Найти тему
Павел Лупашку

Использование стресса в воспитании и личностном росте

Информация, которая будет полезна каждому родителю.

Недавно написал пост про трагедию в Крокус Сити и о том что рассказал про это событие своим дочерям (6 и 10 лет). В тот день я взял их с собой в церковь скорбеть и ставить свечки за упокой погибших и за здравие раненных.

В комментариях к публикации один из моих подписчиков написал, что в 6 лет психика ребенка не готова к восприятию информации о трагических событиях и может сформировать травму. И он действительно прав - если не учитывать уровень зрелости своих детей и делать все «грубо», неделикатно, то так и получится.

Но я как воспитатель и психотерапевт знаю, как все правильно сделать, чтобы это было на пользу, а не во вред. Поэтому с дочками все получилось, как я задумал.

После недолгих размышлений я решил написать этот текст, где раскрою тему воспитания через стресс насколько коротко возможно, чтобы было понятно. Уверен, что она будет полезна всем, кто ее прочитает.

Итак, обо всем по порядку.

У ребенка (и взрослого человека) формируется психологическая травма только в тех случаях, когда он сталкиваются с чем-то настолько тяжелым, что его психика не может выдержать.

«Тяжелыми» могут быть события, в которых человек является непосредственным участником, свидетелем или о которых ему рассказали с соответствующим окрасом.

На примере трагедии в Крокусе травма могла формироваться у непосредственных участников, у свидетелей и у тех, кому об этом рассказали в подробностях, со слезами на глазах и с горем в голосе.

Но, даже в этом случае она образовалась не у всех. Травма не сформировалась у всех участников трагического события, не у всех свидетелей и не у всех тех, кому об этом рассказали. И тем более она не сформировалась у спасателей, которые участвовали в тушении пожара и спасения людей.

Это говорит о том, что у разных людей уровень выдержки тяжелого разный. Мы обычно говорим, что уровень стрессоустойчивости у разных людей разный.

Мы можем это заметить на простых примерах в семьях и рабочих коллективах. Так некоторые сотрудники тяжело выдерживают замечания со стороны клиента и руководителя, и есть руководители, которым очень тяжело уволить сотрудника.

Дома из-за простых замечаний женщина может обидеться, заплакать, «сбежать» от разговора, а мужчина – вспылить, накричать, стукнуть кулаком по столу.

Почему эти люди не выдерживают такой уровень стресса, на первый взгляд не большой? Потому что в прошлом с ними это уже случалось в такой степени тяжести, что их психика не выдержала и защитные механизмы психики сформировали травму.

Например, им не очень деликатно сделали замечание в детстве, когда они вкладывали душу в свое дело. Или они были свидетелями как мама и папой ругались, и ребенку было тяжело на это смотреть. Или папу уволили, и дети прочувствовали последствия потери работы отца.

А почему другие взрослые легче выдерживают такой уровень стресса?

Причин может быть несколько. Либо эти люди проходили через такие события раньше, у них тогда образовалась травма, но они ее вылечили и дальше их психика имеет иммунитет на такого рода события.

Либо родители, воспитатели, жизненные обстоятельства готовили их постепенно, через информацию и события нарастающего уровня тяжести.

Либо они прошли подготовку на специальных тренингах под сопровождением специалистов.

Наверно вы заметили, что дети из деревни в среднем более стрессоустойчивые, чем городские. Это происходит потому, что в деревне жизнь более наполнена «тяжелыми» на первый взгляд событиями. Там он становятся свидетелями таких картин как петух топчет курицу и бык-корову, как взрослые режут животных на мясо или животные умирают своей смертью. Там ребенок чаще получает ушибы при падении или драке, участвует в физическом труде вместе со взрослыми.

Все эти события не формируют у детей травму потому, что взрослые готовят их к тому, что будет происходить. Они преподносят ту или иную информацию как норму, без трагедии и эмоций в описании. А если ребенок упал или что-то разбил, взрослые не придают этому большое значение, а учат его быстро успокаиваться и решать возникшую проблему. Соответственно ребенок воспринимает это как норму, и так себя ведет.

Еще раз - психика человека становится «уязвимой» или «крепкой» вследствие событий и информации полученную от родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, учителей, родственников, друзей, книг, интернета.

И если мы хотим сформировать «крепкую» психику, то этим нужно заниматься целенаправленно.

Рекомендации как это правильно сделать, напишу в конце статьи. Но перед этим хочу еще кое-что подсветить.

Лет 10 назад мой учитель и бизнес-тренер сказал мне такую фразу: «Лидер растет на проблемах, без проблем не растет».

Я тогда ее не понял и даже немного про себя возмутился: «как так только на проблемах, наверняка есть еще варианты». Позже я долго размышлял на эту тему и искал другие варианты роста человека.

И понял смысл этой фразы, только когда сам начал заниматься консультированием и сопровождением людей в достижении целей. И когда прошел обучение по психологии и воспитанию.

Человек растет на проблемах, потому что они несут что-то тяжелое и проходя через них, психика человека становится крепче.

При этом «проблема» вовсе не значит что-то страшное и трагичное. Это просто что-то непривычное и дискомфортное.

Например, тяжелым для психики ребенка является первое завязывание шнурков, выучивание стихотворения и таблицы умножения.

Непривычно и страшновато идти первый раз в садик, потом в школу, универ, на первую работу.

Для спортсмена непривычно и тяжело первый раз пробежать 10 км, потом 20, 42, 50 км.

Непривычно и дискомфортно первый раз выступать на аудиторию 10 человек, потом 30, 100, 1000.

В этих примерах я показал, как люди растут через постепенный – дозированный выход из «зоны комфорта» в «зону стресса».

Так же специально привел пример из спорта, потому что наши мышцы растут аналогичным образом - через стресс, «проблему». Ведь мы понимаем, что если всегда заниматься привычными весами, то сила расти не будет.

Она будет расти, только если специально и постепенно выводить мышцы в зону, где им будет тяжелее привычного. И мышцы получат травму только в тех случаях, когда спортсмен переборщит с тяжестью.

Психику можно расширять и на специальных тренингах, где в безопасных условиях человека «вытаскивают» в зону небольшого стресса, благодаря чему привычные рамки человека расширяются и позволяют ему стать смелее, увереннее, решительнее в тех случаях, где раньше ему было страшно, неудобно, стыдно.

На тренингах личностного роста, по мимо «расширения рамок», участники вылечиваются от некоторых психологических травм, что позволяет им не страдать, а спокойно реагировать на те события и ситуации, которые раньше казались мега-тяжелыми. Я сам проходил разные тренинги, поэтому знаю не понаслышке.

Отдельно хочу отметить тот факт, что, если человек стрессоустойчивый, это не значит, что он бесчувственный и не способен сострадать. Скорее наоборот, он просто грустит, сочувствует спокойно и безопасно для окружающих. На такого человека можно опереться в трудную минуту, потому что он сможет выдержать ваш тяжелый рассказ и окажет необходимую психологическую поддержку.

Рекомендации для родителей:

1. Каждый взрослый при общении с ребенком должен учитывать дозу тяжелого, которую конкретный ребенок сможет выдержать. Родитель лучше всего знает уровень подготовки своего чада. Поэтому, не удивляйтесь, что один родитель рассказывает детям про травмирующие на первый взгляд события, а другой нет.

2. Нормальная «доза» — это когда ребенку будет только немного страшно или ему будет всего лишь грустно узнать что-то тяжелое. Не успокаиваете его в это время, дайте ребенку побыть в этих чувствах, пусть переживает и погрустит. Вы просто будьте рядом и поддержите если он попросит. Иногда ребенок захочет поговорить, дайте ему высказаться, слушайте. Возможно, ему нужны будут ваши объятия, не торопитесь с этим, чувствуйте.

3. Не делайте «из мухи слона», передавайте информацию спокойно без эмоционального окраса. Часто родители (а также бабушки и дедушки) передают свои травмы детям путем донесения информации с трагическим окрасом. Если для вас какое-то событие вызвало сильный стресс, то поищите в вашем окружении людей, которые нормально относятся к тому, что случилось и пусть они донесут информацию до ребенка.

4. Вы переборщите в тех случаях если ребенок будет истерить, захочет убежать, закроется в себя или проявит агрессию (это стандартные реакции стресс, который человек не может выдержать). Еще раз, вы лучше знаете своего ребенка, поэтому дозу выбирать вам.

5. Если вы не знаете, как отреагирует ваш ребенок, начните с малого, издалека. Сморите реакцию ребенка и добавляйте «тяжелое» до тех пор, пока ему будет немного дискомфортно. В этот момент остановитесь. Когда ребенок успокоится, можете добавить подробностей если это необходимо. Ваша цель как воспитателя, чтобы ребенок был достаточно стрессоустойчивым для решения своих жизненных задач и достижения целей. И чтобы обычные события не сформировало ему травму.

6. Хотите воспитать ребенка с крепкой психикой, но не умеете или не хотите сами этим заниматься - обращайтесь к соответствующим специалистам.

7. Стать крепче помогают различные кружки, спорт, походы. Там ребенок будет проходить через неудачи и победы; через разочарования, страх, боль, но и через радость собственных достижений. Это постепенно сделает его сильным и устойчивым.

Я понимаю, что ни один родитель не хочет расстраивать своего ребенка. Нам тяжело смотреть как страдают даже чужие нам люди. Но правильная подача и поддержка взрослого, воспитают в ребенке человека, который не останавливается перед трудностями, умеет их дозировать и постепенно добиваться своих целей. А чувство сострадания и отзывчивости, сделают его человеком способным поддержать родных, коллег, подчиненных и других членов нашего большого общества.

Рекомендации для взрослых - аналогичные, хотите стать крепче и легче двигаться к своим целям - расширяйте границы стрессоустойчивости.

Это будет полезно не только вам, но и вашему партнеру по жизни, детям, родителям. Им будет легче общаться с вами, а вам с ними. Это относится и к коллегам, сотрудникам и клиентам.

Благо мы живем в мире, где так много возможностей и специалистов в этом направлении.

На сегодня все, надеюсь дочитали до конца. Раскрыл эту тему насколько коротко смог. Больше полезной информации пишу на страницах своих соц. сетей и в канале телеграмм.

Если статья была полезна, то с вас лайк за мой труд. 😊

И поделитесь статьей с родными и друзьями, пусть в вашем окружении будет больше здоровых, устойчивых и сочувствующих людей.

Фото с гор Абхазии, на горизонте Черное море. Опубликовано с разрешения сына.