Секретарь райкома. СССР, 1942. Режиссер Иван Пырьев. Сценарист Иосиф Прут. Актеры: Василий Ванин, Михаил Астангов, Марина Ладынина, Михаил Жаров, Михаил Кузнецов и др. 24,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Иван Пырьев (1901–1968) поставил 18 полнометражных игровых фильмов, 15 из которых («Богатая невеста», «Партийный билет», «Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Испытание верности», «Идиот», «Белые ночи», «Наш общий друг», «Свет далекой звезды», «Братья Карамазовы») вошли в тысячу самых кассовых советских лент.
Этот фильм И. Пырьева вышел на экраны во время войны, и был в целом тепло оценен тогдашней прессой.
К примеру, в газете «Литература и искусство» утверждалось, что «слаженность актерского ансамбля, художника, оператора в большой мере обеспечила стилистическое единство постановки. «Секретарь райкома», бесспорно, наиболее зрелое произведение Пырьева» (Евсеев, 1942). Вместе с тем далее отмечалось, что, «добиваясь сюжетной увлекательности, авторы иногда впадают в другую крайность: кое-где стремление поразить зрителя острым фабульным ходом становится для них самоцелью и отодвигает на второй план другое, более важное. Сюжет фильма не нуждался в дополнительных «обострениях» стертыми приемами авантюрно-приключенческой ленты. Авторы явно сами недооценили внутреннюю драматическую силу избранного ими материала. Зрителя волнует суровая романтика партизанского походного быта, увлекает величие характеров народных мстителей, идущих на подвиг во имя родины, гораздо больше, чем нехитрая приключенческая интрига» (Евсеев, 1942).
Уже после окончания Великой Отечественной войны министр кинематографии СССР И. Большаков (1902–1980) писал о «Секретаре райкома» так: «В фильме сказалась прекрасная режиссерская работа И. Пырьева, который показал себя темпераментным и вдохновенным художником, хорошо понимающим лучшие черты характера русских людей, проявившиеся в борьбе за Родину. С большим блеском исполнили свои роли артисты: В. Ванин, М. Жаров, М. Астангов. Артист В. Ванин … правдиво и тонко создал образ секретаря райкома большевистской партии, центральный образ фильма. Перед нами волевой, умный, беспредельно преданный своей Родине, своему народу большевистский руководитель масс, который с большим умением и тактом в дни войны руководит боевыми операциями. Артист М. Жаров создал убедительный и содержательный образ русского патриота, который не щадит своей жизни во имя победы над коварным и лютым врагом» (Большаков, 1950: 49).
Аналогичного мнения об этой работе И. Пырьева придерживался и киновед Александр Грошев (1905–1973), подчеркивая, что «в этом фильме показываются истоки партизанского движения, раскрывается роль большевистской партии как организатора и вдохновителя народной войны. Центральный герой картины секретарь райкома Кочет предстает перед зрителями вполне сформировавшимся партийным руководителем, стойким и мужественным большевиком. Он ясен и последователен в своих решениях и поступках, действует уверенно и целеустремленно. Огромная воля и стойкость, упорство и решительность в борьбе с врагом являются определяющими чертами его характера. … Приключенческая форма сюжета была умело использована постановщиком фильма для показа самого главного и самого существенного: высоких моральных качеств советских людей, раскрывшихся в суровой партизанской борьбе» (Грошев, 1952: 166–167).
Однако уже в 1969 году авторы «Краткой истории советского кино» писали о том, что «фильм «Секретарь райкома» не лишен серьезных недостатков. Они относятся прежде всего к его сценарной основе и сказываются в стремлении сценариста И. Прута к внешним эффектам и мелодраматическим ситуациям. Неровный – и по мастерству и по степени проникновения в материал – была также и игра некоторых актеров» (Грошев и др., 1969: 314).
Сегодня «Секретарь райкома» смотрится зрителями как кинотекст своего времени:
«По–моему – агитка. Неплохая, конечно, но и не шедевр советского кино. Налицо все приемы среднего голливудского боевика: неуязвимый главный герой; гротескные враги, десятками падающие замертво; хитроумный главзлодей, коварством захватывающий героя и как все шаблонные голливудские злодеи сначала откровенничающий с героем, а потом тупо упускающий его. Я не ругаю Пырьева, был 1942 год, страна висела на волоске, тут не до изысков, тут все должно быть просто и понятно… Пырьев сделал то что должен был сделать – агитку (понятный и яркий призыв к борьбе)» (Духазил).
«Едка сатира, настоящая агитка, немного любви, героизм... Смотрела взахлеб! Особенно взял за душу кадр из начала фильма, когда показывают красивых героев на фоне пылающей страны и идет клятва защищать Родину до последней капли крови. Очень вдохновляюще. Я буквально увидела зрителей, сидящих в зале в 1942 году, которые смотрели на него. Я буквально почувствовала, как в их душе поднимается жажда уничтожения фашистов. А потом еще этот главарь фашистов с его усищами... И вообще такие хиленькие, слабенькие фашисты, они точно вызывали же у наших чувство – Да мы их победим в два счета! Счас соберемся и наваляем! Очень агитационно. 100 из 100 баллов!» (Кадеточка).
Киновед Александр Федоров
Ненависть. СССР, 1978. Режиссер Самвел Гаспаров. Сценаристы Эдуард Володарский, Никита Михалков. Актеры: Евгений Соляков, Иван Мацкевич, Евгений Леонов–Гладышев, Елена Цыплакова, Элгуджа Бурдули, Лев Перфилов, Константин Степанков и др. 24,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Самвел Гаспаров (1938–2020) поставил 11 остросюжетных фильмов, пять из которых («Ненависть», «Свидетельство о бедности», «Забудьте слово «смерть», «Хлеб, золото, наган», «Шестой») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
В сценарии «Ненависти», «подаренном» Самвелу Гаспарову Эдуардом Володарским (1941–2012) и Никитой Михалковым, конечно же, чувствуются их рука, натренированная на блестящем синтезе истерна и детектива «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974). Но своей лихой и размашистой режиссурой С. Гаспарову удалось привлечь в кинозалы даже чуть больше зрителей, чем Н. Михалкову.
Приключенческий жанр — один из самых популярных в нашем кинематографе. А режиссер Самвел Гаспаров — один из самых ярых его приверженцев. Однако уже в «Ненависти» отчетливо ощущалась склонность С. Гаспарова к стилизации, возникшая, возможно, под влиянием все того же «Своего среди чужих...».
События гражданской войны преломлялись в «Ненависти» будто сквозь туманное стекло. Приметы времени были стерты, и молодые актеры Евгений Леонов-Гладышев и Елена Цыплакова с видимым удовольствием и задором играли отнюдь не людей двадцатых годов, а своих сверстников, как бы перенесенных неведомой машиной времени на десятки лет назад.
Такая откровенная режиссерская ставка на развлекательность, минуя разработку характеров и отражение эпохи, еще тогда казалась очень спорной. Но все же трудно было предположить, что в дальнейшем от стилизации С. Гаспаров скатится к штампу.
В «Ненависти» проявилась и другая особенность его режиссерской манеры — стремление к внешнему эффекту. Так, пригласив на микроскопическую роль белого казака актера с впечатляюще броской внешностью (Б. Хмельницкого), Самвел Гаспаров разворачивает целый эпизод с «русской рулеткой», (игра со смертью с помощью нагана) лишь для того, чтобы показать, как красиво есаул пустит себе пулю в лоб.
В целом получилось нечто вроде «Неуловимых мстителей» для взрослых, только без юмора.
В год выхода «Ненависти» в кинопрокат журнал «Спутник кинозрителя» обращал внимание читателей на «локальные цвета, в которые окрашены убеждения героев и их характеры, при полном отсутствии оттенков и полутонов, головокружительные события, эффектные перестрелки, все это напоминает о жанре «вестерна», где события, даже самые серьезные, все–таки окрашены оттенком игры, ощущением какого–то веселого и озорного жизнелюбия» (Иванов, 1978: 7).
А спустя четыре года киновед Виктор Демин (1937–1993) писал, что «Ненависть», этот типичный «истерн», исполнен эпической, величавой плавности и, вместе с тем, материальной, фактурной значительности каждой подробности взметнувшегося мира. Исключительные ситуации времен гражданской междоусобицы как бы затормозили обычные природные процессы, чтобы мы получше их рассмотрели. Само присутствие смерти оттеняло достоинства жизни» (Демин, 1982: 78).
Мнения сегодняшних зрителей о «Ненависти» сочетают в себе аргументы «за» и «против»:
«Смотрел фильм первым экраном в 14 лет. Очень нравилось, на несколько сеансов ходил. Пересмотрел через 35 лет. Сценарий, конечно, сильно идеологизирован. Красные благородны, а подлые и мерзкие белые, нарядившиеся в советскую форму, жгут села и убивают мирных граждан. Хотя в истории гражданской войны имеется много обратных примеров. Красные надевали погоны и рейдировали по тылам противника, одновременно проверяя жителей на благонадежность. Например – рейд бригады В..М. Примакова в октябре–ноябре 1919 года. Мне кажется, если бы жанр "истерна" был ближе к чистоте, фильм бы только выиграл. Но хорошего в нем много. Достаточно масштабно снято, качественно воссозданы обстановка, экипировка героев. … Перестрелки классно поставлены, конные трюки. Обратил внимание, как уверенно обращаются главные герои с лошадьми» (Михаил).
«Фильм не очень люблю. Но Степанков в роли полковника Ставрогина (хорошая такая фига в кармане – упырь–белогвардеец с фамилией персонажа Достоевского) – просто блеск!» (М. Кириллов).
«Крайне примитивный "истерн" про гражданскую войну… Глубоко трагическая тема братоубийства (которая и поныне порой разделяет наш народ на "белых" и "красных") показана в виде какого–то опереточного фарса. А сцена штурма избы с заложницей – прямо амазонкой в кожаных штанах! ;)) – просто апофеоз абсурда. И при этом фильм отнюдь не комедия. С досадой вынужден констатировать, что у авторов сценария Э.Володарского и Н.Михалкова после почти шедеврального "Свой среди чужих..." на этот раз получилось нечто весьма низкопробное» (Г. Воланов).
Киновед Александр Федоров
Схватка в пурге. СССР, 1978. Режиссер Александр Гордон. Сценаристы Владимир Кузнецов), Ольга Мирошниченко. Актеры: Леонид Марков, Валентин Гафт, Константин Захаров, Виктор Павлов, Нина Попова, Геннадий Корольков, Сергей Яковлев, Олег Анофриев, Владлен Паулус и др. 23,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Александр Гордон (1931-2020) поставил девять полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Сергей Лазо», «Сватка в пурге», «Двойной обгон» и «Выкуп») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
В «Схватке в пурге» бандиты захватывали автобус, а зрители, затаив дыхание, переживали за судьбы пассажиров.
Многим зрителям этот фильм нравится до сих пор:
«Отличный фильм, не просто "стрелялки–догонялки", захватывает и не отпускает до конца фильма» (Елена).
«Такой захватывающий фильм и снят так давно! Честное слово, ни чуточку не уступает современным голливудским триллерам по напряжению» (Сибиряк).
Киновед Александр Федоров