Найти в Дзене

Современная Россия: как развивался экспорт образования России. Часть 2

Оглавление

Мы публикуем вторую главу воспоминаний одного из основоположников социологического подхода к оценке экспорта образования Александра Леонардовича Арефьева. С первой частью материала вы можете ознакомиться здесь. Обращаем ваше внимание, что материал был подготовлен и опубликован в журнале Education Export Magazine в 2021 году.

Формирование основ оценки экспорта образования

Данные нашей ведомственной статистики действительно стали основой для разработки национального проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

Это произошло в начале 2016 года, когда я сделал предварительные расчеты доходов от экспорта российского образования за 2015 год (стоимость оплаты за обучение по контракту иностранных граждан во всех типах образовательных организаций РФ и стоимость их бытовых расходов в период пребывания на территории РФ) и ознакомил с ними заместителя министра образования В.Ш. Каганова, курировавшего международную деятельность российских вузов. Он должным образом оценил эту работу (выявленные позитивные тенденции) и предложил мне представить материал в виде аналитической записки министру образования.

Д.В. Ливанову предстояло выступать в Государственной Думе с отчетом о деятельности министерства, и эти положительные данные, основанные на моих расчетах, были не лишними.
Истоник: www.s-vfu.ru
Истоник: www.s-vfu.ru

Несколько позже, в марте 2016 года, я получил приглашение от В.А. Никонова, председателя Комитета по образованию и науке ГД, прийти к ним на заседание по этой теме и подготовить от себя соответствующий материал с выводами и рекомендациями по экспорту российского образования. Подготовленный мною текст был распространен в качестве раздаточного материала участникам заседания. В это же время в Министерстве образования и науки под руководством В.Ш. Каганова была создана Рабочая группа по проекту по экспорту образования, и я вошел в ее состав.

В конце 2016 года принял участие в заседании совета по общественным и гуманитарным наукам РАН, на котором выступил с докладом «Экспорт образования как перспективная отрасль российской экономики» (доклад был опубликован затем в Вестнике РАН).

Признание экспорта образования как отдельной отрасли

С целью верификации все мои расчеты были отправлены на экспертизу в Санкт-Петербургский государственный экономический университет и получили там в целом положительную оценку. Был привнесен ряд полезных замечаний и предложений, которые я учел в дальнейшей работе.

После экспертизы мои расчеты и их анализ были переданы заместителю председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец, в результате чего экспорт российского образования успели в самый последний момент включить в Перечень экспортных отраслей (официально он был утвержден в мае 2017 г. на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам).

Можно также отметить, что верификация собираемой с моим участием статистики и выполняемые на ее базе расчеты проходили и в Минэкономразвитии, куда я регулярно приглашался от Министерства образования и науки вместе с одним из руководителей Международного департамента или заместителем министра. Приходилось отвечать на различные вопросы участников заседаний, демонстрировать наши статистические сборники, которые также изучались специалистами Минэкономразвития и Российского экспортного центра.

Серьезной проверкой достоверности нашей статистики стал представленный мною доклад в Департаменте статистики и управления данными ЦБ России, куда меня пригласили на межведомственное совещание в 2018 году. По итогам доклада результаты сбора и анализа нашей статистики за предшествующие 15 лет получили положительную оценку в ЦБ.

-3

Оценка места России на международном рынке высшего образования

Кроме того, предложенная мною методика расчета данных по экспорту образования и показатели сбора нашей ведомственной статистики по обучению иностранных граждан были верифицированы в Институте международного образования США (ИМО США). По приглашению его президента г-на Алана Гудмана я прошел там стажировку в 2016 году и с согласия Минобрнауки России подписал меморандум о сотрудничестве ФГАНУ «Социоцентр» и ИМО США в рамках проекта «Атлас» по международной студенческой мобильности, в который входят также в качестве партнерских организаций DAAD, Британский Совет, Campus-France, CIMО (Финляндия), NUFFIC (Нидерланды), Шведский институт и др.

Сотрудничество, помимо участия в конференциях, организуемых ИМО, заключалось в предоставлении данных о профиле российского высшего образования и обобщенных статистических показателей по программам обучения иностранных студентов (в т.ч. американских) в России, а также российских — за рубежом. Осуществлялся и обмен статистическими изданиями (в ИМО США мы посылали наши статистические сборники и получали ежегодный доклад Open Doors. Report on international educational exchange, а также данные об обучении российских студентов в университетах и колледжах США). Я отвечал за данное направление сотрудничества.

Мне удалось убедить американских коллег учитывать все категории иностранных обучавшихся в России, по всем без исключения программам, в т.ч. слушателей подготовительных отделений и стажеров, а также получавших российское высшее образование заочно. Эти студенты должны, как минимум дважды в год, приезжать в РФ для сдачи зачетов, экзаменов и т.д., вследствие чего они проводят в нашей стране ежегодно до месяца.

Благодаря этому по показателю суммарной численности всех иностранных обучавшихся отечественных вузов Россия в рейтинге стран-лидеров международного образования ИМО стабильно занимает 7–8 место в мире.

Поездка в США длилась около трех недель и была очень познавательной с профессиональной точки зрения. Помимо ознакомления с опытом статистической работы ИМО США и детального обсуждения наших показателей обучения иностранных студентов и методики сбора статистики, выявилось их соответствие международным стандартам и стандартам ИМО США.

Мне удалось выступить с серией докладов и лекций в университетах Канзаса, Индианы и Вашингтона. Благодаря этому я смог пообщаться с проректорами и сотрудниками международных служб этих университетов по вопросам рекрутинга и обучения иностранных студентов, условий их проживания в кампусах, визовой практики и трудоустройства. Я побывал на съезде Центрально-американской ассоциации учителей русского языка и сделал там доклад о русском языке в мире, а в 2018 году помог организовать их юбилейный (XX) cъезд в Москве, на базе Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, являющегося «Меккой» зарубежных русистов.

Если вам понравился этот материал, ставьте ЛАЙК и подписывайтесь на Дзен-канал Центра экспорта образования РГСУ!

Читайте другие интересные материалы о международном образовании в нашем журнале Education Export Magazine на 3 языках: https://eduexport.ru/eec_publishing!