Лично известен. СССР, 1958. Режиссеры: Эразм Карамян, Степан Кеворков. Сценарист Марк Максимов Актеры: Гурген Тонунц, Борис Смирнов, Мария Пастухова, Медея Чахава, Сергей Столяров, Жанна Овнатанян, Артём Карапетян и др. 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Степан Кеворков (1903–1991) и Эразм Карамян (1912–1985) поставили 9 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Лично известен» и «Чрезвычайное поручение», «Последний подвиг Камо») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Фильм о террористе–революционере Камо (1882–1922) «Лично известен» был хорошо принят и публикой и кинопрессой.
Журнал «Советский экран» посвятил ему целый разворот с фотографиями, где подчеркивалась важной революционной темы для советского кинематографа (Камо // Советский экран. 1957. № 17. С. 2–3).
Кинокритик Григорий Чахирьян (1902-1971) писал, что «своими корнями картина «Лично известен» уходит не только к далеким «Красным дьяволятам» и «Транспорту огня», но в не меньшей степени и к историко-революционным фильмам тридцатых годов. Фильм этот обогатил галерею образов героев- революционеров, созданных советской кинематографией. Характер главного героя раскрыт авторами фильма с подлинным мастерством. Легкость, с которой Камо идет на самый трудный подвиг, виртуозная смелость, с которой он его совершает, необычайная уверенность в своих силах, позволяющая ему не отступать ни перед какими препятствиями,— все это в какой-то степени делает его похожим на Д’Артаньяна из «Трех мушкетеров». А фанатическая преданность делу, которому он служит, упорство, с которым он продолжает борьбу и тогда, когда она кажется непосильной, делает Камо похожим на Овода…. Камо — смелый и находчивый, как Д’Артаньян, непримиримый в своих убеждениях, как Овод, — отмечен печатью яркой индивидуальности, раскрыт, как характер неповторимый … Появление фильма «Лично известен» отрадно и знаменательно. Картина эта интересна тем, что она возвращает советскую кинематографию к почти забытому жанру историко-революционного приключенческого фильма. Вместе с тем фильм о Камо представляет новую веху в истории армянского киноискусства. … Прежде всего надо ответить на вопрос: чем же фильм «Лично известен» привлекает к себе зрителя, особенно молодого, не оставляя равнодушными и людей старшего поколения, даже участников и очевидцев революционной борьбы в царской империи? Конечно, художественной правдой, которая заложена и в развитии всего сюжета и, что самое важное, в образе Камо. Эти достоинства особенно привлекательны в фильме приключенческого жанра с его динамичной фабулой»(Чахирьян, 1958: 79-80).
Сегодня как фильм «Лично известен», так и фигура самого Камо воспринимаются зрителями, мягко говоря, неоднозначно:
«Да. Сильные люди жили когда–то на нашей Земле. Герои! Спасибо Камо за великое дело всей его жизни. Железной воли человек. Спасибо создателям фильма (да и всей трилогии) за прекрасную работу» (Валькирия).
«В этом фильме … Камо предстаёт перед нами этаким добрым, человечным революционером, каждый его поступок так и дышит человеколюбием. А на самом деле это был кровавый террорист и бандит… Он постоянно добывал деньги для Ленина, не считаясь с любым количеством жертв. Вспомним трогательный сюжет с налётом на транспорт с деньгами банка на главной площади Тифлиса. Сколько было случайных жертв от взрывов нападавших, десятки, не считая охрану!» (И. Синько).
Тридцать лет назад мне довелось познакомиться с исполнителем роли Камо Гургеном Тонунцем (1922–1997), импозантным и обаятельным человеком. Он много мне рассказывал о съемках трилогии и о биографии своего персонажа. Жаль, что я не догадался тогда записать его рассказ, понадеялся на свою память…
Киновед Александр Федоров
Хождение за три моря. СССР–Индия, 1958. Режиссеры Ходжа Ахмад Аббас, Василий Пронин. Сценаристы Ходжа Ахмад Аббас, Мария Смирнова (по мотивам одноименных путевых заметок Афанасия Никитина). Актеры: Олег Стриженов, Наргис, Балрадж Сахни, Притхвирадж Капур, Падмини, Дэвид Абрахам, Варвара Обухова и др. 20 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Василий Пронин (1905–1966) поставил восемь полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Сын полка», «Казаки», «Наш дом» и «Хождение за три моря») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
Это яркий цветной советско–индийский фильм был поставлен по мотивам путевых заметок знаменитого путешественника XV века Афанасия Никитина.
Зрителям и сегодня нравится этот фильм: «Такой колоритный, экзотический фильм! Отличная игра Стриженова, чудесная Индия, захватывающий сюжет, прекрасные девушки–героини. … Всё сделано очень старательно и достоверно» (А. Селеверов).
Киновед Александр Федоров
Мировой парень. СССР, 1972. Режиссер Юрий Дубровин. Сценарист Тихон Непомнящий. Актеры: Николай Олялин, Любовь Румянцева, Янис Грантиньш, Харийс Лиепиньш, Рейн Арен, Гурген Тонунц, Николай Ерёменко (ст.) и др. 19,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Трагически погибший режиссер Юрий Дубровин (1937-1983) поставил восемь полнометражных игровых фильмов, из которых только «Мировому парню» удалось войти в тысячу самых популярных советских кинолент.
В «Мировом парне» заболевшего советского гонщика заменяет на авторалли инженер автозавода Виктор (Николай Олялин)…
Советская кинопресса оценила «Мирового парня» весьма неоднозначно.
Писатель и кинокритик Василий Сухаревич (1912–1983) в «Спутнике кинозрителя» оценил «Мирового парня» весьма позитивно, отметив, что по сюжету ленты «кажется, сам капитал, «его препохабие», бросил против нашего парня весь арсенал свинцовых мерзостей, однако зоркий глаз Виктора увидел людей, достойных, скромных, незаметных героев смертельно опасного ремесла гонщиков, и сердце его вступило в дружеский контакт с ними. И даже сердце коварной переводчицы дрогнуло перед мужеством и простотой Виктора. В конце концов побеждают не предательство и корысть, а верность долгу, любовь к родине — прославленная во всем мире, а опасности удесятеряют его силы, его духовную мощь» (Сухаревич, 1972).
А вот Григорий Степанченко на страницах журнала «Искусство кино» был куда более строг к фильму: «Авторы, видимо, полагают, что чем больше препятствий они нагородят на пути героя, тем отчетливее обнаружатся морально-политические качества симпатичного Виктора Логинова. Этот принцип хорош, когда дело касается демонстрации технических достоинств машины. На пути автомобиля можно устроить завал, с тем чтобы посмотреть, как он его преодолеет. Но чтобы понять человека, мало организовать во время его прогулки по пустынной ночной улице засаду из двух подонков с железными скобами. В этом роде можно было бы придумать что-нибудь и позанятнее. Но даже если бы «мировой парень» устоял перед чарами Маты Хари, обезоружил Джеймса Бонда, обезвредил Фантомаса и парировал пенальти от Пеле, то и тогда образ героя едва ли обрел бы свое человеческое, духовное значение. У Виктора как в начале фильма, так и в конце — хорошее лицо: открытое, волевое. Открытое в фас. Волевое в профиль. И это все, чем располагает к себе герой. Остальное — приключения и подвиги, нарочито демонстрируемые упорство и воля, стойкость и мужество — довольно простодушная показуха. Промышленные товары, в том числе мощные МАЗы, безалкогольные напитки, в том числе квас и березовый сок, туристические маршруты, несомненно, нуждаются в наглядной и действенной рекламе. Товар надо показывать лицом. Но характеры и чувства людей нуждаются в другом — в художественном исследовании. Иначе возможны недоразумения. Сами авторы в восторге от героя и обязывают других персонажей говорить ему комплименты. И понемногу, может быть, непроизвольно человек в кадре начинает «нарциссировать». Но с чего, собственно? В меру курил. Почти не пил. Цветы дарил. Не изменял. Никого не убил. Дал сдачи хулиганам. Все это приятно. Но если всему этому надо так много и продолжительно радоваться, то радоваться нечему. Между тем перед авторами стояла серьезная задача. И очень важная. Удача авторов на этом тематическом плацдарме многое могла бы означать для всего нашего кинематографа. Но они позабыли, увы, что серьезные задачи надо и решать серьезно. Иначе не избежать компрометации идеи» (Степанченко, 1972: 60).
Мнения зрителей XXI века о «Мировом парне», как это часто бывает, сильно отличаются:
«Мировой парень» — мировой фильм. Очень запомнился благодаря Николаю Олялину. Один голос артиста чего стоит. Мужественный герой Олялина вызывает большое уважение. На таких гонках и развивается жесточайшая борьба. И очень жаль, что наши же некоторые зрители, если герой положительный, не верят в него, приписывают «приукрашивание». Будто таких людей у нас не может быть» (В. Беляева).
«Очень слабый сценарий… Кажется, что кино сняли в «лучших» традициях конца 30-х - начала 50-х годов. Словно, авторы фильма заснули в середине 50-х годов, пропустили все 60-е и проснулись только в 1971- м году. И сняли, как умели. А умели не слишком много» (Александр).
Киновед Александр Федоров