Найти в Дзене
турист 61

Историческая родина моя. Часть третья.

Погружение в историю своих предков напрямую связано с казаками, которые играли важную роль в истории России. Они были известны своей воинственностью и храбростью, а также своим умением адаптироваться к различным условиям. Казаки были первыми поселенцами на территории современной России, они жили на границах государства и защищали его от нападений враждебно настроенных соседей . Изучая историю своих предков в тот период когда они были связаны с Запорожскими казаками. И несколько коснувшись этой темы мне захотелось высказать свое отношение к вопросу о том как образовалась к а з а ч е с т в о в Запорожской Сечи и почему казаков стали называть казаками. Так как оказалось много информации противоречивой. Абсолютно увереным быть в этой точки зрения , что казачество в Запорожской Сечи основали именно предки адыгов. И началось это еще в бытность когда адыги были известны под именем к а с о ги. Касоги бежали в Сечь, где собирались в мужские вольные поселения, которые никому не подчиняли

Погружение в историю своих предков напрямую связано с казаками, которые играли важную роль в истории России. Они были известны своей воинственностью и храбростью, а также своим умением адаптироваться к различным условиям. Казаки были первыми поселенцами на территории современной России, они жили на границах государства и защищали его от нападений враждебно настроенных соседей .

Изучая историю своих предков в тот период когда они были связаны с Запорожскими казаками. И несколько коснувшись этой темы мне захотелось высказать свое отношение к вопросу о том как образовалась к а з а ч е с т в о в Запорожской Сечи и почему казаков стали называть казаками. Так как оказалось много информации противоречивой. Абсолютно увереным быть в этой точки зрения , что казачество в Запорожской Сечи основали именно предки адыгов. И началось это еще в бытность когда адыги были известны под именем к а с о ги. Касоги бежали в Сечь, где собирались в мужские вольные поселения, которые никому не подчинялись и занимались они разбоем, от их названия касоги и пошло название казаков и никаких тюркизмов здесь нет и в помине. Конечно, затем к казакам стали присоединяться такие же лихие люди со всех соседних княжеств.

Н.М.Карамзин:Запорожское — днепровское казачество только в 15 веке отделилось от Крымского государства — от Синей Орды, из-за религиозного раскола Синяя Орда в конце 15 века распалась на две части: православную северную часть, т. е. — приблизительно современную Украину, где и образовалась к концу 16 века самостоятельная Низовая Запорожская Республика, в конце 16 века запорожские казаки «не имели причин относиться с враждой к крымским татарам, своим соседям и соратникам.
Н.М.Карамзин:Запорожское — днепровское казачество только в 15 веке отделилось от Крымского государства — от Синей Орды, из-за религиозного раскола Синяя Орда в конце 15 века распалась на две части: православную северную часть, т. е. — приблизительно современную Украину, где и образовалась к концу 16 века самостоятельная Низовая Запорожская Республика, в конце 16 века запорожские казаки «не имели причин относиться с враждой к крымским татарам, своим соседям и соратникам.

Когда Орда уже не могла вести походный образ жизни и себя самостоятельно кормить. По этому поводу пришлось большую часть орды оказачить. Что и было сделано. Ордынцы осели от реки Ра (Волги) до Дуная на южных землях. Об этом было договорено после БИТВЫ Пересвета и Челубея. там победителя не было, оба погибли. Вот и договорились. Сражения, как пытаются навязать историки не было. Малой кровью обошлись. было бы сражение - у христиан бы шансов не было. Их основная часть войска была из ополченцев и дружинников. А дружинник - это смотрящий за порядком. То есть милиционер по нашему. Дружиной и жён называли - смотрящая за порядком в семье. Княжеская дружина - за порядком в княжестве… Начали обзаводиться семьями и стали вести осёдлый образ жизни, стали казаками. Их призывали на службу только за плату и в основном во время войны как нацгвардию. Ну а если казак - это иноземный завоеватель, как пытаются преподнести… Это абсурд.

Александр Невский занял позицию сотрудничества с Ордой. Потому что мощь Орды намного превосходила силы раздробленной Руси, сопротивление было бесперспективным. А так же несмотря на тяжелые последствия ордынского нашествия, Орда не претендовала на захват русских земель, уничтожение русской государственности и не преследовала православную веру. Зато надвигавшиеся с Запада немецкие феодалы на все это претендовали. Поэтому Александр счел западную угрозу более опасной, чем восточную и предпочел дружбу с Ордой. чтобы иметь в ней союзника в борьбе против католической Европы. И война с Ордой могла привести к полному уничтожению русского народа.

Показался и Святослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной ЧИСТОТОЙ. (Лев Диакон)
Показался и Святослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной ЧИСТОТОЙ. (Лев Диакон)

Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков, а всего историки насчитывают до 8 сменявших друг друга «сечей», бывших ее центрами в разное время. По сути, эта совокупность укрепленных поселений представляла собой военную республику, причем республику в первую очередь христианскую. Главным занятием казаков была и оставалась оборона южных земель от татар и турок, противостояние экспансии Крымского ханства. И если этнический состав казачества оставался довольно пестрым (национальная принадлежность не играла роли при принятии в войско, к тому же казаки нередко женились на захваченных в походах женщинах), православная вера была столь же необходима запорожцу, как и умение владеть оружием.

Илья Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»Картину художник писал основываясь на исторические события 1676 года.                        Год написания картины: 1891.
Илья Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»Картину художник писал основываясь на исторические события 1676 года. Год написания картины: 1891.

Украинцы в массе своей естественно не являются потомками запорожских казаков. .

После присоединения Малороссии к России, уже верхушка запорожского казачества меняет польских панов и сама становиться панами, то есть владельцами малороссийских крестьян.

После ликвидации запорожского войска. Казацкая верхушка получает дворянские титулы и вливается в русское дворянство. рядовые же казаки перебираются на Кубань, где основывают кубанское казачье войско.

Началом Запорожского казачества могло быть лишь общим предводителем казаков, соединивших их в одно дело - борьба с мусульманами. Так казаки стали защитникам православной веры против католичества и

вместе с тем охранителей славянской народности против туркотатар. Запорожские казаки заставляясь против

ногайского народа за православную веру, часто теряют жизнь свою через войну с татарами и турками, освобождают из неволи народ христианский и доставляли много турецких и татарских

языков и пленников на пользу королю Речи Посполитой.

Восток за Волгой тоже был казачьего служения, именующегося вовсе не словом «казаки», а местными термином (искажённо - казаХи), что вносило сумятицу в политические и научно-исторические головы.

В Российской империи всегда ценили казаков за их высокие военные качества. Запорожские казаки принимали участие в русско-турецкой войне в составе армии Румянцева, а после ликвидации Запорожской Сечи в 1775 году по указу Екатерины II в их судьбе принимает непосредственное участие князь Потемкин. Благоволивший казакам со времени крымских походов, он добивается у императрицы создания нового военного образования – Войска Верных Запорожцев (в противовес Задунайской Сечи, созданной после роспуска Запорожской на территории Турции и формально подчинявшейся турецкому султану). Казаки сражались во всех войнах, которые вела Российская империя, казачьи полки существовали в русской гвардии, казацким был и охранявший царя Собственный Его Императорского Величества Конвой

Начнем с того, что Сечь вряд ли можно назвать украинской организацией, в основу ее формирования был положен как раз принцип космополитизма: для того, чтобы стать казаком нужно было быть только мужчиной и православным. Национальность не играла никакой роли. Зачастую атаманами и полковниками на Сечи становились далеко не украинцы. Так же не надо забывать и отношение казаков к крестьянам, а именно они составляли подавляющую часть населения тогдашней Украины. Для казаков селяне были свинопасами и гречкосеями, проводящим свою жизнь возле женской юбки. Бывали случаи, когда казаки вместе с татарами совершали набеги на Украину, жертвами которых как правило становились те же крестьяне. Потому считать, что на момент разгона Новой Сечи, она что-то особенное означала для украинских крестьян и была носителем неких национальных устоев, было бы явной натяжкой.

Во-первых начнем с причин разгона сечи. Первой и безусловно основной причиной разгона сечи было восстание Пугачева, поставившее государство на грань развала. В 1773-1774 годах сечевики толпами шли к Пугачеву. Когда проводивший дознание по делу Пугачева граф Никита Панин доложил Екатерине II, что самозванец намеревался из заволжских степей идти на Сечь, чтобы подымать казаков, императрица решила, что с приднепровской вольницей надо что то делать, пока какой-нибудь новый самозванец не взбунтовал Сечь.

Второй причиной было заключение Кучук-Кайнарджийского мира 1774 года с турками, после которого надобность в казачьей защите южной границы от татарских набегов отпадала: крымский хан принял российское подданство.

Третей причиной было само поведение казаков и их старшины. Земли Войска Запорожского были чрезвычайно обширны и плодородны, не освоив эти земли нельзя было заселить приазовские и причерноморские земли. Потому на запорожских землях стали селить сербских колонистов, что вызвало гнев казаков: многих колонистов просто убили, других обкладывали данью. Что безусловно не радовало русское правительство. Кроме того, старшина обнаглела в край, воровство казенных денег высылаемых на содержание войска становилось систематическим. Это приводило к восстаниям сечевой бедноты. Кошевой атаман Калинишевский два раза вынужден был бежать из Сечи и подавлять восстания с помощью регулярных войск.

Когда правительство заметило, что идея о добровольном вливании казаков в ряды доблестной регулярной армии терпит крах, стали искать другие способы привлечь казаков на службу, ибо каждый понимал какую опасность для окружающих таят в себе крепкие мужики с военным опытом, не занятые никаким общественно-полезным трудом. После долгих размышлений ничего другого не нашли как … снова возродить казачество. И снова за это принялся Григорий Потемкин

Ведь в казачества грамотных людей было достаточно и её давала запорожским казакам Киевская духовная академия. Этим объясняется, с одной стороны, частое употребление в письмах запорожских казаков текстов из Священного Писания

В 1779 году после падения Сечи, когда казаки присягали на верность русскому престолу, то из 69 казаков, принявших присягу, 37 были грамотными. В то время это был высокий процент грамотности.

Простых украинцев – мещан и крестьян – привлекало в казаках то, что они не подчинялись панам, жили вольной жизнью, не платили податей, грабили и обогащались. Конечно, такая жизнь была сопряжена со многими опасностями, но казалась отдушиной на фоне вечного мрачного труда. Поэтому казачество это не состояние самого украинского народа, а его мечта о свободной и сытой жизни в те времена.

Когда казаки восставали против королевской власти, громили панские угодья, захватывали и жгли украинские города, это было настоящим бедствием для мещан и селян Украины. С другой стороны, казачья жизнь представляла для них большие соблазны. В самом деле, зачем было пахать землю на пана или трудиться ради гроша, если рано или поздно придут казаки и всё разорят и отберут, когда можно было бросить всё и вместе с казаками грабить тех, кто побогаче? При этом время от времени королевское правительство признавало официальный статус запорожского казачества, а значит, всегда был шанс остаться в этом привилегированном войске.

казачество получило официальный статус господствующего сословия на Украине. Положение рядовой массы украинцев от этого не изменилось – они как были, так и остались панскими холопами.

На ещё одну возможную этимологию имени казаков указывает другое созвучие: козаки – касоги (касохи, косоги). Так звались черкесы Хазарского каганата в древнерусских летописях. Касоги фигурируют там как второй по значимости народ в Хазарии. Множество касогов захватил в плен и расселил в окрестностях Киева ещё князь Святослав Игоревич в конце 960-х гг. Так что днепровские черкасы могли вести своё происхождение и отсюда.

Интересно, что у античных историков абхазо-адыгские племена Северного Кавказа звались зихами, а в 8-10 вв. важным союзником Византии было православное государство Зихия в нынешней Абхазии и районе Сочи.

казачество возникло в результате расслоения украинского народа на две неравные части. Одна – наибольшая – продолжала трудиться и только мечтала о вольной казачьей доле. Но ведь не все же могли стать казаками! Другая мнила себя привилегированными «рыцарями», стоящими над этими трусливыми и терпеливыми тружениками.

Это исторический факт: первое упоминание о баскаке на Руси относится к 1257 году. В этом году баскак был назначен на южные земли Руси вместе с киевским князем Феодором для сбора налогов и контроля за исполнением указов великого князя. Это было время, когда на Руси происходили серьезные политические изменения, связанные с борьбой за власть между князьями.

Однако, в 1243 году был издан указ великого князя Ярослава Всеволодовича о том, что баскаки должны были собирать налоги только на территории Новгородской земли. Это означало, что баскаки не имели права вмешиваться в дела других земель Руси.

Таким образом, первое упоминание о басках относится к 1255-1256 годам, но они не были распространены на все земли Руси и действовали только на юге.

Первое упоминание о басках относится к 1243 году, когда они были назначены для сбора налогов в Орде. Они были посланы в русские земли в 1257 году и оставались там до 1430 года. Баски были ответственны за сбор налогов и контроль за выполнением обязательств, наложенных на Русь. Однако, они также занимались другими видами деятельности, включая управление и сбор информации о местных жителях.

В 1287 году баскаков сменили наместники, которые были назначены из Москвы и имели более широкие полномочия. В 1381 году наместничество было упразднено, и сбор налогов был передан непосредственно Москве.

История баскаков была важной частью истории России, поскольку они играли важную роль в формировании налоговой системы и управлении русскими землями. Однако, их деятельность также вызывала недовольство и сопротивление со стороны местного населения.

Рассказ о том, как баскаки ушли в прошлое, оставив за собой много интересных историй и названий сел, продолжает жить в памяти людей. История о том, что знатный русский род Зубовых ведет свою родословную от Амрагана из Владимира, который, по преданию, был одним из первых поселенцев на этой земле, является одной из самых интересных и захватывающих страниц в истории России. Этот рассказ показывает, как важно сохранять и передавать знания и традиции из поколения в поколение, чтобы сохранить связь с прошлым и создать будущее для себя и своих потомков.

Владимир — один из древнейших городов России, основанный в 1108 году. Он расположен на реке Клязьме, на перекрестке торговых путей между Востоком и Западом.

За свою историю Владимир пережил множество событий. В 12 веке он был центром княжества, которое играло важную роль в политической жизни Руси. В это время город был одним из самых крупных и богатых в стране.

В 1237 году Владимир был захвачен монголо-татарскими войсками, которые разорили город и сожгли его. Однако после этого город был восстановлен и продолжал развиваться.

С 1243 года Владимир стал столицей русских земель и оставался ею до 13 века. В этот период город стал важным центром культуры и образования. Здесь были построены многие храмы и монастыри, а также созданы знаменитые произведения искусства.

Однако в конце 13 века начался период борьбы за владимирский великокняжеский стол между сильнейшими князьями. Это привело к ослаблению города и его упадку. И вероятно в это время мои предки разделились.

Наша фамилия ЗУБ проживающая в то время во Владимире вероятнее всего разделилась. И Зубов сын остался служить баскам, а семья подалась на юг сохраняя , православие , во многом проникнутого католической идеологией жизни. На Руси до XVII века наши предки называли себя христианами, реже — православными.

Так мои предки оказались в казацкой Сечи.

А их тогда было :

1. Запорожская (Хортицкая) Сечь

(1553-1775).

2. Базавлуцкая Сечь (1593-1638).

3. Чертомлыцкая Сечь (1652-1709).

4. Микитинская Сечь (1638-1652).

5. Томаковская Сечь (1560-1593).

6. Олешковская Сечь (1711-1734).

7. Каменская Сечь (1709-1711).

8. Покровская (Новая) Сечь.

9. Васильевская Сечь (1787-1789).

10. Задунайская Сечь.

11. Подпольная Сечь (1734-1775)

12. Черкасская Сечь.

13. Слободзейская Сечь.

14. Сейменская Сечь.

15. Дунавецкая Сечь.

Можно и продолжите список, в некоторой литературе упоминается

более 20 казацких Сечей.

Это было очевидно последним их переселение двести лет назад.

Тридцать восемь кубанских куреней на земле новой были тех же самых названий, какие существовали в Запорожском войске, а два добавлены вновь, первый Екатериновский – в честь Императрицы Екатерины, а последний Березанский – в воспоминание взятия черноморцами турецкой крепости Березани.

И вот когда казаки переселялись на Кубань, то это вызвало необходимость ускорить принятие такого документа. Новые земли, новые условия службы – поэтому закон «Порядок» был просто необходим (хороший он или плохой, справедливый или нет – это уже второй вопрос).

Некоторые сведения мы узнали из письма графа Зубова к Чепеге, датированном 2 марта 1794. В котором П.А. Зубов требует «сообразить» «Порядок» с законами во всех его частях. Проводилась ли такая работа, неизвестно. Возможно, ответом на требования графа явилось создание для окружных правлений особого «Наставления из войскового Черноморского правительства», подготовленного на основе российских законоположений (в частности, «Устава благочиния») и лишь немного подправленного на местный лад.

Прожив на Кубани около ста лет,имея здесь надел земли в пожизненное владение с 1792 года от императрица Екатерина Великая за верную службу. А вот после 1917 года Кубанская область теряет весь свой статус. Город Екатеринодара - кубанская столица переименовывается в Краснодар.

Конечно сейчас трудно осознавать в тот момент тех людей, которые теряют почти всё.

Если вас заинтересовали мои рассуждения тогда здесь начало :

первая часть и вторая часть,

жду комментариев от вас.

Спасибо большое за прочтения.