Найти тему
Наталья Баева

Учителя обидеть всякий может...

Именно это мне как-то написала коллега. Обиделась на меня и отписалась. Оказывается, ставлю под сомнение нужность ... ШКОЛЫ! Обесцениваю чужой труд!

А всего-то шла речь о работе школы "Экстерн" в городе Гатчина. О таком вот моём личном опыте.

«Экстерн» заслуживает целой повести. Основатель, многолетний директор районной школы, выйдя на пенсию и создав мини-учреждение, ожидал, что к нам пойдут больные дети, кому просто физически трудно высиживать за партой, а пошли талантливые, кому высиживать по шесть-восемь часов в день просто некогда! Спортсмены, музыканты, балерина, художник…

-2

Эти ребята определили свой род занятий ещё лет в двенадцать, и честно не понимали, ЗАЧЕМ тратить время на то, что точно не пригодится. Но ЕГЭ сдать надо, без аттестата никуда… И сдали-поступили ВСЕ. Какая ещё школа может похвастаться 100% «поступаемостью»?

Как практически? Да, занимались предметами, НЕнужными каждому конкретному ученику, очень плотно в течение двух-трёх месяцев. Шёл и сдавал зачёты по каждому разделу, и после последнего зачёта к этому предмету больше не возвращался. А потом - математика и русский каждый день, плюс предмет по выбору. То есть по три урока в день, каждый урок по полтора часа (90 минут). Иногда в таком классе было два-три ученика, но чаще - один. Передача знаний из рук в руки.

-3

Вот тогда и пришлось не только ускоренные программы разработать, чтобы осваивали предмет за три месяца и сдавали в районной школе, но и записать эти уроки, превратив их в учебники, чтобы опыт не пропал!

Так что же это получается? На вопрос «ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ» нет ответа, с которым согласились бы все? А если мы не можем согласиться даже в этом, как же прийти к единому мнению, ЧЕМУ учить, и КАК?

А значит, педагогический поиск можно только приветствовать. Да, государственный стандарт необходим, но ведь стандарт – это минимум, люди увлечённые его превысят, хотя бы по одному-двум любимым предметам. А для людей незаинтересованных и стандарт недостижим, увы. Не тупые, не бездарные школьники просто не понимают, ЗАЧЕМ?

Поиск продолжается. Ноосферное образование, авторские школы, стихийно возникшее движение «Сталинский букварь» - обучение в начальных классах по стандартам середины двадцатого века. Заново печатаются учебники 40-50-х лет: Логика, Психология, Иностранная литература… Путь назад? Но если сбились с пути, не логично ли вернуться назад в поисках столбовой дороги?

Работали мы в "Экстерне" слаженно, весело. Всего-то пять постоянных учителей и двое приходящих, люди очень разные, но общее дело - и нашли общий язык. Выпускные вечера устраивали.

Написала стихи на память выпускнику, который прошёл с нами за полтора года ТРИ класса и поступил в желанный творческий ВУЗ.

"От Сотворенья человек

Понять стремится,

Из года в год, из века в век,

ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ?

«Учиться надо заставлять,

Пока не вырос.

Учись, чтоб камни не таскать!» -

Гласит папирус.

«Даётся свыше мудрость нам,

И в ней награда.

Учись, чтоб равным стать богам!» -

Девиз Эллады.

«Нам боги вверили решать

Устройство мира.

Учись, чтоб варварам внушать

Почтенье к Риму!»

«Ты должен в жизни одержать

Свою победу.

Учись – не будут обижать!» -

Европы кредо.

«Захочешь господином стать,

При власти, в силе –

Науки надо постигать!» -

Решит Россия.

«Не знать, и не желать узнать –

Позорно это»,

Врага за партой побеждать –

Наказ Советов.

Но если мы – природы часть,

А не случайность,

НЕ должен ни талант пропасть,

Ни гениальность.

Задача наша в том сейчас,

Чтоб в этом свете

Раскрыть заложенное в нас

И в наших детях.

Но панацеи не найти

Для всех, наверно.

Кому с толпой не по пути -

Учись экстерном!"

Восемь лет работы с полной отдачей - и полный облом: помещение школы понадобилось вино-водочному магазину, предложил платить гораздо больше. Череда судов, проигранных школой, пять грузовиков, подогнанных для вывоза мебели, библиотеки, оборудования, физических приборов, пианино... И всё это - на глазах у всего микрорайона.

-4

Где всё это теперь?! А ведь помощи от властей не видели никакой - всё сами!

Директор и учителя оказались на улице, учеников разобрали по домам. Доучивали просто как репетиторы. Боролись, писали, но... так с тех пор и репетиторствую.

Сама обижена...