На днях стало известно, что НОВАТЭК рассматривает возможность корректировки основных параметров проекта "Арктик СПГ-2".
Напомню, что согласно плану Арктик СПГ-2" должен был состоять из трех линий, каждая из которых имеет мощность производства в 6,6 млн тонн СПГ в год. Первая линия была введена в эксплуатацию в декабре прошлого года. Предполагалось, что первые отгрузки СПГ начнутся в феврале, однако уже апрель, а газовозы так и не доставили первую партию покупателям.
В связи с этим НОВАТЭК был вынужден резко сократить добычу газа на проекте с 425 млн кубометров в декабре до 83 млн кубометров в феврале. Основная проблема здесь заключается совсем не в заводе "Арктик СПГ-2". Да, он попал под санкции, однако с технической точки зрения все вопросы были решены. Западное оборудование для первых двух линий было завезено заранее, а на третьей линии планировалось использовать российскую технологию "Арктический микс".
Главная проблема заключается в танкерах. В отличие от флота нефтяных танкеров, газовозы, способные работать в арктических условиях, - это большая редкость. Круглогодичная навигация на Северном морском пути пока что не налажена. Соответственно провозить СПГ приходится по западному маршруту, что означает в разы большее логистическое плечо до Азии. Количество газовозов ограничено, в связи с санкциями иностранные перевозчики не спешат их предоставлять. А экспортировать товар с "Арктик СПГ-2" возможно только в Азию.
Частично проблема может решиться в мае-июне, когда арктические условия позволят использовать восточный маршрут. Но, все равно, даже если что-то и удастся вывести, то это, скорее всего, будут значительно меньшие объемы.
Вторая линия на "Арктик СПГ-2" должна быть запущена в конце 2024 года. Сомнений в этом с технической точки зрения нет, но, повторю, вывозить уже 13,2 млн тонн СПГ в год попросту нечем.
В связи с этим решение о переносе третьей линии сжижения с Ямала на новый завод Мурманский СПГ в Белокаменке выглядит вполне логичным. Напомню, несколько месяцев назад стало известно о перспективе строительства данного завода, который предполагает даже бОльшую мощность, чем "Арктик СПГ-2": три линии по 6,8 млн тонн в год. Итого 20,4 млн тонн
Поскольку работы над третьей линией "Арктик СПГ-2" шли, то для того, чтобы ускорить процесс, достаточно целесообразно запустить её под Мурманском, где не требуется газовозов ледового класса, имеющих возможность работать в арктических условиях. Найти на рынке обычные танкеры - уже не такая большая задача, в них особого дефицита нет.
Самое главное во всей этой ситуации заключается в том, что в России появились собственные технологии крупнотоннажного сжижения - уже упомянутый мною "Арктический микс". После разрешения всех проблем с газовозами, можно вернуться к третьей линии "Арктик СПГ-2", если это будет необходимо. Либо, чтобы еще сильнее упростить задачу, можно поставить четвертую линию на Мурманском СПГ. Плюс на бумаге имеется проект строительства Дальневосточного СПГ.
Безусловно Арктикой заниматься необходимо, однако это не должно быть самоцелью. Осваивать арктические просторы нужно в том случае, если на это есть соответствующие возможности. Они постепенно они появляются. Тем не менее, корректировать планы работы - абсолютно нормально, ведь конечный результат от этого не меняется.
P.S. Мурманский СПГ, первая линия которого будет введена в эксплуатацию в 2027 году, позволит газифицировать Мурманскую область. С этой целью будет построен газопровод Волхов - Мурманск - Белокаменка длинной в 1,2 тыс километров и объемом прокачки в 41,2 млрд кубометров.