Найти в Дзене
Психолог Юлия Стриж

Мать и дочь: третий лишний? (психологический анализ драмы «Осенняя соната»)

эстетика фильма
эстетика фильма

Изначально мать и ребёнок находятся в диаде, это уровень слияния, который необходим ребёнку для выживания. 

Для матери состояние слияния также важно, оно помогает ей выполнять материнские функции, заботиться и ухаживать за ребёнком.

Далее в психическом пространстве матери и ребёнка появляется «символический третий». Это отец, который разделяет диаду. Так ребёнок понимает, он отдельный, у него формируются личные телесные и психические границы, право на отдельность.

Что происходит, когда «символический третий» не появляется? Когда его роль отрицается или обесценивается? Мать и ребёнок остаются «неразделенными», слитыми фигурами. 

К каким последствиям может привести это состояние, мы рассмотрим на примере отношений матери и дочери, Шарлотты и Евы (драма «Осенняя соната»). 

Известная пианистка Шарлотта приезжает в дом своей дочери Евы после кончины ее любовника. Они не виделись семь лет. Дочь очень рада матери, она подготовила для неё лучшую комнату и замечательное пианино. Ева сразу просит дать ей несколько уроков: она сама играет, но, конечно, не так виртуозно, как ее мать.

мать и дочь
мать и дочь

Бессознательно Ева провоцирует соперничество, хотя и понимает, что проиграет его. Отношения матери и дочери (несмотря на тёплый и вежливый приём) кажутся натянутыми и напряженными. За показной вежливостью скрываются совсем другие чувства…Мать сухо рассказывает о смерти своего любовника, привычно отмахиваясь от своих чувств.

Шарлотта холодна, жестока, садистична. Главная страсть ее жизни, работа, всегда на первом месте для Шарлотты. Она обладает ярко выраженными нарциссическими чертами. Люди нужны ей для отражения ее величия и значимости.

Шарлотта нуждается в одобрении и признании Евы. Так она защищается от бессознательного чувства вины перед дочерью. Ее величие как будто даёт ей освобождение от выполнения материнских функций, которыми она всегда пренебрегала.

Основные чувства Шарлотты - это эмоциональная черствость, нарциссизм и бессознательная вина. Основные чувства Евы - это депрессия, пустота и тоска по матери. 

Шарлотта жестока и агрессивна, Ева жертвенна и депрессивна. Их отношения разрушительны и зависимы по сути.

постер к фильму
постер к фильму

Почему же так получилось?

В конце фильма между матерью и дочерью состоится тяжелый и откровенный разговор. Шарлотта поделится своей детской историей, историей нелюбви и неприятия. Ее идеальность и желание быть лучшей - защита от холодности и жестокости ее собственной матери.

Шарлотта эмоциональна мертва, ее способ выражения чувств и контакта с внешним миром - это музыка. Музыка - ее страсть и спасение. Иного способа контакта (увы!) у Шарлотты нет.

Ева бессознательно откликается на отрешенность матери. Она чувствует тоску, унижение, отвержение, холодность. Ровно то, что чувствовала Шарлотта в отношениях со своей матерью, но не могла выразить.

В отношениях Шарлотты и Евы отсутствует третий, отец. Ева говорит об отце как о «милом», «послушном» и «посредственном». Он лишь приложение к Шарлотте, милый аксессуар, не более. Впрочем мужа Евы, Виктора, Шарлотта считает «скучным» и «жалким». 

Обе женщины чувствуют тоску по отцу, которого у них никогда не было. Их сложные отношения, в которых не произошло разделение на две отдельные взрослые фигуры, наполнены ненавистью и взаимными упреками. 

Ева с горечью говорит матери: «Во мне не было ни йоты того, что было по-настоящему мной и в то же время было любимо или хотя бы принято тобой»

В финале Шарлотта привычно спасается в работе, Ева размышляет о самопожертвовании и самоубийстве. К сожалению, они не перестают быть матерью и дочерью, остаются в слиянии.

Последствия слияния - невозможность выйти из сценария отвержения и неприятия. Невозможность быть собой. Невозможность быть женой и матерью. Невозможность быть счастливой и свободной.

Смотрели драму «Осенняя соната?» Какие чувства вызвал фильм?

сложные отношения матери и дочери
сложные отношения матери и дочери