Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/
Рейтинг:
- Кинопоиск - 6,3
- IMDb - 6,8
Жанр: фантастика, боевик, приключения
Смена постановщика Доннера на Лестера (оба Ричарда) немного сменила ракурс ленты. Вступительные титры пересказывают сюжет первого фильма, чтобы сделать акцент на преступниках из Криптона под командованием генерала Зода, весьма зловеще сыгранным Теренсом Стэмпом. Сюжет также продолжает романтическое трио: Супермен – Лоис Лэйн – Кларк Кент, чтобы под комичные ситуации подставлять героев.
Наконец-таки Супермен покинул Америку ради спасения других стран. Первый акт фильма показывает террористов на Эйфелевой башне, где, как специально, была замечена Лоис. Абсурдные и, порой, комичные ситуации разбавлялись появлением героя в красном плаще. Одновременно с этим хитрые планы Лекса Лютора (Джин Хэкмен наконец-то надел парик, на побриться на лысо не хватило смелости) показывают коварство и жажду мести.
Комичный тон прерывается на явлении злодеев-криптонцев перед людьми. Весьма удобная причина их освобождения (в сиквеле все почему-то сбегают из тюрем), чтобы встретить землян на Луне. Ах, этот штрих демонстрирует флаги СССР и США, как первых людей, открывших миру космос (фактически Нил Армстронг был первым человеком на Луне). Явно злые намерениям и... эти спецэффекты. Сражения с Урсой (без аегиса), Ноном и генералом Зодом выглядят карикатурно, но всё-таки угроза очевидна.
Пока злодеи приближаются к Земле, силы атмосферы делают их сильнее и выносливее (поэтому Кал-Эл является для людей Суперменом), нам показывают неловкости Кларка Кента и подозрения Лоис Лэйн. Почему всегда, когда появляется Супермен, исчезает Кларк? Эти уже классические вопросы из комиксов, но они создают некую романтику, в которую погружается фильм. Не смотря на явную угрозу планете, Супермен погружен в свои личные интересы.
С одной стороны можно заявить про силу и ответственность в духе дяди Бена, но режиссёр показывает главный криптонит для Супермена – Лоис. Пока в США творятся беспорядки, Кларк идёт на жертвы ради любви. Может это и сентиментально, но фильм нарушает свои же правила по необратимости, от этого и уничтожается драматический момент. Только нам показали цену любви, чтобы в третьем акте всё переиграть. Это было не очень.
Бои криптонцев, которые равны по силе, выглядит эпично и мощно. Злодеев трое, а герой один. При этом Супермен ещё старается защитить горожан, поэтому у злодеев всегда преимущество. Как их победить? В итоге, нас встречают сомнения на счёт героя, но это сделано по плану Кларка. А что до Лекса Лютора? Тут он обретает статус персонажа второго плана, порой, про него даже забываешь. Свои криминальные идеи и манипуляции он, конечно, старается воплощать, но на фоне сил генерала Зода, Урсы и Нона, это так, мелочи.
Кульминация подарила нам красивую мелодраму, которая естественно нужна была, так как Супермен понимает, что для Земли возможны новые угрозы, а он один. В 2006 году вышла полная версия данной картины от Ричарда Доннера (Доннер-кат, как сейчас принято говорить), дополнительно включены более веские причины сомнений Супермена, камео Джо-Эла, расширенные эпизоды драк. Но в целом можно сказать, что история красиво завершилась. Сиквел собрал больше положительных отзывов, чем первый фильм (хотя картины снимались практически одновременно), поэтому о триквеле уже заявили в финальных титрах.