — крестики».
- Динамическая пауза.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
- Пальчиковая гимнастика «Листья падают в саду».
- Графический диктант — узор из вертикальных (2 клетки) и горизонтальных (2 клетки) линий.
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаги».
- Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур по памяти».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Зрительный гнозис: найти заданные геометрические фигуры и обвести их определенным цветом»
3-я неделя
Цели. Упражнять детей в проведении коротких вертикальных линий по точкам и самостоятельно.
Формировать навык ритмичности двигательной функции кисти рук.
Развивать зрительное восприятие и зрительную память
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Забор, флажок, дождик».
- Динамическая пауза.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
- Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик — мамочка».
- Графический диктант — узор из вертикальных (1 клетка) и горизонтальных (2 клетки) линий.
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаги».
- Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур по памяти».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Нарисуй забор возле дома и капельки дождя так, чтобы они попали на каждый цветок»
4-я неделя
Цели. Упражнять детей в проведении коротких горизонтальных линий по точкам и самостоятельно.
Развивать общую и тонкую моторику.
Развивать зрительное восприятие
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Следы медведя».
- Динамическая пауза.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
- Пальчиковая гимнастика «Перед тобой пятерка братьев».
- Графический диктант — узор из вертикальных (2 клетки) и горизонтальных (1 клетка) линий.
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаги».
- Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур по памяти».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Три медведя»
Октябрь. 1-я неделя
Цели. Упражнять детей в проведении длинных вертикальных линий по точкам и самостоятельно.
Развивать тонкую моторику руки, зрительную память.
Развивать пространственное восприятие
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Шарики, цветы, карандаши».
- Динамическая пауза.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую — к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
- Пальчиковая гимнастика «У ракеты острый нос».
- Графический диктант «Ракета».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Стрелы».
- Зрительный диктант «Выкладывание фигур из счетных палочек».
- Упражнения на развитие мелких движений мышц рук — упражнения «Облако», «Соедини пары»
2-я неделя
Цели. Упражнять детей в проведении длинных горизонтальных линий по точкам и самостоятельно; чередовании горизонтальных и вертикальных линий.
Учить проводить линии в заданном направлении.
Развивать слуховую память
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги: рисование длинных горизонтальных линий, «рисование чередующихся длинных вертикальных и коротких горизонтальных линий.
- Динамическая пауза.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую — к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
- Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять — будем пальчики считать».
- Графический диктант «Ключик».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Стрелы».
- Слуховой диктант «Обведи по контуру».
- Упражнения на развитие мелких движений мышц рук «Дорисуй половинки», «Дорисуй короткими линиями»
3-я неделя
Цели. Упражнять детей в рисовании наклонных линий по точкам и самостоятельно.
Учить ориентироваться наплоскости листа
Содержание
1.Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Косой дождик, молния, зонтик, грибок».
- Динамическая пауза.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую — к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
- Пальчиковая гимнастика «Ах, как домик наш хорош!».
- Графический диктант «Домик».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Стрелы».
- Слуховой диктант «Нарисуй».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение фигуры по точкам»
4-я неделя
Цели. Закрепить умение детей рисовать короткие наклонные линии.
Развивать конструктивные навыки, координацию движений.
Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги: рисование уголков острием влево, вверх, упражнение «Бабочка, цыпленок, домик, орнамент».
- Динамическая пауза.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую — к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
- Пальчиковая гимнастика «Я рулю, рулю, рулю».
- Графический диктант «Машина».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Стрелы».
- Зрительный диктант «Выкладывание фигур из счетных палочек».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Штриховка»
Ноябрь. 1-я неделя
Цели. Закреплять умение детей рисовать короткие наклонные линии.
Формировать нажим карандаша.
Развивать память и внимание
Содержание
- Упражнение на ориентировку «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги: рисование бордюра из уголков, упражнения «Хоровод», «Бордюр».
- Динамическая пауза.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов,
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
- Пальчиковая гимнастика «Каждый день по утрам».
- Графический диктант «Ключик».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Стрельба глазами».
- Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Выполнение штриховки сверху вниз, слева направо»
2-я неделя
Цели. Учить детей рисовать уголки по точкам и образцу.
Закреплять навыки проведения горизонтальных и вертикальных линий.
Закреплять знание геометрических фигур.
Развивать зрительное восприятие и зрительную память
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Уголки».
- Динамическая пауза.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов,
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
- Пальчиковая гимнастика «У зайчика ушки».
- Графический диктант «Заяц».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Стрельба глазами».
- Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур»
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Дорисуй предметы и выполни штриховку по образцу»
3-я неделя
Цели. Закреплять навык проведения коротких горизонтальных и вертикальных линий.
Формировать навык ритмичности руки.
Учить ориентироваться на плоскости листа.
Развивать зрительную память
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — рисование бордюра из коротких вертикальных и горизонтальных линий.
- Динамическая пауза.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов,
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
- Пальчиковая гимнастика «Эй, жираф, с длинной шеей!».
- Графический диктант «Жираф».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Жмурки».
- Слуховой диктант «В, над, под».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение предмета по контуру, штриховка. Нанесение бордюра на рамку»
4-я неделя
Цели. Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий.
Развивать конструктивные навыки, координацию речи и движений, творческое воображение
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Домик, окно, флажок, бордюр», рисование фигуры без отрыва карандаша от бумаги.
- Динамическая пауза.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов,
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
- Пальчиковая гимнастика «Пальчики — головка».
- Графический диктант «Летящая птица».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Стрельба глазами».
- Зрительный диктант «Выкладывание фигуры из счетных палочек».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Дорисовать, выполнить штриховку по образцу»
Декабрь. 1-я неделя
Цели. Учить детей рисовать квадрат в 2 клетки и ориентироваться в нем.
Формировать пространственные представления.
Развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Забавные квадраты».
- Динамическая пауза.
Раз — подняться, подтянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол тихонько сесть.
- Пальчиковая гимнастика «Как ползет змея».
- Графический диктант «Змея».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами геометрических фигур».
- Зрительный диктант «Выкладывание фигуры из счетных палочек».
- Упражнения на развитие мелких движений мышц рук «Обведение контура без отрыва ручки от листа»
2-я неделя
Цели. Учить детей рисовать прямоугольники, закреплять понятие о геометрической фигуре прямоугольник.
Развивать зрительное восприятие и зрительную память, творческое воображение, координацию речи и движения
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Вагончики, конфеты, кастрюли, мишки».
- Динамическая пауза.
Раз — подняться, подтянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол тихонько сесть.
- Пальчиковая гимнастика «Утка крякать не хотела».
- Графический диктант «Уточка».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами геометрических фигур».
- Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение фигуры, выполнение штриховки»
3-я неделя
Цели. Закрепить умение детей рисовать вертикальные и горизонтальные линии и объединять их в узор.
Учить штриховать в заданном направлении.
Развивать внимание и память, координацию речи и движения, творческое воображение
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Гусята вышли на прогулку».
- Динамическая пауза.
Раз — подняться, подтянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол тихонько сесть.
- Пальчиковая гимнастика «Бабочка порхала с цветка на цветок».
- Графический диктант «Бабочка».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами геометрических фигур».
- Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур».
- Упражнения на развитие мелких движений мышц рук «Обведение по контуру, нанесение штриховки»
4-я неделя
Цели. Учить детей рисовать бордюр, состоящий из вертикальных (2 клетки) и горизонтальных (1 клетка) линий.
Формировать умение строить деятельность по словесной инструкции.
Развивать воображение
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Замок, забор».
- Динамическая пауза.
Раз — подняться, подтянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол тихонько сесть.
- Пальчиковая гимнастика «Гусь стоит и все гогочет».
- Графический диктант «Гусь».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами геометрических фигур».
- Зрительный диктант.
- Упражнения на развитие мелких движений мышц рук «Дорисовывание узоров»
Январь. 1-я неделя
Цели. Учить детей рисовать круги по точкам и самостоятельно.
Закрепить навык проведения наклонных линий
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Вишенка, гирлянда, цветы».
- Динамическая пауза.
Сначала буду маленьким,
(Присесть.)
К коленкам я прижмусь.
(Обнять колени руками.)
Потом я вырасту большим,
(Встать.)
До неба дотянусь.
(Поднять руки вверх, встать на носочки.)
- Пальчиковая гимнастика «Дом стоит с трубой и крышей».
- Графический диктант «Дом».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами цифр».
- Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение кружков по точкам и нанесение штриховки в заданном направлении»
2-я неделя
Цели. Закрепить умение рисовать круги.
Учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения.
Развивать координацию речи и движения
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Неваляшка, снеговик, светофор, пирамидка».
- Динамическая пауза.
Сначала буду маленьким,
(Присесть.)
К коленкам я прижмусь.
(Обнять колени руками.)
Потом я вырасту большим,
(Встать.)
До неба дотянусь.
(Поднять руки вверх, встать на носочки.)
- Пальчиковая гимнастика «В избе пахнет пирогом».
- Графический диктант «Собака».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами цифр».
- Зрительный диктант «Выкладывание фигур».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение контура без отрыва ручки от листа»
3-я неделя
Цели. Закрепить умение детей рисовать круги.
Развивать зрительное внимание и память, творческое воображение.
Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Виноград, пуговицы».
- Динамическая пауза.
Сначала буду маленьким,
(Присесть.)
К коленкам я прижмусь.
(Обнять колени руками.)
Потом я вырасту большим,
(Встать.)
До неба дотянусь.
(Поднять руки вверх, встать на носочки.)
- Пальчиковая гимнастика «Серый волк бежит по лесу».
- Графический диктант «Волк».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами цифр».
- Зрительный диктант «Фонарики».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Штриховка по образцу, обведение контура без отрыва от листа»
4-я неделя
Цели. Закреплять умение детей рисовать квадрат и круг со штриховкой и без нее.
Развивать конструктивные навыки, пространственное восприятие
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Бордюры, змейка».
- Динамическая пауза.
Сначала буду маленьким,
(Присесть.)
К коленкам я прижмусь.
(Обнять колени руками.)
Потом я вырасту большим,
(Встать.)
До неба дотянусь.
(Поднять руки вверх, встать на носочки.)
- Пальчиковая гимнастика «Шел мишка к броду».
- Графический диктант «Медведь».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Рисование глазами цифр».
- Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Штриховка геометрических фигур»
Февраль. 1-я неделя
Цели. Закрепить умения детей рисовать квадрат, круги и объединять фигуры в узор, рисовать предметы из прямых и наклонных линий.
Развивать пространственное восприятие
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — рисование узоров из ромбов и кружков.
- Динамическая пауза.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
- Пальчиковая гимнастика «Пароход плывет по речке».
- Графический диктант «Кораблик».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаги».
- Зрительный диктант «Выложи узор».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Найди пару, обведи по контуру, не отрывая руки от листа»
2-я неделя
Цели. Закрепить навык рисования кругов.
Развивать координацию речи и движений, пространственную ориентацию, воображение
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Очки, солнце, краб».
- Динамическая пауза.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
- Пальчиковая гимнастика «У собаки острый носик».
- Графический диктант «Сторожевой пес».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаг».
- Слуховой диктант «Выкладывание из палочек».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Посади лису в клетку»
3-я неделя
Цель. Учить детей рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — рисование овалов без штриховки, с горизонтальной штриховкой, вертикальной штриховкой.
- Динамическая пауза.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
- Пальчиковая гимнастика «Елка быстро получается».
- Графический диктант «Ель».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаг».
- Слуховой диктант «Цветик-семицветик».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение овалов по точкам, нанесение штриховки цветным карандашом»
4-я неделя
Цели. Учить детей рисовать овалы по точкам и самостоятельно.
Развивать слуховую память
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — самостоятельное рисование овалов, упражнение «Бабочка, мышка».
- Динамическая пауза.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
- Пальчиковая гимнастика «Соберем мы груши».
- Графический диктант «Груша».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зигзаг».
- Слуховой диктант «Раскрась шар».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение предметов цветными карандашами, нанесение штриховки»
Март. 1-я неделя
Цель.. Закрепить умение детей рисовать круг и овал, объединять фигуры при изображении предметов.
Учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой.
Развивать пространственные отношения, слуховое внимание
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Бусы, Чебурашка, колокольчик».
- Динамическая пауза.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
- Пальчиковая гимнастика «Уточка луговая».
- Графический диктант «Утка».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зажмурь — открой».
- Слуховой диктант «Раскрась бусы».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Дорисуй предмет»
2-я неделя
Цели. Формировать умение детей рисовать круги и овалы.
Учить штриховать предметы в разных направлениях.
Учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Мячики, узор, зерна, цветы».
- Динамическая пауза.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
- Пальчиковая гимнастика «Роботу мы поручили».
- Графический диктант «Робот».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зажмурь — открой».
- Слуховой диктант «Воздушные шары».
- Упражнения на развитие мелких движений мышц рук «Нанесение штриховки на контурное изображение»
3-я неделя
Цели. Учить детей рисовать треугольники по точкам и самостоятельно.
Закреплять умение штриховать в заданном направлении.
Развивать конструктивные навыки.
Воспитывать аккуратность в работе
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Мухомор, парус, балалайка».
- Динамическая пауза.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
- Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои».
- Графический диктант «Конь».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зажмурь — открой».
- Зрительный диктант «Елочка».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведи предмет и нарисуй внутри треугольники»
4-я неделя
Цели. Закрепить навык проведения прямых и наклонных линий.
Развивать у детей конструктивные навыки, координацию речи и движений
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Пропеллер».
- Динамическая пауза.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
- Пальчиковая гимнастика «Бежит по лесу легко».
- Графический диктант «Олень».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Зажмурь — открой».
- Зрительный диктант «Выкладывание из счетных палочек».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Укрась узором»
Апрель. 1-я неделя
Цели. Закрепить навык рисования прямых и наклонных линий.
Развивать у детей зрительное восприятие и память.
Воспитывать организованность
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Еловый бор».
- Динамическая пауза.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы крутимся потом.
- Пальчиковая гимнастика «Зонтик маленький такой».
- Графический диктант «Зонт».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Уголки».
- Зрительный диктант.
- Упражнения на развитие мелких движений мышц рук
2-я неделя
Цели. Закрепить умение детей рисовать прямые и наклонные линии.
Учить симметрично воспроизводить предметы.
Развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Жуки».
- Динамическая пауза.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы крутимся потом
- Пальчиковая гимнастика «Белка умывается».
- Графический диктант «Белочка».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Уголки».
- Зрительный диктант «Выкладывание из счетных палочек».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Дорисуй половинку»
3-я неделя
Цели. Учить детей рисовать дуги по точкам и самостоятельно.
Учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения.
Развивать ритмичность двигательной функции кисти рук
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Пиала, мышка, грибы, цветок».
- Динамическая пауза.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы крутимся потом.
- Пальчиковая гимнастика «А у кошки ушки на макушке».
- Графический диктант «Кот».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Уголки».
- Зрительный диктант с использованием счетных палочек.
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение по контуру и нанесение штриховки по образцу»
4-я неделя
Цели. Закрепить умение детей рисовать округлые непрерывные линии.
Развивать пространственное восприятие
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Волна, лилия, зонт, ежик».
- Динамическая пауза.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы крутимся потом
- Пальчиковая гимнастика «Очень трудно так стоять».
- Графический диктант «Цапля».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Уголки».
- Зрительный диктант «Выкладывание геометрических фигур»
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Обведение контура без отрыва руки от листа, нанесение штриховки по образцу»
Май. 1-я неделя
Цели. Закрепить навык проведения линий в разных направлениях, выполнять действия по образцу.
Формировать у детей нажим руки.
Воспитывать слуховое внимание
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Сова, филин, воробей».
- Динамическая пауза.
Я прошу подняться вас — это «раз»,
Повернулась голова — это «два»,
Руки вбок, вперед смотри — это «три».
На «четыре» — поскакать.
Две руки к плечам прижать — это «пять».
Всем ребятам тихо сесть — это шесть».
- Пальчиковая гимнастика «Кенгуру с кенгуренком скачет за зайчонком».
- Графический диктант «Кенгуру».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Волны».
- Слуховой диктант «Выкладывание из счетных палочек».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Рисование геометрических фигур по образцу»
2-я неделя
Цели. Закреплять умение детей рисовать овалы и включать их в различные узоры.
Учить графически воспроизводить направления.
Развивать мелкую и общую моторику
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Узор на платочке».
- Динамическая пауза.
Я прошу подняться вас — это «раз»,
Повернулась голова — это «два»,
Руки вбок, вперед смотри — это «три».
На «четыре» — поскакать.
Две руки к плечам прижать — это «пять».
Всем ребятам тихо сесть — это шесть».
- Пальчиковая гимнастика «Слоник хоботом играет».
- Графический диктант «Слон».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Волны».
- Слуховой диктант «Выкладывание из счетных палочек».
- Упражнения на развитие мелких движений мышц рук «Проведение линии без отрыва руки от листа»
3-я неделя
Цели. Учить детей проводить прямые и наклонные линии без отрыва.
Закреплять умение выполнять штриховку в заданном направлении.
Развивать внимание, конструктивные навыки
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Забор».
- Динамическая пауза.
Я прошу подняться вас — это «раз»,
Повернулась голова — это «два»,
Руки вбок, вперед смотри это «три».
На «четыре» — поскакать.
Две руки к плечам прижать — это «пять».
Всем ребятам тихо сесть — это шесть».
- Пальчиковая гимнастика «Щука пасть открывает».
- Графический диктант «Рыба».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Волны».
- Зрительный диктант «Флажки».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Штриховка по образцу»
4-я неделя
Цели. Закрепить графические навыки рисования предметов по клеткам.
Развивать зрительное восприятие и зрительную память.
Закрепить умение детей штриховать в заданном направлении.
Развивать координацию речи с движением
Содержание
- Упражнение на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
- Работа на листе бумаги — упражнение «Нож, чашка, чайник, кастрюля».
- Динамическая пауза.
Я прошу подняться вас — это «раз»,
Повернулась голова — это «два»,
Руки вбок, вперед смотри — это «три».
На «четыре» — поскакать.
Две руки к плечам прижать — это «пять».
Всем ребятам тихо сесть — это шесть».
- Пальчиковая гимнастика «Попугай на жердочке сидит».
- Графический диктант «Попугай».
- Упражнение для профилактики нарушения зрения «Волны».
- Зрительный диктант «Машина».
- Упражнение на развитие мелких движений мышц рук «Дорисуй предмет»
Авторские игры на ориентировку детей в пространстве
«Карусель»
Цели: формировать пространственные представления (справа, слева), закреплять знания об основных цветах и их оттенках.
Оборудование: круглая подушка диаметром 30 см с вшитыми по краю атласными лентами.
Ход игры
Дети берут атласные ленты за край. Затем по инструкции воспитателя меняются местами:
— красная лента встает между желтой и зеленой;
— синяя лента встает справа от красной;
— голубая лента встает слева от фиолетовой и т. д.
«Конструктор»
Цель: формировать пространственные представления (справа, слева, над, под).
Оборудование: 5 прямоугольников разного цвета, 7 квадратов разного цвета, 5 треугольников разного цвета.
Ход игры
По инструкции воспитателя дети выкладывают фигуры на плоскости и пытаются узнать, какое сооружение они возводят.
В центре воспитатель кладет фиолетовый квадрат.
Задания детям:
— желтый квадрат — над фиолетовым квадратом;
— коричневый прямоугольник (на узкую сторону) — под фиолетовым квадратом;
— черный квадрат — над желтым квадратом;
— синий квадрат — справа от фиолетового квадрата;
— желтый прямоугольник (на узкую сторону) — слева от коричневого прямоугольника;
— красный квадрат — справа от желтого квадрата;
— красный прямоугольник (на узкую сторону) — под синим квадратом;
— зеленый квадрат — слева от желтого квадрата;
— коричневый квадрат — между зеленым квадратом и желтым прямоугольником;
— желтый треугольник — слева от коричневого квадрата;
— синий прямоугольник (на узкую сторону) — справа от красного прямоугольника;
— красный треугольник — над синим прямоугольником;
— зеленый прямоугольник (на узкую сторону) — под желтым треугольником;
— синий треугольник — над зеленым квадратом;
— зеленый треугольник — справа от черного квадрата.
«За кем охотится лисица»
Цели: учить детей передвигаться по игровому полю в соответствии с инструкцией воспитателя, передвигая игрушку; упражнять в ориентировке на плоскости (вправо, влево, вниз, вверх).
Оборудование: игровое поле из разноцветных квадратов, объемная игрушка-лиса, на обратной стороне одного из квадратов — изображение «добычи лисы».
Ход игры
Воспитатель раскладывает перед детьми игровое поле. По инструкции педагога дети передвигают игрушку (лису). В конце хода переворачивают квадрат и смотрят, изображена ли с обратной стороны добыча (за кем охотится лисица). Изображение находится на обратной стороне коричневого квадрата — это заключительный ход. С обратной стороны квадрата изображен гусь — дети узнают, что лисица охотилась за гусем.
Начало пути — левый нижний квадрат.
Задания детям: «лиса прошла» на 2 квадрата вперед/1 квадрат вправо/1 квадрат вверх/1 квадрат влево/2 квадрата вправо/3 квадрата вниз/1 квадрат влево/1 квадрат вверх.
Героев игры можно менять в соответствии с лексической темой.
Источники
- Алифанова Е. А., Егорова Н. Е. Точки, линии, фигуры: Тетр. по формированию граф. навыков у дошкольников. — М.: Гном и Д, 2001.
- Илюхина В. А. Волшебные линии. — М.: Дрофа, 2005.
- Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. — (Кабинет логопеда).
- Подрезова И. А. Школа умелого Карандаша: Перспективное планирование и конспекты занятий. 5—7 лет. — М.: Гном, 2020.
- Савчук О. В. Рисуем по клеткам. — М.: Сфера, 2008.
- Сазонова А. В., Боричева Г. А. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. — 2-е изд. — СПб.: Корона-Век, 2007.
- Топоркова И., Кутявина Н., Гаврина С., Щербинина С. Рисуем по точкам. Тетрадь для самостоятельных занятий детей 5—7 лет. — Ярославль: Академия развития, ВКТ, 2007.
- Тригер Р. Д., Владимирова Е. В., Мещерякова Т. А. Я учусь писать: учебник-тетрадь. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003.
- Узорова О., Нефедова Е. 1000 узоров. — М.: АСТ, 2013.
В издательстве можно приобрести: https://detstvo-press.ru/catalog/po-programmam/5-obuchenie-gramote-detey-doshkolnogo-vozrasta/УТ000002119/